Международные стандарты качества и их применение в строительстве

Решение проблемы управления качеством строительства непосредственно связано с переходом на международные стандарты в области качества, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО[1]).

Международные стандарты содержат требования к системе управления качеством, направленные на удовлетворение потребителя посредством предупреждения несоответствия продукции нормативным требованиям на всех стадиях ее разработки, проектирования и создания.

Международные стандарты качества являются общими и не от­носятся к какой-либо конкретной отрасли производства. В этой связи они нуждаются в специальной адаптации к конкретной продукции конкретных предприятий, в том числе и к продукции строитель­но-монтажных организаций и предприятий по производству стро­ительных конструкций, деталей. При этом должны учитываться достигнутые технический, технологический и организационный уровни производства, а также другие факторы и условия произ­водственно-хозяйственной деятельности.

Международной организацией по стандартизации разработано 17 международных стандартов по управлению качеством. Указан­ные стандарты дают полную регламентацию организации управ­ления качеством продукции в любой производственной или об­служивающей организации и предприятии.

В 1990-х гг. Правительством РФ разработан и утвержден ряд го­сударственных стандартов Российской Федерации по управлению качеством, которые в полной мере согласуются с требованиями стандартов ИСО. К ним относятся:

ГОСТ Р ИСО 9001—96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монта­же и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9002—96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9003—96 Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях;

ГОСТ Р ИСО 1OOI1-1—93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка;

ГОСТ Р ИСО 10011-2—93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для эскпертов-аудиторов систем качества;

ГОСТ Р ИСО 10011-3—93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Управление программами проверок;

ГОСТ Р ИСО 40.001—95 Правила по проведению сертифика­ции систем качества в Российской Федерации;

ГОСТ Р ИСО 40.002—96 Система сертификации. Общие поло­жения;

ГОСТ Р ИСО 40.003—95 ГОСТ Р Регистр систем качества. По­рядок проведения сертификации систем качества.

Как и международные стандарты, так и ГОСТы по обеспече­нию и управлению качеством продукции относятся ко всем от­раслям материального производства и обслуживания. Конкрет­ные строительно-монтажные фирмы и предприятия по произ­водству строительных конструкций и деталей обязаны разрабо­тать и внедрить у себя систему управления качеством строительной продукции, отвечающую положениям и требованиям приве­денных выше ГОСТов. Эта система подлежит сертификации, т. е. согласованию и принятию ее организациями Российской Феде­рации по стандартизации.

Основным документом, содержащим нормативные требования к качеству выполнения строительно-монтажных работ является СНиП ч. 3 «Организация, производство и приемка работ». Кроме того, при разработке систем управления качеством естественно должны быть учтены требования и других нормативных докумен­тов и Государственных стандартов по расчету строительных конст­рукций на прочность, устойчивость, теплопроводность, по лабо­раторным и производственным испытаниям строительных мате­риалов, конструктивных элементов зданий и сооружений и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: