Определение субъекта социологии

С момента введения курса "социология" в учебные планы высшей школы Российской Федерации в 1991 г. происходит бум публикаций по предмету. Список учебно-методической литературы насчитывает уже сотни наименований. И этот процесс продолжается. Современная отечественная литература по социологии характеризуется активным освоением зарубежного и отечественного богатства социологической мысли. Но вопрос о том "КТО" осуществляет исследовательскую работу как-то остаётся без должного внимания. В отдельных учебниках можно встретить отрывочные суждения об этике ученого, о нормах научной деятельности, можно даже найти комментарий к кодексу профессионального социолога. Но подобных фрагментов явно недостаточно для конструирования целостного образа социолога. "Кто он такой субъект социологии? - вопрос во многом остаётся не раскрытым для большинства выпускников высшей школы. Попыткой обрисовать некоторые способы знакомства с субъектом социологии и выделить ряд существенных черт теоретического портрета совокупного социолога и предстаёт данная глава.

Оговорим особо, что "субъект социологии" есть сложное собирательное понятие. Его неотъемлемым компонентом выступает преподаватель социологии, который реализует, среди прочих, и познавательную функцию науки. Современные педагогические технологии трактуют и студента отчасти в качестве субъекта, поскольку тот задействован в сотрудничестве и сотворчестве с преподавателем в ходе овладения социологическими знаниями. Есть и ещё один нюанс. Как было показано в первом разделе книги, феноменологическая социология знания указывает на здравомыслящего индивида в качестве "обыденного социолога", который в познании общества преследует примерно те же цели, что и профессиональный обществовед. В широком смысле слова под субъектом социологии понимается общество в целом как самопознающая система. Но остановимся только на острие механизма социологического познания. Под "субъектом социологии" будет пониматься исключительно профессиональный исследователь, который, прежде всего, является инициатором развития социальной науки. Именно он осуществляет целенаправленный процесс познания социальных явлений с целью их изучения и объяснения. Именно на него как на архетип равняются и преподаватель, и студент, и обыденный социолог. Обобщенный субъект социологии предстаёт, таким образом, совокупностью лиц, обладающих необходимой компетенцией в социологии и участвующих в процессе выработки нового знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: