Нелинейный аудиомонтаж. Амплитудная и частотная коррекции

Лабораторная работа №8.

1. Цель работы

1.1. Изучить интерфейс программного обеспечения Adobe Audition.

1.2. Ознакомиться с процессом звуковых клипов.

1.3. Получить практические навыки по нелинейному аудиомонтажу с использованием программного обеспечения Adobe Audition.

2. Литература

2.1. Adobe Audition 3.0. Создание фонограмм и обработка звука. Степаненко С.С.

3. Домашнее задание

3.1. Ознакомиться с методическим руководством к лабораторной работе.

3.2. Подготовить бланк отчета.

3.3. Зарисовать в отчет структурную схему динамического фильтра.

3.4. Ответить на вопросы для самопроверки.

4. Вопросы для самопроверки.

4.1. Что называют тонкомпенсатором.

4.2. Что называют графическим эквалайзером.

4.3. Как проявится при прослушивании звуковых сигналов искажения АЧХ в области нижних частот.

4.4. Как проявится при прослушивании звуковых сигналов искажения АЧХ в области верхних частот.

4.5. В чем заключается принцип работы денойзера.

4.6. С помощью чего можно произвести изменения динамического диапазона звукового сигнала.

4.7. Что называют высотой тона.

5. Приборы и оборудование.

5.1. ПЭВМ.

5.2. Программное обеспечение Adobe Audition.

6. Порядок выполнения работы.

6.1. Ответить на вопросы преподавателя по домашнему заданию.

6.2. С разрешения преподавателя включить ПЭВМ.

6.3. После окончания загрузки операционной системы Windows запустить Adobe Audition. Для этого нажмите кнопку Start (Пуск) и затем выберите в меню Программы ОС Windows пункт Adobe Audition.

6.4. Дождитесь окончания загрузки.

6.5. Изучите интерфейс программного обеспечения Adobe Audition. Перейдите в режим Edit для чего нажмите на соответствующую кнопку в верхнем левом углу окна программы.

6.6. Импортируйте в проект файлы. Для этого:

  • Выберите в верхнем меню File>Open (Файл>Открыть).
  • В открывшемся диалоговом окне найдите на жестком диске по адресу D:\клипы\ медиа-файлы, которые вы собираетесь импортировать.
  • Выделите в диалоговом окне все нужные для импорта в проект файлы. Для выделения нескольких файлов пользуйтесь щелчками мыши при удерживаемой клавише <Ctrl>. Выделенные файлы можно предварительно прослушать нажав на кнопку Play (Воспроизведение).

Выберите 2 звуковых файла голос2.mp3 и песня2.mp3.

Нажмите в диалоговом окне кнопку Open (Открыть).

6.7. Перетащите один из импортированных файлов из панели Files (Файлы) в панель Main (Главная). В результате в Главной панели должен отобразиться файл в виде временной (Waveform), спектральной (Spectral Frequency), фазово-частотной (Spectral Phase) или панарамной (Spectral Pan) диаграммы. Режим отображения можно выбрать нажав соответствующую кнопку расположенную над Главной панелью.

6.8. Прослушайте выбранный файл. Для этого в панели Transport (транспортная панель) нажмите кнопку Play from Cursor to End of File (Воспроизвести от курсора до конца файла).

6.9. Произведите частотную коррекцию фонограммы.

6.9.1. Произведите динамическую частотную коррекцию. Для этого откройте закладку Effects (Эффекты) на фрейм-панели. Откройте пункт Filter and EQ (Фильтры и эквалайзеры). Выберите эффект Dynamic EQ (динамический экалайзер). После выбора команды меню Effects^Filter and EQ^Dynamic EQ открывается диалоговое окно Dynamic EQ эквалайзера с динамическим управлением частотой настройки, усилением и полосой пропускания. В диалоговом окне Dynamic EQ содержатся элементы управления, перечисленные ниже.

Вкладка Frequency предназначена для графического управления частотой настройки фильтра. Установив флажок Spline Curves, можно достичь сплайн-аппроксимации графика, позволяющей сгладить ломаные линии кривых графика. Вид графика и местораспо­ложение узловых точек изменяются. Переключатель Filter Туре можно установить в одно из положений, соответствую­щих типу фильтра: Low Pass (передача низких частот), Band Pass (передача в полосе частот) или High Pass (передача высоких частот). В поле установки значений пара­метра Stop Band вводится величина коэффициента передачи фильтра (в децибелах) в полосе подавления сигнала.

После установки флажка Loop Graph отображаются раскрывающийся список и поле ввода значений, находящиеся под этим флажком. Данные элементы позволяют организовать циклическое повторение на протяжении всей композиции такого из­менения значений параметров фильтра, которое задано для отдельного ее фрагмента.

Вкладка Gain предназначена для графического управления усилением (Boost) или подавлением (Cut) фильтром сигналов частот в зависимости от времени.

Элементы вкладки Q (bandwidth)обеспечивают графическое управление добротностью фильтров.

Изменяя данные параметры в процессе предварительного воспроизведения произведите подавление верхних и нижних частот в начале и конце фонограммы (для предварительного воспроизведения нажмите кнопку Preveiw/Stop, расположенную в левом нижнем углу диалогового окна).

Отмените внесенные изменения нажав кнопку Cancel (Отмена) в диалоговом окне.

6.9.2. Произведите статическую частотную коррекцию. Для этого выберите эффект Graphic Equalizer (графический эквалайзер). Диалоговое окно графического эквалайзера открыва­ется после выбора команды меню Effects^Filter and EQ^ Graphic Equalizer.

Три кнопки в верхней части окна позволяют выбрать один из трех вариантов эк­валайзера.

10 Bands. 10-полосный эквалайзер, состоящий из октавных фильтров.

20 Bands. 20-полосный эквалайзер (полуоктавные фильтры).

30 Bands. 30-полосный эквалайзер (третьоктавные фильтры). Ниже рассматриваются параметры настройки эквалайзера.

Регуляторами ползункового типа можно изменять уровень сигнала на той или иной частоте. Приближенное значение центральной частоты настройки конкретного эле­ментарного фильтра указано над регулятором, однако для крайних регуляторов слева и справа это не частоты настройки, а частоты среза. Выбирается регулятор щелчком на ползунке, носче чего ползунок перемещается вверх-вниз с помощью указателя мыши.

Раскрывающийся список Band. Предназначен для выбора точного значения центральной частоты (частоты среза) выбранного фильтра.

Регулятор Gain. Позволяет установить точное значение коэффициента усиле­ния сигнала (в децибелах) на центральной частоте (частоте среза) выбранного регулятора. Частота фильтра может быть изменена путем перемещения указа­теля мыши вдоль двунаправленной стрелки, которая отображается при наве­дении указателя мыши на элемент.

Кнопка Reset. Позволяет все ползунки регуляторов установить в нейтральное положение.

Регулятор Accuracy. Предназначен для задания точности обработки. Рекомен­дуемые значения установки параметра — 500-5000. Чем меньше нижняя гра­ничная частота в спектре сигнала, тем большим должно быть это значение.

Регулятор Range. Позволяет изменить диапазон изменения параметра пол­зунком регулятора. Обычно диапазон равен 30-48 дБ.

Регулятор ползункового типа Master Gain. Предназначен для установки ве­личины общего усиления сигнала в децибелах.

Изменяя данные параметры в процессе предварительного воспроизведения добейтесь выделения голоса по сравнению с другими звуками в фонограмме (для предварительного воспроизведения нажмите кнопку Preveiw Play/Stop, расположенную в левом нижнем углу диалогового окна).

Отмените внесенные изменения нажав кнопку Cancel (Отмена) в диалоговом окне.

6.9.3. Произведите подавление нежела­тельных узкополосных составляющих. Для этого выберите команду меню Effects^ Filter and EQ^ Notch Filter.В диалоговом окне содержатся следующие элементы параметров настройки инструмента Notch Filter.

Флажки в группах Frequency и Attenuation. Позволяют выбрать частоты и сте­пень их подавления. Флажки в группе Frequency позволяют выбрать значение частоты для каждой из составляющих спектра, а флажки в группе Attenuation — степень подавления для каждой из подавляемых составляющих спектра.

Флажки DTMF Lower Tones и DTMF Higher Tones. Предназначены для вклю­чения-отключения режима подавления спектральных составляющих на часто­тах, стандартных для системы тонального набора номера телефона. Степень подавления можно выбрать отдельно для каждой группы низкочастотных и высокочастотных тонов в столбце Attenuation.

Флажок Fix Attenuations to. Включает режим, при котором уровень ослабления будет одинаковым для всех частот. При этом требуемый уровень устанавливает­ся регулятором (в децибелах). Если этот флажок сброшен, то уровни ослабле­ния каждой частоты устанавливаются индивидуально в группе Attenuation.

Раскрывающийся список Notch Width. Позволяет выбрать ширину полосы пропускания фильтра — узкую (Narrow), очень узкую (Very Narrow) или свер­хузкую (Super Narrow). Для подавления сигналов в этих полосах рекомендо­ваны следующие значения.

Narrow (30 дБ)

Very Narrow (60 дБ)

Super Narrow (90 дБ)

Изменяя данные параметры добейтесь ослабление голоса по сравнению с другими звуками.

Отмените внесенные изменения нажав кнопку Cancel (Отмена) в диалоговом окне.

6.9.4. Произведите ограничение амплитуды. Для этого выберите команды меню Effects^ Amplitude and Compression^Hard Limiting, в результате чего открывается диалоговое окно Hard Limiting.

Рассмотрим параметры настройки, присутствующие в диалоговом окне Hard Limiting.

Поле Limit Max Amplitude to <...> dB. Предназначено для задания максималь­но допустимой амплитуды волновой формы. Во избежание клиппирования волновой формы в это поле рекомендуется вводить значение в пределах от -0,1 до-0,5 дБ.

Поле Boost Input by <..-> dB. Предназначено для задания величины предвари­тельного усиления (в децибелах). Используется для того, чтобы сделать звук выбранной волновой форхмы громче и гарантировать, что при этом не произойдет клиппирование.

Поле Look Ahead Time <...> ms. Используется для задания времени упрежде­ния срабатывания ограничителя при появлении пика сигнала. Если устано­вить для этого параметра слишком малое значение, появятся слышимые ис­кажения. Убедитесь в том, что для этого параметра задано значение не менее 5 мс (по умолчанию — 7 мс).

■ Поле Release Time <...> ms. Здесь задается время, необходимое для восстановления нормального уровня звука после обработки скачка амплитуды сигнала. Для сохранения низкочастотного баса рекомендуется задавать для этого параметра значение порядка 100 мс. Если значение параметра слишком велико, звук может оставаться ненормально тихим слишком продолжительное время.

■ Флажок Link Left and Right. Связывает изменение уровней сигналов в обоих каналах. Это позволяет сохранить стереобазу источника звука неизменной. После сброса данного флажка разрешается независимая раздельная обработка левого и правого стереоканалов.

Группа Clipping Statistics. Содержит информационные поля, в которых ото­бражается текущая статистика клиппирования. Для левого и правого каналов приводятся максимальное (Max Sample) и минимальное (Min Sample) значения отсчетов, а также доля (в процентах) отсчетов, которые были бы клиппированы, если бы ограничение не выполнялось (Percent Clipped). Выводимая здесь информация собирается после щелчка на кнопке Gather Statistics Now — каждый раз, когда вы изменяете значения любого из параметров в этом окне.

Изменяя данные параметры добейтесь оптимального ограничения амплитуд.

Отмените внесенные изменения нажав кнопку Cancel (Отмена) в диалоговом окне.

6.9.5. Произведите многополосную компрессию. Для этого выберите команды меню Effects^ Amplitude and Compression^Multiband Compressor.

В верхней области диалогового окна находится координатное поле амплитудно-частотных характеристик, предназначенное для отображения графиков мгновенных спектров фрагмента на входе и выходе компрессора.

На графиках можно настраивать кроссовер. Изменяя положение линии разделения полос, можно расширять или сужать ширину полосы частот. Для этого достаточно захватить мышью и перетащить влево или вправо одну из трех узловых точек кроссовера. Таким образом можно точно установить частоты кроссовера и доступные полосы. Значения параметров кроссовера контролируются и вводятся также в специальные поля ввода — low, mid и high.

Для каждой полосы предусмотрены собственные независимые поля ввода пара­метров.

thresh. Порог срабатывания; устанавливается в пределах от 0 до -60 дБ.

gain. Усиление сигнала; диапазон доступных значений — от -18 до 18 дБ.

ratio. Степень компрессии. Можно выбрать значение от 1:1 до 30:1. Типичные значения — от 2:1 до 5:1. Более высокие значения характерны для экстремаль­ных композиций, например рок-музыки.

attack. Время атаки. Через заданный здесь интервал времени компрессор должен отреагировать на изменение амплитуды звука, превысившего пороговое значение. Время выбирается в диапазоне от 0 до 500 мс. По умолчанию выбирается 10 мс. Более высокая скорость требуется для интонированной музыки.

release. Время восстановления. Через заданный здесь интервал времени выходное напряжение усилителя должно быть восстановлено до первоначального уровня после того, как амплитуда входящего сигнала опустится ниже порогового значения. Диапазон значений — от 0 до 5000 мс. По умолчанию принято значение 100 мс. Более высокая скорость восстановления характерна для более спокойных произведений, а пониженная — для ударных инструментов.

Рядом с ползунком порога срабатывания расположены индикатор ослабления уси­ления (справа) и индикатор входного уровня (слева). Индикатор ослабления усиления красными столбцами показывает величину компенсации, которая применяется для со­хранения пикового уровня. Другой индикатор показывает уровень амплитуды входного сигнала. Желтыми столбцами отображается пиковая область, а красными — область перегрузки. Щелчком на индикаторе область перегрузки очищается.

Каждая полоса снабжена кнопками S (Solo) и В (Bypass). Первая из них, Solo, по­зволяет применять регулировки только к выделенной полосе частот. После установки флажков подсвечиваются те полосы, которые выбраны для настройки параметров. Флажок Bypass позволяет перенаправить сигналы данной полосы в обход настроек. Щелкая на этой кнопке, можно быстро сравнить звук до и после его обработки компрессором.

Группа output gain состоит из индикатора, ползункового регулятора и поля ввода параметра gain. Эти элементы управления предназначены для контроля и изменения аудиосигнала после компрессии. С их помощью можно повысить коэффициент усиления или обрезать его одновременно для всех каналов. Изменения возможны в диапазоне от -18 до 18 дБ относительно нуля. Желтыми столбцами обозначается пиковая область, а красными — область перегрузки. Щелчком на индикаторе область перегрузки очищается.

В группе limiter содержатся поля параметров, которые используются для выполне­ния установок в группе output gain с целью оптимизации всех уровней. Воздействие параметров threshold, margin, attack и release на сигнал оказывается менее агрессивным, чем воздействие аналогичных установок для отдельных полос. Здесь параметр Margin позволяет установить величину абсолютного максимума относительно 0 dBFS.

В завершение рассмотрим группу флажков options.

spectrum on input. Устанавливается для отображения графика спектра входного сигнала перед графиком спектра.

brickwall limiter. Устанавливается для немедленного и жесткого ограничения пиков аудиосигнала в пределах значения, заданного в поле Margin, что позволяет снять перегрузки. Максимальное время attack для режима ограничения brickwall составляет 5 мс.

link band controls. Устанавливается для связывания между собой параметров настройки всех полос.

Изменяя данные параметры, воспользуйтесь кнопкой Preview для прослушивания результата, добейтесь оптимальной компрессии. Запишите значения элементов управления в отчет.

Отмените внесенные изменения нажав кнопку Cancel (Отмена) в диалоговом окне.

6.10. Повторите пункты 6.9.1-6.9.5. для второго импортированного файла.

6.11. Закройте все программы и выключите ПЭВМ.

6.12. На основании проделанной работы сделайте выводы.

7. Содержание отчета

7.1. Наименование и цели работы.

7.2. Структурная схема динамического фильтра.

7.3. Выводы по работе.

7.4. Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).

8. Контрольные вопросы.

8.1. Назовите достоинства нелинейного монтажа.

8.2. В чем отличие параметрического эквалайзера от графического.

8.3. Как может быть реализована работа программных фильтров.

8.4. Перечислите основные команды, размещенные в подменю Фильтры и Эквалайзеры.

8.5. Поясните необходимость применения устройств динамической обработки.

8.6. В чем заключается процесс лиммитирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: