Региональное развитие: основы управления экономикой

Управление экономикой регионов является достаточно динамичным про­цессом, поскольку со временем происходит смена внешних и внутренних условий, которые оказывают влияние на развитие регионов. К внешним условиям необходимо отнести политическую обстановку, экономико-географическое положение, степень участия в территориальном разделении труда и т.д. В число внутренних условий входят имеющийся природно-ресурсный и техни­ко-производственный потенциал, степень благоприятности демографической обстановки, достигнутый уровень инновационного потенциала, развитость путей сообщения и др. При этом следует учитывать, что чем более динамично развивается экономи­ческая сфера регионов, тем быстрее воспринимаются инновации. Однако процесс реструктуризации хозяйственных систем регионов в трансформационный период продолжается, что связано с рядом объективных причин, которые обусловлены историческими условиями.

Прежний тип экономической системы страны носил плановый характер. Это позволило в доста­точно короткие сроки построить большое количество разнообразных произ­водств, даже в районах с экстремальными условиями для проживания чело­века. В плановой системе взаимоотношения между поставщиками и потреби­телями строились на долговременной основе. Это приводило к тесной взаи­мосвязи социальной инфраст­руктуры населенных пунктов с финансовыми ресурсами производственных предпри­ятий, так как ее развитие тесно увязывалось с количеством рабочих мест на предприя­тиях. В плановой экономической системе также получили широкое развитие эконо­мические связи между бывшими союз­ными республиками, что предопределило развитие отраслей, ориентированных на широкую межрес­публиканскую ко­операцию.

Переход к рыночной системе отрицательно сказался на экономике совре­менных российских регионов. Смена последовательной планово-директив­ной экономической политики на либеральную привело к се­рьезным проблемам на территориях с высокой концентра­цией производств, а также на территориях, расположенных вдали от основных экономических центров и потеряв­ших рынки сбыта в силу больших транспортных тарифов. Поэтому процессы структурной перестройки хо­зяйства регионов России направлены на плавное приспособление экономики к рыночным условиям и связаны с усилением роли государства в ключевых отраслях промышленно­сти, в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе. Также произошло формирова­ние трехступенчатой системы управления – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Федеральный уровень управления регионами свя­зан с выработкой прин­ципиальных основ государственной региональной по­литики. Она представ­ляет собой комплекс мероприятий в управлении регио­нами, направлен­ных на опти­мизацию социально-экономи­ческого разви­тия и функциониров­ания по­литической системы. Основными факторами регио­нальной политики яв­ляются раз­личия в промышленном профиле регионов, особенно­сти демогра­фической си­туации, исторические особенно­сти освое­ния территор­ии, соци­ально-культур­ные особенности и специфика природн­о-климатичес­ких усло­вий. Соответ­ственно, по отношению ко всем регионам вырабатыва­ются еди­ные общефеде­ральные требования и условия ведения региональной полити­ки, которые предусматривают воз­можность самостоя­тельных дей­ствий региональных вла­стей в пределах своей компе­тенции.

Региональная политика проводится в следующих направлениях:

1. Налоговая политика. Определяет основные налоговые платежи и льготы для физических и юридических лиц с соблюдением всех федеральных норм.

2. Бюджетная политика. Связана с выработкой механизма формирования бюджета региона и рационального его использования. Главным требованием бюд­жетной политики является то, что средства регионального бюджета должны быть потрачены на его территории.

3. Ценовая (тарифная) политика. Служит для определения приемлемого уровня тарифов на услуги естественных монополий, проведения регулирова­ния цен на товары и услуги и т.д.

4. Инвестиционная политика. Ориентирована на привлечение инвести­ционных ресурсов для территории;

5. Институциональная политика. Связана с процессами организации регионального законодательного пространства, управлением государствен­ной собственностью в регионах, организацией условий для развития пред­принимательства и т.д.

6. Социальная политика. Определяет условия достижения социально зна­чимых региональных целей, которые связаны с улучшением качества жизни населения, ростом налогооблагаемой базы и т.д.

Одним из главнейших критериев эффективности государственной регио­нальной политики является самодостаточность регионов, т.е. снижение уровня дифференциации между разнополярны­ми по вектору социально-экономического развития регионами.

Поэтому фор­мируется особая область управленческой деятельно­сти как региональный менеджмент. Главной предпосылкой форми­рования региональ­ного менеджмента в условиях современного российского федерализма является то, что регионы (субъекты федерации) становятся основными субъектами экономи­ческих взаимоотношений, чаще всего выступая при этом в роли собственников хозяйствую­щих субъектов или крупных потребителей товаров и услуг. Поэтому стрем­ление к экономической самостоятельности региональных и муници­пальных образований в таких условиях оправданно; главными функциями регио­нальных властей становится стимулирование предпринимательской дея­тельности и формирование механизмов взаимодействия и сотрудничества пред­приятий и ор­ганизаций всех форм собственности.

Региональный менеджмент – это область управленческой деятельности, которая направлена на оптимальное функционирование социально-экономи­ческой системы регио­на и стратегическое планирование его развития. Явля­ясь частью управленческой деятельности, региональный менеджмент обеспе­чивает нахождение инструментов, методов и средств, которые позволят до­стичь целей регионального развития.

Основными задачами регионального менеджмента являются:

1. обеспечение поступательного развития региональной экономической системы;

2. достижение приемлемого и достойного качества жизни населения;

3. участие в долгосрочных федеральных программах социально-экономи­ческого развития;

4. разработка долгосрочной стратегии развития региона;

5. формирование, поддержка и укрепление налогооблагаемой базы как основы проведения налоговой и бюджетной политики;

6. развитие инфраструктуры как основы осуществления структурной, инвестици­онной и научно-технической политики.

Реализация вышеуказанных задач основана на концептуаль­ных принципах, общепризнанными из которых являются следующие: децен­трализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, вы­деленная компетенция.

Децентрализация подразумевает передачу части полномочий в принятии решений от федеральных органов власти к региональным и муниципальным властям.

Принцип партнерства предполагает уменьшение роли вертикальных управленческих взаимосвязей и переход к взаимосвязям по горизонтали. Реа­лизация принципа партнерства невозможна при юридически значимых раз­личиях между управленческими субъектами.

Принцип субсидиарности имеет большое значение для регионального бюджетного процесса, т.к. финансо­вые ресур­сы выделяются под значимые проекты развития.

Принципы мобильности и адаптивности подразумевают возможность региональной системы трансформироваться под влиянием внешних условий.

Принцип выделенной компетенции связан с разделением сфер ответ­ственности между объектами управления, находящимися в различной соб­ственности – федеральной, региональной и муниципальной. Реализация это­го принципа является одной из главных проблем современной российской региональной политики. В настоящий момент принцип выделенной компе­тенции реализован путем разграничения функций управления между испол­нительными и законодательны­ми (представительными) органа­ми, между регионами и центром, между субъектами федерации и муници­пальными структурами.

В качестве методов регионального менеджмента понимаются совокупно­сти приемов и средств влияния на экономическую систему региона. Основ­ными из них являются ме­тоды прямого или опосредованного воздей­ствия на экономические субъекты.

Таким образом, главной целью регионального менеджмента является воз­действие на процессы развития регионов. Поэтому необходимо рассмотреть, что представляют собой процессы регионального развития, каковы критерии и цели. Процесс развития региона является многоцелевым и многоаспектным процессом и обычно рассматривается с точки зрения достижения стратегических социаль­ных и экономических целей. Главными из них являются улучшение качества жиз­ни населения, рост объемов производства и доходов населения. Также в качестве целей социально-экономического развития региона можно выделить улучшение образо­вательной и здравоохранительной систем, улуч­шение экологической ситуации, развитие инфраструктуры, создание органи­зационных условий для туризма, улучшение демографической ситуации, соблюдение пропорций роста городского и сельского расселения и т.д. В ка­честве так­тических целей регио­нального развития могут выступать промежу­точные задачи, выступающие в качестве необ­ходимых условий успешного развития. К ним можно отнести:

• расширение видов бизнеса;

• развитие периферийных и окраинных территорий;

• формирование опорного каркаса расселения;

• развитие новых рабочих мест.

Цели регионального развития во многом идентичны между собой, но в условиях ограниченности финансовых ресурсов между ними могут возникать противоре­чия.

Например, в развитии инфраструктуры (в частности, автомо­бильных до­рог) нуждаются большие и малые города, села и поселки. Мегаполисы пере­гружены транспортом, поэтому им нужны новые развязки и объездные пути. Но, с другой стороны, на региональной периферии, особенно в сельской местности, асфальтированные дороги могут отсутствовать. При ограничен­ности финансовых ресурсов на ремонт и строительство новых дорог эти цели идентичны, но имеют существенные различия. В данном случае кон­фликт не носит неразрешимого характера и требует рассмотрения и приня­тия решения.

Сообразно региональным целям развития вырабатывается система крите­риев, по которым оценивается степень достижения поставленных целей. В качестве универсальных интегральных критериев регионального развития можно использовать ин­декс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный в рамках Программы развития ООН, и качество жизни, кото­рое рассчитывается по ряду составляющих.

Индекс развития человеческого потенциала применяется в международ­ной практике. Для его расчета использу­ются три показателя экономического развития региона или страны:

• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

• интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого насе­ления и сред­няя продолжительность обучения);

• величина душевого дохода с учетом покупательной способ­ности валю­ты и снижения предельной полезности дохода.

Другим интегральным критерием регионального развития является каче­ство жизни. Под качеством понимается совокупность свойств и характери­стик продукции (работ, услуг), которые прида­ют ей (им) способ­ность удовлетво­рять обусловленные или пред­полагаемые потребности в соответ­ствии с на­значением. Поэтому качество жизни тем выше, чем больше по­требностей и ин­тересов людей удовлетворяется. Качество жизни выража­ется через многочисленные показатели, к которым от­носятся:

• качество питания;

• качество и модность одежды;

• комфорт жилища;

• качество здравоохранения;

• качество образования;

• качество сферы обслужи­вания;

• качество окружающей среды;

• структура досуга;

• степень удовлетво­рения потребностей.

В европейских странах проводится целенаправленная политика в обла­сти улучшения качества жизни, которая содержит следующие направле­ния:

1. Продовольствие, питание и здоровье.

1.1. Разработка безопасных, гибких новых и/или усовершенствованных процессов производства и технологий.

1.2. Разработка тестов и методов для обнаружения и исключения ин­фекционных и токсичных компонентов на всех этапах производства продук­тов пи­тания.

1.3. Роль пищи в укреплении здоровья населения с учетом диеты и ха­рактера питания, требований токсикологии, эпидемиологии, влияния окру­жающей среды, выбора потребителя и уровня здравоохранения.

2. Контроль над инфекционными заболеваниями.

2.1. Усовершенствованные или новые моно-, мультикомпонентные и сме­шанные вакцины.

2.2. Методы диагностики и контроля возникновения и распростра­нением инфекционных заболеваний.

2.3. Аспекты здравоохранения и организации медицинского обслужи­вания.

3. «Фабрика клетки».

3.1. Улучшение диагностической и терапевтической базы здравоохра­нения.

3.2. Повышение устойчивости окружающей среды.

3.3. Новые биологические и биотехнологические продукты и процессы в производстве сельскохозяйственной продукции и высокоценных химиче­ских добавок.

4. Окружающая среда и здоровье населения.

4.1. Аллергические и другие заболевания, вызываемые неблагоприят­ным состоянием окружающей среды, методы их предотвращения и лечения.

4.2. Разработка новых методов диагностики, оценки риска и возникно­вения причин вредных влияний окружающей среды на здоровье населения.

5. Стабильное ведение сельского, рыбного и лесного хозяйства и инте­грированное развитие сельских районов, включая горные местности.

5.1. Новые и уже устоявшиеся системы производства в сельском и рыбном хо­зяйстве и в аквакультуре, включая методы разведения в животноводстве, учи­тывающие рентабельность этого производства, а также устойчивое уп­равление ресурсами, качество продукции, вопросы занятости населения и здоровье сель­скохозяйственных животных.

5.2. Комплексное производство и использование биологических мате­риалов для областей применения, не связанных с производством продук­тов пита­ния.

5.3. Устойчивое и многоцелевое использование лесных ресурсов; ком­плексное производство древесины.

5.4. Поддержка общего направления политики: разработка методов контроля, наблюдения и защиты, включая защиту почв от эрозии. Проведе­ние исследований с целью обеспечения научной базы для законодатель­ства ЕС.

5.5. Новые методы и модели для интегрированного и устойчивого раз­вития сельских и прилегающих к ним районов.

6. Проблемы пожилого и нетрудоспособного населения.

6.1. Возрастные заболевания и проблемы ухудшения здоровья.

6.2. Факторы, влияющие на процессы старения организма и самочув­ствие пожилых людей.

6.3. Аспекты демографической и социальной политики в отношении по­жилых людей.

6.4. Преодоление функциональных ограничений в пожилом возрасте.

6.5. Услуги здравоохранения и социальных служб для пожилых людей.

7. Хронические и дегенеративные заболевания, рак, диабет, сердечно­сосудистые и редкие заболевания.

7.1. Объяснение общих основополагающих патогенных механизмов воз­никновения, развития и протекания заболевания.

7.2. Оценка традиционных и нетрадиционных терапевтических мето­дов с помощью исследований/экспериментов на многонациональном, круп­номасштабном уровне.

7.3. Оптимизированное использование соответствующих баз данных, регистров и хранилищ.

8. Исследования генома и заболеваний генетического происхождения.

8.1. Исследование генома.

8.2. Функциональная геномика и протеомика.

8.3. Разработка новых экспрессивных систем, образцов организмов, му­тирующих, трансгенных и гибридных организмов.

8.4. Разработка и применение соответствующих биохимических, био­физических, статистических и вычислительных методов.

8.5. Объединенные проекты «Геномика и здоровье».

9. Нейрология.

9.1. Клеточные взаимодействия.

9.2. Теории мозга, компьютерная нейрология и нейроинформатика.

9.3. Изучение процессов развития мозга, его расстройства и восстанов­ления: клиническое, эпидемиологическое и социальное значение.

9.4. Изучение поведенческих и познавательных функций мозга.

10. Здоровье населения и система здравоохранения.

10.1. Службы здравоохранения и охрана труда.

10.2. Борьба с наркотиками.

11. Исследование проблем, связанных с нетрудоспособным населени­ем.

11.1. Определяющие факторы возникновения травм, нетрудоспособно­сти и физических недостатков.

11.2. Методологии для оценки качества жизни.

11.3. Инновационные технологии для оказания помощи и реабилита­ции.

11.4. Здоровье и социальное обеспечение.

12. Биоэтика.

12.1. Этические аспекты научного и технологического развития.

12.2. Этические рамки наук о жизни.

12.3. Государственная политика, закон и биоэтика.

12.4. Инфраструктуры и методологии биоэтики.

13. Социально-экономические аспекты наук о жизни и технологическо­го развития.

13.1. Разработка показателей и основ знаний, относящихся к проводи­мой социальной политике.

13.2. Влияние новых технологий на общество.

13.3. Исследование социально-экономических движущих сил и пер­спектив развития биопромышленности.

14. Поддержка исследовательских инфраструктур.

14.1. Биологические коллекции.

14.2. Источники биологической информации.

14.3. Создание условий для проведения клинических исследований.

14.4. Создание условий для проведения доклинических исследований.

14.5. Создание условий для проведения исследований в области водно­го и рыбного хозяйства.

14.6. Использование высокочастотных, широкополосных коммуника­ционных сетей (мультигигабит).

Помимо интегральных критериев регионального развития, необходимо использовать частные критерии, которые характеризуют отдельные стороны социально-экономических процессов и явлений. К ним необходимо отнести:

• уровень дохода на душу населения и степень их дифференциации;

• степень доступности и уровень потребления отдельных материальных благ;

• ожидаемая продолжительность жизни;

• соотношение лиц с различным уровнем образования;

• степень удовлетворенности населения окружающей средой обитания.

Общеэкономическими критериями регионального развития являются ва­ловой на­циональный продукт (ВНП), вало­вой внутренний продукт (ВВП) и реальный ВНП на душу населе­ния.

Использование частных и интегральных критериев позволяет выявить тенденции и перспективы регионального развития, определить меры для улучшения ситуации. В развитии регионов определяющую роль играет про­странственный фактор экономико-географического положения. Он опреде­ляет пространственные преимущества региона для развития тех или иных видов деятельности. Эти преимущества связаны с источника­ми сырья и энергии, на­личием необходимой рабочей си­лы, свободных земельных ресурсов и близостью к рынкам сбыта.

Размещение производств в крупных городах или периферийных частях городских агломераций дает ощутимый эффект экономии за счет использо­вания общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфра­структурных). «Агломерационный эффект» придает дополнительный импульс развитию территорий, поскольку высокая концентрация промышленности в крупных городах имеет определенные отрицательные стороны, основной из которых является негативное влия­ние на экологическую обстановку. Поэтому при достижении критической концентрации производства в крупном городе или городской агломерации происходит вытеснение производства на более отдаленные территории, которые также получают импульс развития. Ярким примером, иллюстрирующим подобную ситуацию, является Москва. По различным оценкам, каждый день в городе находится до 13-15 млн. чел. Город перегружен и уже не может служить тер­риторией для размещения производственных площадок. Создание новых рабочих мест связано с ростом сферы услуг и обслуживания. Учитывая вышеназванные факторы, новые произ­водства выносятся в Подмосковье или соседние области. В Свердловской области также наступает предел концентрации населения и производства в Екатеринбургской агломерации. Поэтому первой импульс к развитию должна получить Нижнетагильская локальная система расселения.

Поэтому возникает необходимость в выработке методов управления региональным развитием. Органы власти любого уровня (регионального или муниципального) выполняют две основные функции: управление тех­нико-хозяйственной системой (ЖКХ и содержание дорог) и управление со­циально-экономи­ческим развитием территории. Выполнение управленче­ских функций осуществляется с помощью тактических и стратегических ре­шений, программ, конкретных дей­ствий и частных управлен­ческих решений. Поэтому управление регионом строится по принципу управления функцио­нированием и управления развитием. Управление функционированием рас­считано на краткосрочную перспективу и связано с обеспечением текущей жизнедеятельности региональной социально-эконо­мической системы. Управление развитием связано с выработкой долгосроч­ной стратегии разви­тия региона. Примером подобного рода стратегии является программа разме­щения произво­дительных сил в Свердловской обла­сти до 2015 г.

Одним из самых динамичных факторов регионального развития стано­вится внешнеэкономическая деятельность, которая связана в первую очередь с привлечением иностранных инвестиций. От интенсивности международ­ных связей во многом зависит характер экономического развития региона. В Свердловской области постоянно расширяется сеть консульских учреждений иностранных государств и совместных предприятий.

Далее мы рассмотрим муниципальный уровень управления, для которого также характерны свои особенности. Термины «муниципалитет», «муници­пальный» происходят от лат. municipium – «самоуправляющаяся община». В настоящее время под муниципалитетом понимаются органы местного само­управления на уровне городского и сельского поселения (населенного пунк­та).

Муниципальный менеджмент является процессом управления территори­альными социально-экономическими системами на уровне поселений, чаще всего городских, поскольку в сельской местности самоуправление менее масштабно. Воз­никновение муниципального менеджмента в России предопределено много­образием форм городских и сельских поселений, осо­бенностями уклада на­селения в регионах, а также необходимостью более оперативно решать во­просы местного значения. Основное значение муници­пального менеджмента состоит в том, что с его помощью обеспечи­ваются условия жизнедеятельно­сти и основные потребности населения в обеспече­нии благо­приятной среды обитания, безопасности, качественном функцио­нировании инфраструктуры, образова­тельных, меди­цинских услугах и т.д. Практическое выражение муниципального менеджмента состоит в выра­ботке оптимальной модели развития городского и сельского поселения, опре­делении нормативно-правовых механизмов реализации принимаемых управ­ленческих решений, проведении целенаправленной экономической по­литики, реализации федеральных и региональных законодательных актов и т.д.

Муниципальный менеджмент выполняет следующие функции:

1. в соответствии с федеральными и региональными программами разви­тия территорий разрабатываются соответствующие стратегические планы для городских и сельских поселений;

2. решение вопросов местного значения, находящихся вне компетенции органов региональной и федеральной власти (например, решение вопросов о пус­ке или закрытии внутригородских автобусных маршрутов);

3. поддержка и развитие инфраструктурного комплекса;

4. проведение бюджетной политики, направленной на формирование бюджета развития и поддержание налогооблагаемой базы;

5. эффективное и рациональное распоряжение муниципальной собствен­ностью;

6. повышение уровня занятости населения;

7. обеспечение благоприятной среды обитания населения.

Поэтому высокий уровень развития муниципального менеджмента обу­словлен большим количеством городских поселений. По состоянию на 1 ян­варя 2004 г. в России располагалось 2890 городских поселений, при этом число городов и поселков городского типа составляло 1097 и 1793 соответ­ственно. При этом различия между ними весьма существенны. Чаще всего эти различия обусловлены динамикой социально-экономического развития, и здесь можно выделить несколько типов населенных пунктов: развивающиеся поселения (чаще всего крупные города), находящиеся в состоянии стагнации, депрессивные и умирающие.

В нормативно-правовом плане основой муниципального менеджмента является Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации». Ключевые положения Закона направлены на измене­ние принципов терри­ториальной организации местного самоуправления. Устанавливается обязатель­ное формирование муниципальных образований (МО) на двух территориальных уровнях (в поселениях и в муниципальных районах) с разграничением и закреп­лением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также делегирован­ных государственных полномочий. Муниципальное образование считается единым поселением, в котором избираются органы местного самоуправле­ния, утверждается устав и формируется бюджет. В качестве центров муници­пальных образований могут выступать города, крупные поселки городского типа и, в исключительных случаях, сельские поселения. В Свердловской об­ласти примером может служить Слободо-Туринский район, центром которо­го является село Туринская Слобода.

В ст.2 ч.1 данного закона выделены две группы поселений (городские и сель­ские). Подобного рода унификация в наименовании населенных пунк­тов потребовалась, потому что в регионах стали использоваться историче­ские и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, во­лость и т.д.). В соответствии со ст. 85, ч. 1, п. 1 Закона органы государствен­ной власти субъ­ектов РФ до 1 января 2005 г. должны были установить грани­цы муниципальных образова­ний и наделить их статусом городского или сельского поселения, городского окру­га или муниципального района. Если местные органы власти не успеют сделать это в отведенные сроки, то, соглас­но ст. 85, ч.3 данного Закона, границы муни­ципальных образований утвер­ждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномочен­ным Правительством РФ.

Трансформация статуса поселений и районов происходит по трем основ­ным направлениям. Первое направление – ликвидация муниципальных об­разований в сельских поселениях и ПГТ с передачей их функций районам. По за­кону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» все муниципалитеты в России имеют равный статус. Однако ранее политика органов власти регионов состояла в постепенном под­чинении самоуправления на поселенческом уровне районным админи­страциям. В ряде случаев подобная практика являлась оправданной, посколь­ку многие сельские поселения и поселки городского типа, подчиняющиеся городским или районным администрациям, не имеют доходной части посел­кового бюджета, так как он формируется за счет дотаций и ограничен только расходными статьями.

Второе направление – объединение городов и муниципальных районов в единое муници­пальное образование. Третье направление заключается в формирование новой для России формы поселений – городских округов. В соответствии со ст.2, ч.1 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Россий­ской Федерации» городским округом считается городское посе­ление, которое не входит в состав муниципального района и органы местно­го самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопро­сов местного значения. Городской округ считается отдельным муниципаль­ным образованием. По своей сути городские округа представляют собой укрупненные поселения. Состав такого муниципального образования вклю­чает в себя город, крупный поселок городского типа и несколько сельских поселений. В действительности образованные та­ким способом городские округа типологически ближе к административным районам с центрами в го­родах, разница заключается лишь в прежнем статусе этих центров.

Следовательно, новая редак­ция Федерального закона «Об общих принци­пах местного самоуправления в РФ» отражает современные тенден­ции изме­нения числа муни­ципальных образований в стране и направлена на измене­ние территориальных принципов местного самоуправления, что оказыв­ает большое влияние на трансформацию регионального административ­но-терри­ториального законодательства. Ранее данный процесс в регионах носил до­вольно сти­хийный характер, так как муниципальные образования появля­лись, упразднялись, объединялись, делились под влиянием самых разнооб­разных факторов. Однако, на наш взгляд, процессы формальных административно-террито­риальных изменений, которые, безусловно, имеют колоссальное значение, являются лишь внешней формой проявления более глубоких трансформаций, происходящих в экономической, общественной и социальной сферах. Глав­ным стало формирование рыночной модели хозяйствования, и, как след­ствие, плавный и постепенный переход к эволюционным процессам постин­дустриализации экономики.

5. Региональная структура российской экономики:

общая территори­ально-отраслевая характеристика

Российская Федерация является одним из лидеров в мире по дифферен­циации уровня социально-экономического развития регионов: в стране суще­ствуют как крупные финансово-административные центры, так и депрессив­ные территории. Основные причины этого связаны с раз­нообразием природ­но-климатиче­ских условий на территории России (которая занимает 1/8 часть суши), неравномерным распределением населения, более поздним освоением восточных частей нашей страны по сравнению с западными и др. Названные причины являются следствием неизбежно складывающегося в процессе экономического развития регионов географического (терри­ториального) раз­деления труда.

Географическое (территориальное) разделение труда (ГРТ) является од­ним из ключевых методологических понятий социально-экономической гео­графии и оказывает решающее воздействие на развитие региональной эко­номики и размещение производительных сил. В целом разделение труда по­нимается как его дифференциация на различные виды или как специализа­ция трудовой деятельности. Понимание сущности географического разделе­ния труда исходит из общественного разделения труда, когда в обществе происхо­дит дифферен­циация различных социальных функций, которые выполняют­ся определенными группами людей. В этой связи происходит выделение раз­личных сфер деятельности в обществе (наука, сельское хозяйство, промыш­ленность, искусство, образование, медицина, армия и др.).

Географическое (территориальное) разделение труда – пространствен­ная форма общественного разделения труда, которая выражается в специали­зации отдельных регионов и стран на производстве определенных видов продукции. Чем более глубоким является уровень геогра­фического разделе­ния труда в стране, тем более увеличивается обмен производимой продукцией, что, в свою очередь, приводит к росту уровня экономического развития в стране. Поэтому естественной основой географического разделе­ния труда является произ­водственная специализация отдельных экономически взаимосвязанн­ых тер­риториальных образований и обмен производимой продук­цией.

Существует несколько основных иерархических уровней географическо­го разделения труда:

1. локальное – разделение труда в относительно небольшом про­странстве, напр. в городе или городском округе;

2. внутрирайонное и межрайонное – разделение труда между элемен­тами одного района или между районами;

3. международное (межгосударственное) – раз­деление труда между отдельными странами или группами стран.

Необходимо четко представлять предел, который разграничивает географи­ческое и технологическое разделение труда. Технологическое разделение труда характерно в первую очередь для крупных предприятий, где структур­ные подразделения пространственно отделены друг от друга, но жестко взаи­мосвязаны в технологическом цикле. Географическое разделение труда вы­ражается в закреплении за отдельными регионами и странами определенных отраслей производства и (или) специализации в изготовлении какого-либо одного продукта или его частей. Это возможно только при развитой системе межрегионального обмена.

Внешним проявлением географического разделения труда является диф­ференциация в пространственном распределении производств товаров и ока­зания услуг. Основными причинами данного процесса являются различия в при­родно-климатических условиях, выраженные в смене природных зон и ти­пов климата, а также неодинаковый для стран-производителей доступ к при­родным ресурсам. Бесспорно, что в развитии географического разделе­ния труда большую роль играют национальные традиции в производстве то­варов, а также уровень развития научной инфраструктуры. Как правило, имен­но она играет определяющую роль в развитии крупных научно-произ­водственных кластеров. В качестве примера можно привести Силико­новую долину в США (является мировым лидером в разработке технологи­ческих и программных продуктов радиоэлектронной и компьютерной промышленно­сти) и Бангалор в Индии (является крупнейшим субъектом офф­шорного про­граммирования). В обоих случаях решающую роль сыграло на­личие круп­ных университетов: в Силиконовой долине – Стенфордского и Беркли, в Бангалоре – Бангалорского. Результатом географического разделе­ния труда является процесс обмена товарами и услугами, совокупные издержки на производство которых на данной территории минимальны по сравнению с аналогичными по природ­ным и социально-экономическим факторам терри­ториями. Поэтому геогра­фическое разделение труда является отправной точ­кой формирования эконо­мической неоднородности российских регионов, которые значительно дифференцированы между собой по ряду внеш­них и внутренних факторов: экономическим, социально-де­мографическим, политическим, этническим, природно-географическим и экологиче­ским.

Группа экономических факторов включает в себя вектор социально-эко­номического развития страны, особенности экономико-географического по­ложения, уровень межрегиональных экономических взаимосвязей, обуслов­ленных достигнутым уровнем территориального разделения и интеграции труда, и уровнем развития производительных сил. Важ­нейшую роль в развитии регионов играет уровень развития производитель­ных сил. Он оценивается показателями объемов произведенной продукции, качества продукции, объемами и структурой основных фондов и т.д. В пространственном от­ношении очень важную роль в развитии регионов играет территориальное разделение труда. В каждом регионе постепенно формируются собственные отрасли специализации, которые возникают на базе местного ресурсного по­тенциала. Их основная функция состоит в более разумном использовании местных ресурсов для выпуска максимально возможного количества про­дукции при сохраняющейся емкости рынков. Эти отрасли также являются элементом территориального маркетинга, определяя своего рода региональный «бренд», кото­рый на ментальном уров­не придает определенную узнаваемость региональной продукции. Например, Уральский вагоностроительный завод, расположен­ный в г. Нижнем Тагиле Свердловской области, прочно закрепил за областью сла­ву родины танков.

Социально-демографические факторы регионального развития напря­мую связаны с процессами изменения численности населения, трансформа­ции его половозрастной и социально-профессиональной структур, что напрямую влияет на процессы воспроизводства трудовых ресурсов и каче­ство жизни населения. Современный период социально-экономических преобразований в стра­не самым тесным образом повлиял на социально-де­мографические факторы регионального развития, что привело к резким переменам во многих демо­графических процессах, усилив депопуляцион­ные тенденции. Это выража­ется в увеличении доли населения старших воз­растов, превышении числен­ности женщин над мужчинами, уменьшении числа детей в общей численно­сти населения и снижении в общей структу­ре экономически занятого насе­ления квалифицированных специалистов тех­нических специальностей. Анализ современных социально-демографиче­ских факторов региональн­ого развития показывает, что одной из причин снижения рождаемости и увеличения смертности явилось ухудшение соци­ально-экономической ситуации в стране.

Поэтому в настоящее время со стороны государства предпринимаются меры для улучшения демографической ситуации. Демографическая пробле­ма носит общегосударственный характер, и ее решение в рамках одно­го региона представляется нам довольно сложным. На первом эта­пе требует­ся улучшение условий и качества жизни ныне живущег­о населения. Показа­тель качества жизни включает в себя следующие критерии: состояние системы здра­воохранения и жилищно-коммунального хозяйства, экологическая обстанов­ка, наличие посто­янной работы и т.д. Решение проблемы занятости должно состоять не только в обеспечении стабильной работы крупных предприятий, но и в содей­ствии развитию малого предпринимательства. Это позволит со­здать дополни­тельные рабочие места. Кроме того, разнообразие форм дея­тельности малых предприятий придает гибкость в развитии в условиях ры­ночной экономи­ки.

Важным условием, способствующим повышению рождаемости, яв­ляется социальная поддержка молодых семей. Формы данной поддержки мо­гут быть самыми разнообразными (например, улучшение жилищных условий при помо­щи ипотечного кредитования, индексация единовременного посо­бия при ро­ждении ребенка, адресная социальная помощь и т.д.). Данные меры должны способствовать укреплению общественного института семьи, повы­шению числа заклю­чаемых браков и увеличению ро­ждаемости. Любая демо­графическая полити­ка носит инерцион­ный характер, и изменения проис­ходят только че­рез поколение. Поэтому основополагаю­щим в данном слу­чае стано­вится участие государства, которое определяет институциональные условия проведения демографической политики.

Вышеуказанные меры не могут быть реализованы вне политических факторов регионального развития. Основными из них являются стабиль­ность политиче­ской обстановки и наличие долгосрочной стратегической программы развития. Примером влияния поли­тических фак­торов на регио­нальное развитие может служить пространствен­но-временное изменение экономико-географического поло­жения. Особенно это актуально для го­родских поселений, главной от­раслью специализа­ции которых яв­ляется гор­нодобывающая промышленность. Длительная эксплуатация месторо­ждений полезных ископаемых приводит к их истощению, поэтому проводится поиск и разработка новых месторождений. Данный процесс приводит к смене прио­ритетов в развитии регионов и к изменению экономи­ческих взаимоотноше­ний между ними.

В тесной взаимосвязи с политическими выступают этнические факто­ры регионального развития. К ним относятся особенности национального со­става населения территории, господствующий тип религии и особенности национальной культуры.

К природно-географическим факторам регионального развития необхо­димо отнести рельеф, климат, доминирующий тип растительности и почв, а также наличие необходимых для жизнедеятельности водных ресурсов. При­родно-географические факторы образуют единый природный потенциал раз­вития социально-экономической системы региона. Носителем данного по­тенциала является сама территория. Обобщающим показателем для оценки природно-географических факторов регионального развития являются осо­бенности природных зон, в которых расположены регионы.

С данной группой факторов регионального развития тесно связаны эко­логические факторы, которые предопределены взаимодействием общества и природы и затрагивают в первую очередь вопросы рационального природо­пользования и загрязнения окружающей среды. Развивающиеся промыш­ленность и сельское хозяйство вовлекают в хо­зяйственное использование зе­мельные, топливные, горнорудные, водные и другие виды ресурсов, что приводит к их истощению, загрязнению и т.д. Наиболее отрицательное влияние на экологию оказывают автотранспорт, энергетика, цветная и черная металлургия, химическая, неф­техимическая и нефтедобы­вающая отрасли промышленности. Поэтому чрезмерная концентрация таких отраслей промышленности на небольшой территории приводит к ухудше­нию экологической обстановки. Для решения задачи снижения неблагопри­ятной нагрузки на территорию необходима ре­структуризация региональной экономики на экологической основе, основными мерами изменения среды которой являются вынос предприятий за пределы го­родской черты, изменение типа хозяйственного использования земель, трансформация отраслевой структуры хозяйственной системы и т.д.

Человек не может обойтись без воздействия на природу, поскольку для развития социума необходимы ресурсы. В данном случае следует исходить из необходимости достижения минимально возможного воздействия на при­родные экосистемы для того, чтобы ландшафты испытывали минималь­ный ущерб и могли восстанавливать свой потенциал.

Таким образом, развитие регионов происходит под воздействием самых разнообразных факторов. Сочетание внешних и внутренних предпосылок предопределяет формирование конкурентных преимуществ региона и вну­треннего инновационного потенциала. При этом регионы являются неотъем­лемой частью федеративного государства, активно участвуя в процессах со­циально-экономической и политической жизни.

Для регуляции процессов регионального развития в системе государ­ственного управления выделена такая функциональная область, как регио­нальная политика, которая является основной частью регионального мене­джмента. В Российской Федерации создано специальное мини­стерство регионального развития, которое разрабатывает концептуальные основы региональной политики в нашей стране. Учитывая огромные разме­ры территории государства, одним из главных факторов развития регионов становится географический. Поэтому представляется необходимым рассмот­реть географические основы государственной региональной политики, кото­рые представлены административно-территориальным устройством государства и сложившейся системой экономико-географического районирования.

В силу различных природно-климатических условий российские регионы дифференцированы по структуре, масштабам, специализации региональной экономики и уровню развития производительных сил. Наибольшие раз­личия наблюдаются между двумя крупными макрорегионами – Запад­ной и Восточной экономической зонами. В состав Западной экономической зоны входит Европейская часть России, а в состав Вос­точной – Урал, Сибирь и Дальний Восток. Наиболее крупным инду­стриальным потенциалом обладают Урал, Центральный район, Западная Си­бирь и Поволжье. На территории европей­ской части страны сосредоточено наибольшее количество населения и про­мышленных предприятий, для нее также характерна самая высокая степень развития транспортных пу­тей. Поэтому европейская часть страны дает наибольшее количество произведенной промышлен­ной и сельскохозяйственной продукции.

Территория Восточной экономической зоны является районом нового ин­дустриального освоения, поэтому ее дальнейшее развитие связано как с реа­лизацией преимуществ экономико-географического положения, так и с созда­нием мощных сырьевых и топливно-энергетических промышленных класте­ров.

В условиях планово-распределительной системы, при районировании «сверху» существование сетки экономических районов было необходимо. Но она оказалась практически не приспособлена для существования в условиях рыноч­ной экономики и укрепления молодого российского федерализ­ма с це­лью преодоления распада государства на национально-территориаль­ной основе в силу своей усложненности. К тому же, в 1990-е гг. в России произошел пере­ход от системы централизованного территориального планирования, которое в советский период было основано на институте государственной плановой экономики. Также за последние несколь­ко десятилетий произошли изме­нения в территориальном распределении произ­водительных сил и расселения. Поэтому построение рыночного обще­ства в России потребовало выработки иной системы районирования по ма­крорегионам. Для этого в 2000 г. указом президента были введены семь федеральных округов – Цен­тральный, Северо-Западный, Юж­ный, Приволжский, Уральский, Сибир­ский и Дальне­восточный. В каждом федеральном округе президентом назна­чается полномочный представитель, основной задачей которого является коорди­нация регионального развития в соот­ветствии с целями и задачами общефе­деральной региональной политики.

Для каждого федерального округа характерны свои особенности в разви­тии социально-экономической обстановки, расселении населения и демогра­фической ситуации, территориально-отраслевой структуре про­мышленности и накопленном при­родно-ресурсном потенциале. По каждому федеральному округу нами будут рассмотрены особен­ности социально-экономического развития и регио­нальная структу­ра хозяйства. Уральский федеральный округ будет рассмотрен отдельно.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Центральный федеральный округ располагается в центре Восточно-Евро­пейской равнины. Экономико-географическое положение округа является очень выгодным, что обусловлено его расположением в центре страны и на­личием столицы (город Москва). В составе округа находятся следующие регионы-субъекты Федерации: Белгородская, Брянская, Влади­мирская, Во­ронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Мо­сковская, Орловская, Рязанс­кая, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Туль­ская, Ярославская об­ласти и город Москва.

Центральный федеральный округ является старопромыш­ленным регио­ном с высокоразвитым многоотраслевым хозяйственным комплексом. Структурной основой хозяйства округа являются черная металлургия, хими­ческая промышленность, машиностроение, легкая и пищевая промышлен­ность. Большое развитие получило производство строительных материалов. Этому способствует огромный спрос на них, особенно со стороны крупных строительных компаний Москвы. В сельском хозяй­стве акцент сделан на выращивании технических культур (сахарной свеклы и подсолнеч­ника), широко распространенном выращивании зерно­вых и овощных культур и мясомолочном животноводстве.

Специализация хозяйства округа на от­раслях обрабатывающей промыш­ленности и сельского хозяйства связана с недостаточными запасами топлив­но-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. Поэтому огромное зна­чение имеют межрегиональные экономические взаимосвязи, связанные с по­ставками топлива, сырья, оборудования и комплек­тующих изделий из других регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Центральный федеральный округ является одним из лидеров по степени финансово-деловой активности. Этому способствует концентрация капитала в первую очередь в Москве и в Московской области, а также развитая финансо­во-кредитная система.

­Перспективы социально-экономического развития Центрального феде­рального округа связаны с необходимостью преодоления негативных тенден­ций в развитии промышленности, которые были связаны со спадом объемов производства в 1990-е гг., с преодолением демографического спада и с улучше­нием инвестиционного климата. Большое значение имеет приход иностран­ных производителей («Нестле», «Фолькваген» и др.), которые создают производственные площадки, увеличивая количество рабочих мест и налого­облагаемую базу.

Поэтому реформирование отраслевой структуры хозяйства связано с переориентацией предприятий на производство как собственной оригиналь­ной продукции, так и импортозамещающих товаров. Для этого необходимо повышение производительности труда, коренная реконструкция части пред­приятий, а также увеличение производства конкурентоспособной про­дукции для внутреннего и внешнего рынка. Одним из приоритетных акцентов оста­ется структурная перестройка сельского хозяйства. Единственным условием выживания АПК становится развитие его многопрофильности и усиление интеграции с крупными торговыми сетями (ритейлерами), которые могут обеспечить необходимый уровень сбыта сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, Центральный федеральный округ является одним из крупнейших макрорегионов в стране и исполняет роль ядра всей политиче­ской и экономической системы страны, что связано с расположением в нем г. Москвы.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ.

Другим крупнейшим макрорегионом страны является Северо-Западный федеральный округ, расположеный на территории севера и северо-запада Европейской части России. Уникальность округу придает наличие полуанклава, которым является самый западный в стране регион – Калинин­градская область, расположенная у южного берега Балтийского моря, на гра­нице с Литвой и Польшей. Северо-Западный федеральный округ вклю­чает в себя республики Карелия и Коми, Архан­гельскую, Воло­годскую, Калинин­градскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую обла­сти, город Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. Цен­тром Севе­ро-Западного федерального округа является г. Санкт-Петербург, который по праву считается второй столицей России.

