Решение проблемы управления качеством строительства непосредственно связано с переходом на международные стандарты в области качества, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО[1]).
Международные стандарты содержат требования к системе управления качеством, направленные на удовлетворение потребителя посредством предупреждения несоответствия продукции нормативным требованиям на всех стадиях ее разработки, проектирования и создания.
Международные стандарты качества являются общими и не относятся к какой-либо конкретной отрасли производства. В этой связи они нуждаются в специальной адаптации к конкретной продукции конкретных предприятий, в том числе и к продукции строительно-монтажных организаций и предприятий по производству строительных конструкций, деталей. При этом должны учитываться достигнутые технический, технологический и организационный уровни производства, а также другие факторы и условия производственно-хозяйственной деятельности.
|
|
Международной организацией по стандартизации разработано 17 международных стандартов по управлению качеством. Указанные стандарты дают полную регламентацию организации управления качеством продукции в любой производственной или обслуживающей организации и предприятии.
В 1990-х гг. Правительством РФ разработан и утвержден ряд государственных стандартов Российской Федерации по управлению качеством, которые в полной мере согласуются с требованиями стандартов ИСО. К ним относятся:
ГОСТ Р ИСО 9001—96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
ГОСТ Р ИСО 9002—96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;
ГОСТ Р ИСО 9003—96 Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях;
ГОСТ Р ИСО 1OOI1-1—93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка;
ГОСТ Р ИСО 10011-2—93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для эскпертов-аудиторов систем качества;
ГОСТ Р ИСО 10011-3—93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Управление программами проверок;
ГОСТ Р ИСО 40.001—95 Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации;
ГОСТ Р ИСО 40.002—96 Система сертификации. Общие положения;
ГОСТ Р ИСО 40.003—95 ГОСТ Р Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества.
Как и международные стандарты, так и ГОСТы по обеспечению и управлению качеством продукции относятся ко всем отраслям материального производства и обслуживания. Конкретные строительно-монтажные фирмы и предприятия по производству строительных конструкций и деталей обязаны разработать и внедрить у себя систему управления качеством строительной продукции, отвечающую положениям и требованиям приведенных выше ГОСТов. Эта система подлежит сертификации, т. е. согласованию и принятию ее организациями Российской Федерации по стандартизации.
|
|
Основным документом, содержащим нормативные требования к качеству выполнения строительно-монтажных работ является СНиП ч. 3 «Организация, производство и приемка работ». Кроме того, при разработке систем управления качеством естественно должны быть учтены требования и других нормативных документов и Государственных стандартов по расчету строительных конструкций на прочность, устойчивость, теплопроводность, по лабораторным и производственным испытаниям строительных материалов, конструктивных элементов зданий и сооружений и др.