Многообразие и большое количество параметров, характеризующих материальные потоки в логистике (номенклатура, ассортимент, габаритные и весовые характеристики, потребительские свойства, виды применяемой тары и упаковки и т. д.), вызывают необходимость автоматической идентификации продукции, тары, упаковки, грузовых единиц т. д.
Особое место среди технологий автоматической идентификации занимают технологии штрихового кодирования. Дело в том, что в мировой практике товарно-денежного обращения в рыночной экономике все виды продукции и товаров в обязательном порядке должны быть закодированы и промаркированы единым универсальным штриховым кодом, а через систему расчетов, с потребителями штриховым кодом оказьгоаются закодированными и все виды услуг.
Под технологиями штрихового кодирования будем понимать совокупность средств и методов автоматизированного учета, хранения, обработки, передачи и использования информации, закодированной с помощью штриховых кодов.
Технологии штрихового кодирования — это высокие наукоемкие технологии, основанные на использовании последних достижений оптико-электронной техники, принципиально новых программно-технических средств, компьютерной техники, информационных сетей и автоматизированных систем. Это технологии управления XXI века.
Штриховой код — это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (продукции) с использованием компьютерной техники.
Рассмотрим типы штриховых кодов по их функциональному назначению. Среди многообразия штриховых кодов выделим три их типа.
К первому типу штриховых кодов относятся коды, предназначенные для идентификации продукции, товаров и услуг. По своей структуре — это многоразрядные линейные штриховые коды, которые подразделяются на товарные, упаковочные и технологические.
Ко второму типу - коды, предназначенные для программно-технического обеспечения процессов автоматизации и системостроения. По своей структуре - это многоразрядные линейные или двухмерные (матричные) штриховые коды, которые содержат в закодированном ввде программу или набор команд для управления автоматизированной системой. Штриховой код в этом случае является средством графического математического программирования любой числовой или буквенной (текстовой) информации по аналогии с двоичной системой (числовой) математического программирования при работах с компьютерной техникой. Такой штриховой код является носителем закодированной информации. Графическое кодирование осуществляется с помощью сочетания размеров штрихов и промежутков между ними.
К третьему типу — коды, предназначенные для зашиты информации от несанкционированного пользования. Большей частью это штриховые коды, выполняющие функции информационной зашиты документооборота, ценных бумаг, социальнозначимых потребительских товаров от подделок и фальсификаций. По своей сути это идентифицирующие штриховые коды с дополнительными информационными возможностями.
Основные технологические операции штрихового кодирования товаров состоят из последовательности выполнения следующих действий:
• нанесение штрихового кода на товар, тару и упаковку, сопроводительную документацию;
• верификация штрихового кода (контроль качества его нанесения);
• считывание штрихового кода специальными приборами (оптико-электронные считыватели или сканеры);
• идентификация товара по результатам считывания штрихового кода (эту задачу выполняет компьютер);
• автоматизация процессов.
На рис. 12.3 показана схема реализации товара в торговле с использованием технологии штрихового кодирования.
Рис. 12.3. Схема технологии штрихового кодирования и реализации
товаров в торговле
Технологический процесс начинается с нанесения штрихового кода на товар (тару, упаковку) и сопроводительную документацию. Вопрос в том, какой штриховой код должен быть нанесен на данный товар и как это можно сделать? Это первая часть задачи штрихового кодирования товаров. Далее информация из сопроводительной документации на товар вводится в компьютерную базу данных и хранится там под специальным идентификационным номером, который и является символом штрихового кода. По этому номеру компьютер выведет на экран, или на печатающее устройство, или в информационную сеть информацию о товаре, которая содержится в сопроводительной документации на этот товар. Таким образом, штриховой код на товаре — это идентифицирующее число для ввода, хранения и вывода информации о товаре в компьютерную сеть.
Так осуществляется подготовка товара к реализации. Затем на товаре, представленном на реализацию, считывается штриховой код, производятся операции его измерений и эта информация передается в контрольно-кассовую машину (ККМ). Одновременно по считанному на товаре штриховому коду из компьютерной базы данных в ККМ поступает вся информация (или ее часть) о данном товаре.
Далее печатающее устройство машины выдает потребителю кассовый чек с реквизитами изготовителя товара, его продавца, ККМ, сведения об оплате товара, его потребительских свойствах и др.
Достаточно очевидно, что при решении задачи штрихового кодирования товаров должна быть выстроена унифицированная система по всем элементам технологии штрихового кодирования, не допускающая неоднозначного толкования и разночтения ни в национальной, ни в международной сферах производства и потребления товаров и услуг.
И такая единая, унифицированная международная система существует. Система товарной нумерации США, известная как американский стандарт идентификации товаров, была первой на товарном рынке США и Канады, получившая признание как система ИРС. Европейская Ассоциация товарной нумерации ЕАГЧ на основе американского стандарта ИРС разработала европейский стандарт и на европейском рынке появилась система ЕЛИ. Затем европейская система товарной нумерации была преобразована в Международную ассоциацию ЕАГЧ, деятельность которой направлена на упорядочение товарно-денежного обращения в мировой экономической системе и, в первую очередь, на обеспечение идентификации, автоматизации и учета товародвижения в интересах Всемирной торговой организации (ВТО).
Россия собирается быть участником и членом международных организаций ЕАК и ВТО, поэтому рассмотрим основополагающие составные части международного стандарта товарной нумерации для организации и использования технологий штрихового кодирования товароя на территории Российской Федерации.
Итак, для того, чтобы отечественный товаропроизводитель мог быть равноправным участником международного товарного рынка, Россия должна быть членом ЕА2 и руководствоваться в экономике страны стандартами ЕАТ. Тогда все категории хозяйствующих субъектов приняли бы к исполнению международные нормы и правила производства и реализации товаров, установленные в стандартах ЕА2.
На рис. 12.4 показана организационная структура Международной Ассоциации товарной нумерации ЕА№. Членами Ассоциации ЕАЫ в настоящее время являются около 80 национальных организаций, Россия также является членом Ассоциации.
Рис. 12.4. Организационная структура Международной Ассоциации товарной нумерации ЕАN
Ключевым принципом стандартов ЕАК является принцип стандартной нумерации, в соответствии с которым любой товар идентифицируется специальным номером, который представляется символом в виде штрихового кода. При этом сам идентификационный номер не несет информации о товаре, такая информация содержится в сопроводительной документации на товар и в компьютерной базе данных, в том числе и в памяти ККМ. По идентификационному номеру она может быть востребована подобно тому, как по номеру телефона выходят на связь с единственным абонентом.
В качестве основных (базовых) штриховых кодов приняты:
• в системе ЕАК — 13-разрядный штриховой код (ЕА]Ч-13);
• в системе Ц1РС — 12-разрядный штриховой код (11РС-12), который по несложной процедуре совмещается с кодом ЕА1Ы-13.
В настоящее время в международной системе товарной нумерации используется следующая символика товарных штриховых кодов: ЕА-13, ЕА1ЧГ-8, Э1ЛЧ-14, ГГР-14, ЕАК/11СС-128.
Их особенности состоят в следующем.
Штриховой код ЕАТЧ-13 является основным и используется для кодирования всех видов товаров.
Штриховой код ЕАМ-8 (укороченный восьмиразрядный) используется для кодирования товаров, для которых технически не представляется возможным разместить основной код ЕА1Ч-13.
Штриховые коды Б1Ш-14, 1ТР-14 и ЕАК/иСС-128 используются для кодирования транспортной тары, упаковок и складских поддонов.
Структура основных штриховых кодов международной системы товарной нумерации ЕАN показана на рис. 12.5.
Рис. 12.5. Структура основных штриховых кодов Международной системы товарной нумерации
Рассмотрим элементы структуры основного стандартного товарного кода ЕА1Ч-13. Тринадцать разрядных цифр этого кода при простом и визуальном обзоре означают следующее.
Код ЕА1Ч-13 содержит четыре группы цифр (рис. 12.6).
Первая группа цифр (слева направо) состоит из двух или трех цифр и указывает на местоположение национального члена Ассоциации ЕА1Ч, то есть на страну происхождения товара. Ассоциация ЕАЫ присваивает каждому члену ассоциации индивидуальные цифры (префикс). Россия имеет префикс 460 (Россия и страны СНГ имеют префиксы 460—469). Префиксы товарной нумерации системы ЕАК разных стран приведены в табл. 12.1.
Рис. 12.6. Структура товарного кода
Таблица 12.1
Префиксы товарной нумерации разных стран
Префикс | Страна | Префикс | Сграна | Префикс | Страна |
00-09 | США и Канада | Португалия | Бразилия | ||
30-37 | Франция | Исландия | 80-83 | Италия | |
Болгария | Дания | Испания | |||
Словения | Польша | Куба | |||
Хорватия | Венгрия | Чехия | |||
400-440 | Германия | 600-601 | ЮАР | Югославия | |
460-469 | Россия и СНГ | Марокко | Турция | ||
Латвия | Туше | Нидерланды | |||
Тайвань | Финляндия | Южная Корея | |||
Эстония | Китай | Таиланд | |||
Филиппины | Норвегия | Сингапур | |||
Гонконг | Мексика | Индонезия | |||
Япония | Венесуэла | 90-91 | Австрия | ||
Израиль | Швейцария | Австралия | |||
Окончание таблицы 12.1 | |||||
Швеция | Колумбия | Нов. Зеландия | |||
Великобритания | Уругвай | Малайзия | |||
Греция | Перу, Ар- | Папуа-Новая | |||
Кипр | гентина | Гвинея | |||
Мальта | Чили | ||||
Бельгия и | Эквадор | ||||
Люксембург |
Вторая группа — из пяти (при двухзначном коде страны — члена ЕА1Ч) или четырех (при трехзначном коде страны) цифры и указывает на зарегистрированный номер предприятия-изготовителя товара.
Присвоение и регистрация кода предприятия-изготовителя товара осуществляется национальной организацией, представляющей интересы России в международной организации товарной нумерации ЕА1Ч.
Третья группа — из пяти цифр и указывает на присвоенный номер данному товару, выпускаемому предприятием-изготовителем. Стандарт ЕАК не устанавливает специальных правил присвоения и регистрации кода товара. Это делает предприятие-изготовитель данного товара исходя из собственных возможностей и интересов, связанных с номенклатурой выпускаемой продукции, отраслевой каталогизацией и т. д. В этом случае предоставить информацию о товаре по присвоенному коду может только предприятие-изготовитель этой продукции. Это является существенным недостатком стандарта ЕА1Ч, поскольку товарный штриховой код ЕАЫ-13 обращается в информационных сетях и системах и используется в маркетинговых исследованиях.
В этом случае необходимо ввести процедуру присвоения и регистрации кода товара на основе классификаторов продукции, например, на основе общероссийского классификатора продукции (ОКП) или классификатора товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Нормативно-методической документации на такую процедуру пока не имеется.
Четвертая группа — из одной цифры, которая является контрольным числом и используется для проверки декодирования штрихового кода считывающим устройством. Назначение контрольного числа состоит в следующем.
Расчетным методом по специальной процедуре определяется некоторое значение числа, вычисленное из первых двенадцати цифр кода, и сравнивается с контрольным числом кода. При их совпадении штриховой код «пропускается» в компьютер, что является гарантом достоверности вводимой информации и правильности ее считывания.
Таблица 12.2
Линейные размеры штриховых кодов международной системы товарной нумерации
Размер кода | ЕАГчГ-13 | ЕАГМ-8 | Половина | ||||||
в процентах | интервала | ||||||||
от номинала | ширина, мм | высота, | м | ширина, мм | высота, | м | допуска, мм | ||
29,8 | 21,0 | 21,4 | 17,3 | 0,035 | |||||
33,6 | 23,6 | 24,1 | 19,5 | 0,068 | |||||
37,3 | 26,3 | 26,7 | 21,6 | 0,101 | |||||
ПО | 41,0 | 28,9 | 29,4 | 23,6 | 0,116 | ||||
44,7 | 31,5 | 32,1 | 26,0 | 0,132 | |||||
48,5 | 34,1 | 34,7 | 28,1 | 0,148 | |||||
52,2 | 36,8 | 37,4 | 30,3 | 0,163 | |||||
55,9 | 39,4 | 40,1 | 32,5 | 0,177 | |||||
59,9 | 42,0 | 42,8 | 34,6 | 0,193 | |||||
63,4 | 44,6 | 45,4 | 36,8 | 0,209 | |||||
67,1 | 47,3 | 48,1 | 38,9 | 0,226 | |||||
70,8 | 49,9 | 50,8 | 41,1 | 0,239 | |||||
74,6 | 52,5 | 53,5 | 43,3 | 0,250 | |||||
Размеры кода в процентах от но- | Рекомендуемое левое поле, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Половина интервала допуска, | |||||
минала | мм | ||||||||
16,1 | 188,7 | 0,36 | |||||||
Продолжение таблицы 12.2
15,0 | 174,2 | 0,33 | ||
13,9 | 159,8 | 48,1 | 0,30 | |
12,8 | 145,4 | 48,1 | 0,27 | |
11,7 | 130,9 | 48,1 | 0,24 | |
10,1 | 116,5 | 48,1 | 0,20 | |
62,5 | 9,4 | 105,7 | 48.1 | 0,13 |
Товарный штриховой код БАМ-13 имеет строго регламентированные величины линейных размеров кода, поперечных размеров штрихов и промежутков между штрихами. В качестве базового принимается самый узкий штрих, который называется модулем. В зависимости от модуля для всех типов штриховых кодов (символики) осуществляется построение структуры кода. В табл. 12.2 приведены линейные размеры структуры кодов для символик ЕА1Ч-13, ЕАгЧ-Х.
Товарный код ЕА1У-13 иногда имеет дополнение в виде штрихового кода, состоящего из двух или пяти цифр за основным кодом. Такой код называют дополнительным (рис. 12.7). Дополнительный штриховой код наносится в соответствии с требованиями специального соглашения между товаропроизводителем и оптовым покупателем товара.
Рис. 12.7. Дополнительный к основному штриховой код
Товарный код ЕАИ-13 является универсальным, он применяется для маркирования всех групп товаров.
Вместе с тем, существуют международные стандарты по товарной нумерации отдельных групп товаров, которые имеют существенные отличительные признаки. Это относится, в частности, к печатной продукции.
Контрольные вопросы
1. Назовите упаковки в современном логистическом менеджменте.
2. Перечислите основные признаки классификации тары.
3. Приведите отличительные признаки контейнера как представителя тары.
4. Дайте определение штрих-кода.
5. Перечислите основные виды штрихового кодирования.
6. Приведите структуру товарного кода ЕА1Ч-13.