Территория округа обладает колоссальным экономическим потенциалом. Необходимо отметить, что она освоена неравномерно в силу раз­личных природно-климатических условий. На севере окру­га сосредоточен основной природно-сырьевой потенциал терри­тории, но обрабатывающая промышлен­ность сконцентрирована на юге и западе округа. Сдерживающим фактором в вовлечении в хозяй­ственный оборот северных территорий яв­ляется низкий уровень развития транспорт­ной системы, так как основные транспорт­ные артерии сосредоточены в центре, на западе и юге округа. Поэтому относительно неблагоприятные природно-климатические усло­вия на значи­тельной части округа обусловили типично индустриальный характер развития региона.

Северо-Западный федеральный округ обладает уникальным экономико-географическим положением, так как у него есть прямые выходы к Северно­му Ледовитому океану, а именно к Белому и Баренцеву морям, и Балтийско­му морю. На них располагаются два крупных морских порта – Санкт-Петер­бургский и Мурманский. Их роль в обеспечении внешнеэконо­мических свя­зей страны значительно усилилась в связи с изменением геопо­литического по­ложения России. Выход из состава СССР трех прибалтийских государств (Латвии, Литвы и Эстонии) привел к необходимости для россий­ских грузоот­правителей полной оплаты услуг таких портов, как Таллинн, Пярну, Рига, Вентспилс, Лиепая и Клайпеда, которые ранее являлись частью транспорт­ной системы единого государства. Транзитные сборы за использова­ние собственных морских портов приносят до четверти бюджет­ных доходов прибалтийских республик. Дороговизна портовых услуг приво­дит к росту грузооборота в портах Мурманска и Санкт-Петербурга. Поэтому перспекти­вы роста грузооборота на Балтике связаны с расширением портов в Вы­борге и Высоцке, поскольку их наличие определяет возможность прямого выхода к рынкам европейских государств. Выполняя транзитную роль, округ выступа­ет экспортером как собственной продукции, так и произведенной в дру­гих регионах страны.

Основу хозяйственного комплекса Северо-Западного федерального окру­га составляют чер­ная и цветная металлургия, топливная промышленность (угольная, нефтяная и газовая отрасли), разнопрофильное маши­ностроение, лесная, деревообрабатываю­щая, целлюлозно-бумаж­ная, химическая и рыб­ная отрасли. В сель­ском хозяйстве преобладает молочно-мясное животно­водство, а на севере развито олене­водство.

Огромную роль Северо-Западный федеральный округ играет в выпуске сложной машиностроительной продукции – электротехниче­ского оборудова­ния, электроники, оптико-механичес­кой про­дукции, судо­строения, автомо­билей и т.д. Оставаясь одним из ведущих экономико-промышленных цен­тров страны, округ является важнейшим центром, в котором сосредоточены крупнейшие научные центры и вузы. Округ также является крупнейшим ре­креационным центром, что во многом связано с имиджем Санкт-Петербурга как туристической столицы России.

В перспективе Северо-Западный округ усилит свою роль как крупный промышленно-научный, транзитный и туристический регион. В первую оче­редь это связано с переносом в Санкт-Петербург ряда столичных функций (в частности, прорабатывается проект по переводу Конституционного суда), приходом в регион крупных иностранных инвесторов (например, в Ленин­градской области постепенно формируется автомобильный кластер на базе сборочных производств зарубежных автопроизводителей) и усилением поло­жительного туристического имиджа Санкт-Петербурга.

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Приволжский федеральный округ расположен на территории централь­ной части России. Округ располагается вдоль средней части Волги и ее при­токов, основными из которых являются Вятка и Кама. Протянувшись преимущественно в меридиональном направлении с севера на юг, террито­рия округа обладает большим разнообразием природных зон: это зона тайги на севере Кировской области и Пермского края, южнее – зона смешанных и широко­лиственных лесов, лесостепей и степей.

Округ граничит с Центральным, Северо-Западным, Уральским и Южным федеральными округами, а также Казахстаном. Поэтому экономико-геогра­фическое положение данного макрорегиона можно ценить как благоприят­ное. В состав Приволжско­го федерального округа входят следующие регио­ны: республи­ки Башкирия, Марий Эл, Мор­довия, Татарстан, Удмуртия, Чу­вашия, Ки­ровская, Нижегородская, Орен­бургская, Пен­зенская, Самарская, Са­ратовская, Ульяновская обла­сти, Пермский край (образован в результате слия­ния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа). Цен­тром федерального округа является г. Нижний Новгород.

Располагаясь в умеренном поясе, территория округа обладает благопри­ятными условиями для ведения хозяйственной деятельности и проживания населения (за исключением северных частей Кировской области и Пермско­го края). Уникальность округу придают запасы топливных полезных ископае­мых и химического сырья, что предопределило его промышленную специа­лизацию. Отраслями специализации предприятий регионов округа яв­ляются нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, машино­строение (необходимо отметить ав­томобилестроение в Нижнем Нов­городе, Улья­новске, Елабуге, Нефтекамске, Набережных Челнах, Тольятти и Ижев­ске), черная и цветная металлургия, химическая промышленность, пи­щевая про­мышленность. Сельское хозяйство специализируется на выращи­вании зерно­вых и технических культур и мясомолочном животноводстве.

Поскольку Приволжский федеральный округ перенасыщен предприятия­ми нефтегазохимического комплекса, то их дальнейшая концентрация может привести к ухудшению экологической ситуации в районах Волги. Поэтому перспективы развития округа связаны не с созданием новых производств, а реконструкцией и техническим перевооружением уже существую­щих с целью более продуктивной комплексной переработки сырья и увеличения произ­водства готовой продукции и улучшения ее качества.

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Южный федеральный округ является крупным агропромыш­ленным, ин­дустриальным и рекреационным макрорегионом нашей страны. В его соста­ве находятся республики Адыгея, Даге­стан, Ин­гушетия, Кабардино-Балка­рия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Чечен­ская; Красно­дарский и Став­ропольский края, Астраханская, Вол­гоградская и Ростовская области. Центром округа является г. Рос­тов-на-До­ну.

Уникальность географического положения округа определяется сосед­ством с тремя морями – Чер­ным, Азовским и Каспийским. При движении с севера на юг на территории округа происходит постепенный переход от умерен­ного климата к субтропическому. В районе г. Сочи и его окрестностей распола­гается зона самых северных в мире субтропиков. Теплый климат предопределил фор­мирование плодородных почв – черноземов, каштановых и аллювиальных почв. Они занимают большую часть степных и предгорных районов и благо­приятны для земледелия.

Главными отраслями специализации округа являются машинострое­ние (в первую очередь, сельскохозяйственное), пи­щевая промышленность, много­отраслевое сельское хозяйство и сложившийся курортно-рекреацион­ный комплекс, который имеет исключительное значение для страны.

Самыми известными являются курорты Черно­морского по­бережья Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленд­жик) и группа курор­тов Кавказских Минеральных Вод расположенная, в Ставропольском крае (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железно­водск). При этом необходи­мо отме­тить, что курортно-рекреационный комплекс в территори­альном отношении распре­делен неравномерно. Большинство курортов, санаториев и турбаз сгруппированы в Краснодарском и Ставропольском краях. Осо­бенно большую рекреаци­онную нагрузку испытывает Черноморское побережье Краснодар­ского края. Мощное антропогенное воздействие на данную терри­торию вле­чет за собой неблагоприятную экологическую ситуацию, что ведет к сни­жению каче­ства отдыха населения. Необходимо отметить, что огромным рекреацион­ным по­тенциалом об­ладает побережье Каспийского моря. Но эти потенци­альные возможности практически не используются.

Южный федеральный округ является одним из крупнейших сельскохо­зяйственных производителей в стране. Ядром является сельское хозяйство, для развития которого, как уже указывалось выше, имеются благоприятные условия. Поэтому большое внимание уделено не только выращиванию зер­новых и технических культур, но и садоводству и виноградарству.

Однако, учитывая все благоприятные условия, в Южном Федеральном округе сохраняется множество нерешенных проблем. Главными из них являются сохраняющаяся дестабилизация в Чеченской республике и межнациональ­ные конфликты, которые повлекли за собой спад экономической активности. За последние годы сделана огромная работа по их урегулированию, но должно пройти не менее 15-20 лет для их полного устранения.

В дальнейшей перспективе Южный федеральный округ сохранит свои позиции как сельскохозяйственный и рекреационный регион. Это возможно только при разрешении межнациональных конфликтов, развитии социаль­но-экономической инфраструктуры и более полном использовании конку­рентных преимуществ природ­ного и экономического характера, позволяющих добиться приоритетного развития тех отраслей, которые не име­ют подобных предпосылок и возможностей в других регионах. В частности, это АПК и рекреационно-туристическая сфера.

­СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Данный макрорегион занимает около 1/3 территории России и является своеобразной буферной зоной между экономически развитой Европейской частью и Дальним Востоком. В составе Сибирского федерального округа на­ходятся следующие регионы: республики Алтай, Бу­рятия, Тува и Хакасия; Алтайский и Красноярский края; Иркутская, Кеме­ровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читин­ская области; Агинский Бу­рятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский автоном­ные округа. С 1.01.2007 г. Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненец­кий) и Эвенкийский автоном­ные округа объединяются в новый единый субъ­ект федерации – Красноярский край. Центром Сибирского федерального округа является г. Новосибирск. На севере федеральный округ омывается во­дами Северного Ледо­витого океана. На юге федеральный округ граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем.

Территория округа характе­ризуется огромным разнообразием природно-климатических условий – от арктических тундр на севере до сухих степей и полупустынь на южных границах. Условия для проживания населения и ве­дения хозяйственной деятельности на большей части округа неблагоприят­ны из-за резко континентального климата (ему присущи большие колебания го­довых и суточных температур), преобладания холодных северных ветров с Се­верного Ледовитого океана и широкого распространения вечной мерзлоты (создает большие сложности при строительстве зданий и сооружений).

Промышленный комплекс округа основан на мощном при­родно-ресурс­ном потенциале: запасах каменных и бурых углей, нефти и газа, гидроэнер­гетических ресурсах, древесины хвой­ных пород, руд черных и цветных ме­таллов и химического сырья. Поэтому промышлен­ная специали­зация округа связана с производством топлива и электро­энергии, продукции черной и цветной металлургии, машиностро­ения, химии, заготов­ке и перера­ботке леса. Системообразующим является топливно-энергетиче­ский комплекс. Кроме того, Сибирский федеральный округ является одним из важ­нейших сельскохозяй­ственных регионов страны, так как он специализирует­ся на вы­ращивании и перера­ботке зерновых культур, произ­водстве и перера­ботке животноводческой продукции.

Существует огромное число проблем регионального развития, требующее решения; при этом ведущую роль в их решении, учитывая огромную территорию округа, играет государство. Основная проблема – социально-демо­графическая. Она выражается в низкой плот­ности населения, неравномерно­сти его расселения (преимущественно вдоль Транссиба, на юге округа), недостатке трудовых ресурсов для освоения при­родных богатств региона, силь­ном отставании социальной сферы (что препятствует закреп­лению здесь мигрантов), высокой подвижности населе­ния, недостаточном уровне квалификации кадров для развития сложных производств. Корень данной проблемы состоит в экстремальных природных условиях. Другой проблемой является неравномерное распределение промышленного комплекса, большая часть которого размещена на юге региона. Также характерны про­блемы тех­нического перевооружения предприятий, внедрения ресурсо­сберегающих технологий и неразвитости производственной инфраструкту­ры.

При этом постепенно осознается необходимость повторного освоения и заселения территории Сибири. Поэтому в настоящее время идет разработка про­грамм регионального развития, самой известной из которых является про­грамма комплексного территориального освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае. Дальнейшими направлениями развития промышленного комплекса должны стать: углубление специализации, расширение произ­водства и реконструкция в топливно-энергети­ческой, черной, цветной метал­лургии и лесной отраслях, внедрение достижений науч­но-технического прогресса, в том числе и в энергосберегающих технологиях.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Дальневосточный федеральный округ входит в число крупнейших макро­регионов страны. Являясь самой восточной окраинной территорией, округ омывается водами двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого, поэтому имеет самую протяженную береговую линию. По площа­ди Дальневосточный федеральный округ сопоставим с Сибирским, также занимая немногим более 1/3 территории страны. В составе Дальневосточного федерального округа нахо­дятся Рес­публика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края; Мага­данская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукот­ский автономные округа и Еврейская автономная область. Центром феде­рального округа является г. Хаба­ровск. Округ граничит с Китаем, КНДР, Япони­ей и США.

Большая часть территории Дальнего Востока занята горами и высокими нагорьями. Кроме того, на территории округа большое распространение име­ет многолетняя мерзлота. Уникальность придает округу наличие более двух десятков действующих вулканов, крупнейшим из которых является Ключев­ская Сопка на полуострове Камчатка, где так­же много гейзеров.

На Дальнем Востоке очень богатая минераль­но-сы­рьевая база: месторо­ждения алмазов, олова, ртути и вольфрама, топливных ресурсов и строитель­ного сырья, полиметаллических и железных руд. Присутствуют большие запасы топливно-энергетически­х ресурсов – нефти, газа, каменных и бурых углей.

Промышленный комплекс региона основан на развитии цветной метал­лургии, добыче и обработке цветных и драгоцен­ных металлов: меди, нике­ля, свинца, цинка, олова, золота, платины, серебра, алмазов и других драго­ценных камней, а также рыбной промышленности, судостроения и су­доремонта, лесного хозяйства, оленеводства и мясного животноводства.

Дальний Восток является одним из самых малонаселенных регионов страны. Численность населения Дальнего Востока составляет около 7 млн. чел., то есть в два раза меньше, чем в Москве и ее пригородах. И это число постоянно сокращается. Расселение населения также отличается неравномер­ностью. Наиболее плотно заселены Приморский край и южная часть Сахали­на. Дальний Восток является регионом пионерного освоения, поэтому его население формировалось в первую очередь за счет притока на круп­ные стройки квалифици­рованных кадров из других регионов России, чаще всего с Урала и Европейской части страны. Поэтому дальнейшее развитие региона связано с преодолением экономи­ческого спада, негативных депопуляцион­ных тенденций и усилением его геополитической роли.

Буд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: