Управление экономикой регионов является достаточно динамичным процессом, поскольку со временем происходит смена внешних и внутренних условий, которые оказывают влияние на развитие регионов. К внешним условиям необходимо отнести политическую обстановку, экономико-географическое положение, степень участия в территориальном разделении труда и т.д. В число внутренних условий входят имеющийся природно-ресурсный и технико-производственный потенциал, степень благоприятности демографической обстановки, достигнутый уровень инновационного потенциала, развитость путей сообщения и др. При этом следует учитывать, что чем более динамично развивается экономическая сфера регионов, тем быстрее воспринимаются инновации. Однако процесс реструктуризации хозяйственных систем регионов в трансформационный период продолжается, что связано с рядом объективных причин, которые обусловлены историческими условиями.
Прежний тип экономической системы страны носил плановый характер. Это позволило в достаточно короткие сроки построить большое количество разнообразных производств, даже в районах с экстремальными условиями для проживания человека. В плановой системе взаимоотношения между поставщиками и потребителями строились на долговременной основе. Это приводило к тесной взаимосвязи социальной инфраструктуры населенных пунктов с финансовыми ресурсами производственных предприятий, так как ее развитие тесно увязывалось с количеством рабочих мест на предприятиях. В плановой экономической системе также получили широкое развитие экономические связи между бывшими союзными республиками, что предопределило развитие отраслей, ориентированных на широкую межреспубликанскую кооперацию.
|
|
Переход к рыночной системе отрицательно сказался на экономике современных российских регионов. Смена последовательной планово-директивной экономической политики на либеральную привело к серьезным проблемам на территориях с высокой концентрацией производств, а также на территориях, расположенных вдали от основных экономических центров и потерявших рынки сбыта в силу больших транспортных тарифов. Поэтому процессы структурной перестройки хозяйства регионов России направлены на плавное приспособление экономики к рыночным условиям и связаны с усилением роли государства в ключевых отраслях промышленности, в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе. Также произошло формирование трехступенчатой системы управления – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Федеральный уровень управления регионами связан с выработкой принципиальных основ государственной региональной политики. Она представляет собой комплекс мероприятий в управлении регионами, направленных на оптимизацию социально-экономического развития и функционирования политической системы. Основными факторами региональной политики являются различия в промышленном профиле регионов, особенности демографической ситуации, исторические особенности освоения территории, социально-культурные особенности и специфика природно-климатических условий. Соответственно, по отношению ко всем регионам вырабатываются единые общефедеральные требования и условия ведения региональной политики, которые предусматривают возможность самостоятельных действий региональных властей в пределах своей компетенции.
|
|
Региональная политика проводится в следующих направлениях:
1. Налоговая политика. Определяет основные налоговые платежи и льготы для физических и юридических лиц с соблюдением всех федеральных норм.
2. Бюджетная политика. Связана с выработкой механизма формирования бюджета региона и рационального его использования. Главным требованием бюджетной политики является то, что средства регионального бюджета должны быть потрачены на его территории.
3. Ценовая (тарифная) политика. Служит для определения приемлемого уровня тарифов на услуги естественных монополий, проведения регулирования цен на товары и услуги и т.д.
4. Инвестиционная политика. Ориентирована на привлечение инвестиционных ресурсов для территории;
5. Институциональная политика. Связана с процессами организации регионального законодательного пространства, управлением государственной собственностью в регионах, организацией условий для развития предпринимательства и т.д.
6. Социальная политика. Определяет условия достижения социально значимых региональных целей, которые связаны с улучшением качества жизни населения, ростом налогооблагаемой базы и т.д.
Одним из главнейших критериев эффективности государственной региональной политики является самодостаточность регионов, т.е. снижение уровня дифференциации между разнополярными по вектору социально-экономического развития регионами.
Поэтому формируется особая область управленческой деятельности как региональный менеджмент. Главной предпосылкой формирования регионального менеджмента в условиях современного российского федерализма является то, что регионы (субъекты федерации) становятся основными субъектами экономических взаимоотношений, чаще всего выступая при этом в роли собственников хозяйствующих субъектов или крупных потребителей товаров и услуг. Поэтому стремление к экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований в таких условиях оправданно; главными функциями региональных властей становится стимулирование предпринимательской деятельности и формирование механизмов взаимодействия и сотрудничества предприятий и организаций всех форм собственности.
Региональный менеджмент – это область управленческой деятельности, которая направлена на оптимальное функционирование социально-экономической системы региона и стратегическое планирование его развития. Являясь частью управленческой деятельности, региональный менеджмент обеспечивает нахождение инструментов, методов и средств, которые позволят достичь целей регионального развития.
Основными задачами регионального менеджмента являются:
1. обеспечение поступательного развития региональной экономической системы;
2. достижение приемлемого и достойного качества жизни населения;
3. участие в долгосрочных федеральных программах социально-экономического развития;
|
|
4. разработка долгосрочной стратегии развития региона;
5. формирование, поддержка и укрепление налогооблагаемой базы как основы проведения налоговой и бюджетной политики;
6. развитие инфраструктуры как основы осуществления структурной, инвестиционной и научно-технической политики.
Реализация вышеуказанных задач основана на концептуальных принципах, общепризнанными из которых являются следующие: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, выделенная компетенция.
Децентрализация подразумевает передачу части полномочий в принятии решений от федеральных органов власти к региональным и муниципальным властям.
Принцип партнерства предполагает уменьшение роли вертикальных управленческих взаимосвязей и переход к взаимосвязям по горизонтали. Реализация принципа партнерства невозможна при юридически значимых различиях между управленческими субъектами.
Принцип субсидиарности имеет большое значение для регионального бюджетного процесса, т.к. финансовые ресурсы выделяются под значимые проекты развития.
Принципы мобильности и адаптивности подразумевают возможность региональной системы трансформироваться под влиянием внешних условий.
Принцип выделенной компетенции связан с разделением сфер ответственности между объектами управления, находящимися в различной собственности – федеральной, региональной и муниципальной. Реализация этого принципа является одной из главных проблем современной российской региональной политики. В настоящий момент принцип выделенной компетенции реализован путем разграничения функций управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.
В качестве методов регионального менеджмента понимаются совокупности приемов и средств влияния на экономическую систему региона. Основными из них являются методы прямого или опосредованного воздействия на экономические субъекты.
|
|
Таким образом, главной целью регионального менеджмента является воздействие на процессы развития регионов. Поэтому необходимо рассмотреть, что представляют собой процессы регионального развития, каковы критерии и цели. Процесс развития региона является многоцелевым и многоаспектным процессом и обычно рассматривается с точки зрения достижения стратегических социальных и экономических целей. Главными из них являются улучшение качества жизни населения, рост объемов производства и доходов населения. Также в качестве целей социально-экономического развития региона можно выделить улучшение образовательной и здравоохранительной систем, улучшение экологической ситуации, развитие инфраструктуры, создание организационных условий для туризма, улучшение демографической ситуации, соблюдение пропорций роста городского и сельского расселения и т.д. В качестве тактических целей регионального развития могут выступать промежуточные задачи, выступающие в качестве необходимых условий успешного развития. К ним можно отнести:
• расширение видов бизнеса;
• развитие периферийных и окраинных территорий;
• формирование опорного каркаса расселения;
• развитие новых рабочих мест.
Цели регионального развития во многом идентичны между собой, но в условиях ограниченности финансовых ресурсов между ними могут возникать противоречия.
Например, в развитии инфраструктуры (в частности, автомобильных дорог) нуждаются большие и малые города, села и поселки. Мегаполисы перегружены транспортом, поэтому им нужны новые развязки и объездные пути. Но, с другой стороны, на региональной периферии, особенно в сельской местности, асфальтированные дороги могут отсутствовать. При ограниченности финансовых ресурсов на ремонт и строительство новых дорог эти цели идентичны, но имеют существенные различия. В данном случае конфликт не носит неразрешимого характера и требует рассмотрения и принятия решения.
Сообразно региональным целям развития вырабатывается система критериев, по которым оценивается степень достижения поставленных целей. В качестве универсальных интегральных критериев регионального развития можно использовать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный в рамках Программы развития ООН, и качество жизни, которое рассчитывается по ряду составляющих.
Индекс развития человеческого потенциала применяется в международной практике. Для его расчета используются три показателя экономического развития региона или страны:
• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
• интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
• величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
Другим интегральным критерием регионального развития является качество жизни. Под качеством понимается совокупность свойств и характеристик продукции (работ, услуг), которые придают ей (им) способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в соответствии с назначением. Поэтому качество жизни тем выше, чем больше потребностей и интересов людей удовлетворяется. Качество жизни выражается через многочисленные показатели, к которым относятся:
• качество питания;
• качество и модность одежды;
• комфорт жилища;
• качество здравоохранения;
• качество образования;
• качество сферы обслуживания;
• качество окружающей среды;
• структура досуга;
• степень удовлетворения потребностей.
В европейских странах проводится целенаправленная политика в области улучшения качества жизни, которая содержит следующие направления:
1. Продовольствие, питание и здоровье.
1.1. Разработка безопасных, гибких новых и/или усовершенствованных процессов производства и технологий.
1.2. Разработка тестов и методов для обнаружения и исключения инфекционных и токсичных компонентов на всех этапах производства продуктов питания.
1.3. Роль пищи в укреплении здоровья населения с учетом диеты и характера питания, требований токсикологии, эпидемиологии, влияния окружающей среды, выбора потребителя и уровня здравоохранения.
2. Контроль над инфекционными заболеваниями.
2.1. Усовершенствованные или новые моно-, мультикомпонентные и смешанные вакцины.
2.2. Методы диагностики и контроля возникновения и распространением инфекционных заболеваний.
2.3. Аспекты здравоохранения и организации медицинского обслуживания.
3. «Фабрика клетки».
3.1. Улучшение диагностической и терапевтической базы здравоохранения.
3.2. Повышение устойчивости окружающей среды.
3.3. Новые биологические и биотехнологические продукты и процессы в производстве сельскохозяйственной продукции и высокоценных химических добавок.
4. Окружающая среда и здоровье населения.
4.1. Аллергические и другие заболевания, вызываемые неблагоприятным состоянием окружающей среды, методы их предотвращения и лечения.
4.2. Разработка новых методов диагностики, оценки риска и возникновения причин вредных влияний окружающей среды на здоровье населения.
5. Стабильное ведение сельского, рыбного и лесного хозяйства и интегрированное развитие сельских районов, включая горные местности.
5.1. Новые и уже устоявшиеся системы производства в сельском и рыбном хозяйстве и в аквакультуре, включая методы разведения в животноводстве, учитывающие рентабельность этого производства, а также устойчивое управление ресурсами, качество продукции, вопросы занятости населения и здоровье сельскохозяйственных животных.
5.2. Комплексное производство и использование биологических материалов для областей применения, не связанных с производством продуктов питания.
5.3. Устойчивое и многоцелевое использование лесных ресурсов; комплексное производство древесины.
5.4. Поддержка общего направления политики: разработка методов контроля, наблюдения и защиты, включая защиту почв от эрозии. Проведение исследований с целью обеспечения научной базы для законодательства ЕС.
5.5. Новые методы и модели для интегрированного и устойчивого развития сельских и прилегающих к ним районов.
6. Проблемы пожилого и нетрудоспособного населения.
6.1. Возрастные заболевания и проблемы ухудшения здоровья.
6.2. Факторы, влияющие на процессы старения организма и самочувствие пожилых людей.
6.3. Аспекты демографической и социальной политики в отношении пожилых людей.
6.4. Преодоление функциональных ограничений в пожилом возрасте.
6.5. Услуги здравоохранения и социальных служб для пожилых людей.
7. Хронические и дегенеративные заболевания, рак, диабет, сердечнососудистые и редкие заболевания.
7.1. Объяснение общих основополагающих патогенных механизмов возникновения, развития и протекания заболевания.
7.2. Оценка традиционных и нетрадиционных терапевтических методов с помощью исследований/экспериментов на многонациональном, крупномасштабном уровне.
7.3. Оптимизированное использование соответствующих баз данных, регистров и хранилищ.
8. Исследования генома и заболеваний генетического происхождения.
8.1. Исследование генома.
8.2. Функциональная геномика и протеомика.
8.3. Разработка новых экспрессивных систем, образцов организмов, мутирующих, трансгенных и гибридных организмов.
8.4. Разработка и применение соответствующих биохимических, биофизических, статистических и вычислительных методов.
8.5. Объединенные проекты «Геномика и здоровье».
9. Нейрология.
9.1. Клеточные взаимодействия.
9.2. Теории мозга, компьютерная нейрология и нейроинформатика.
9.3. Изучение процессов развития мозга, его расстройства и восстановления: клиническое, эпидемиологическое и социальное значение.
9.4. Изучение поведенческих и познавательных функций мозга.
10. Здоровье населения и система здравоохранения.
10.1. Службы здравоохранения и охрана труда.
10.2. Борьба с наркотиками.
11. Исследование проблем, связанных с нетрудоспособным населением.
11.1. Определяющие факторы возникновения травм, нетрудоспособности и физических недостатков.
11.2. Методологии для оценки качества жизни.
11.3. Инновационные технологии для оказания помощи и реабилитации.
11.4. Здоровье и социальное обеспечение.
12. Биоэтика.
12.1. Этические аспекты научного и технологического развития.
12.2. Этические рамки наук о жизни.
12.3. Государственная политика, закон и биоэтика.
12.4. Инфраструктуры и методологии биоэтики.
13. Социально-экономические аспекты наук о жизни и технологического развития.
13.1. Разработка показателей и основ знаний, относящихся к проводимой социальной политике.
13.2. Влияние новых технологий на общество.
13.3. Исследование социально-экономических движущих сил и перспектив развития биопромышленности.
14. Поддержка исследовательских инфраструктур.
14.1. Биологические коллекции.
14.2. Источники биологической информации.
14.3. Создание условий для проведения клинических исследований.
14.4. Создание условий для проведения доклинических исследований.
14.5. Создание условий для проведения исследований в области водного и рыбного хозяйства.
14.6. Использование высокочастотных, широкополосных коммуникационных сетей (мультигигабит).
Помимо интегральных критериев регионального развития, необходимо использовать частные критерии, которые характеризуют отдельные стороны социально-экономических процессов и явлений. К ним необходимо отнести:
• уровень дохода на душу населения и степень их дифференциации;
• степень доступности и уровень потребления отдельных материальных благ;
• ожидаемая продолжительность жизни;
• соотношение лиц с различным уровнем образования;
• степень удовлетворенности населения окружающей средой обитания.
Общеэкономическими критериями регионального развития являются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и реальный ВНП на душу населения.
Использование частных и интегральных критериев позволяет выявить тенденции и перспективы регионального развития, определить меры для улучшения ситуации. В развитии регионов определяющую роль играет пространственный фактор экономико-географического положения. Он определяет пространственные преимущества региона для развития тех или иных видов деятельности. Эти преимущества связаны с источниками сырья и энергии, наличием необходимой рабочей силы, свободных земельных ресурсов и близостью к рынкам сбыта.
Размещение производств в крупных городах или периферийных частях городских агломераций дает ощутимый эффект экономии за счет использования общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных). «Агломерационный эффект» придает дополнительный импульс развитию территорий, поскольку высокая концентрация промышленности в крупных городах имеет определенные отрицательные стороны, основной из которых является негативное влияние на экологическую обстановку. Поэтому при достижении критической концентрации производства в крупном городе или городской агломерации происходит вытеснение производства на более отдаленные территории, которые также получают импульс развития. Ярким примером, иллюстрирующим подобную ситуацию, является Москва. По различным оценкам, каждый день в городе находится до 13-15 млн. чел. Город перегружен и уже не может служить территорией для размещения производственных площадок. Создание новых рабочих мест связано с ростом сферы услуг и обслуживания. Учитывая вышеназванные факторы, новые производства выносятся в Подмосковье или соседние области. В Свердловской области также наступает предел концентрации населения и производства в Екатеринбургской агломерации. Поэтому первой импульс к развитию должна получить Нижнетагильская локальная система расселения.
Поэтому возникает необходимость в выработке методов управления региональным развитием. Органы власти любого уровня (регионального или муниципального) выполняют две основные функции: управление технико-хозяйственной системой (ЖКХ и содержание дорог) и управление социально-экономическим развитием территории. Выполнение управленческих функций осуществляется с помощью тактических и стратегических решений, программ, конкретных действий и частных управленческих решений. Поэтому управление регионом строится по принципу управления функционированием и управления развитием. Управление функционированием рассчитано на краткосрочную перспективу и связано с обеспечением текущей жизнедеятельности региональной социально-экономической системы. Управление развитием связано с выработкой долгосрочной стратегии развития региона. Примером подобного рода стратегии является программа размещения производительных сил в Свердловской области до 2015 г.
Одним из самых динамичных факторов регионального развития становится внешнеэкономическая деятельность, которая связана в первую очередь с привлечением иностранных инвестиций. От интенсивности международных связей во многом зависит характер экономического развития региона. В Свердловской области постоянно расширяется сеть консульских учреждений иностранных государств и совместных предприятий.
Далее мы рассмотрим муниципальный уровень управления, для которого также характерны свои особенности. Термины «муниципалитет», «муниципальный» происходят от лат. municipium – «самоуправляющаяся община». В настоящее время под муниципалитетом понимаются органы местного самоуправления на уровне городского и сельского поселения (населенного пункта).
Муниципальный менеджмент является процессом управления территориальными социально-экономическими системами на уровне поселений, чаще всего городских, поскольку в сельской местности самоуправление менее масштабно. Возникновение муниципального менеджмента в России предопределено многообразием форм городских и сельских поселений, особенностями уклада населения в регионах, а также необходимостью более оперативно решать вопросы местного значения. Основное значение муниципального менеджмента состоит в том, что с его помощью обеспечиваются условия жизнедеятельности и основные потребности населения в обеспечении благоприятной среды обитания, безопасности, качественном функционировании инфраструктуры, образовательных, медицинских услугах и т.д. Практическое выражение муниципального менеджмента состоит в выработке оптимальной модели развития городского и сельского поселения, определении нормативно-правовых механизмов реализации принимаемых управленческих решений, проведении целенаправленной экономической политики, реализации федеральных и региональных законодательных актов и т.д.
Муниципальный менеджмент выполняет следующие функции:
1. в соответствии с федеральными и региональными программами развития территорий разрабатываются соответствующие стратегические планы для городских и сельских поселений;
2. решение вопросов местного значения, находящихся вне компетенции органов региональной и федеральной власти (например, решение вопросов о пуске или закрытии внутригородских автобусных маршрутов);
3. поддержка и развитие инфраструктурного комплекса;
4. проведение бюджетной политики, направленной на формирование бюджета развития и поддержание налогооблагаемой базы;
5. эффективное и рациональное распоряжение муниципальной собственностью;
6. повышение уровня занятости населения;
7. обеспечение благоприятной среды обитания населения.
Поэтому высокий уровень развития муниципального менеджмента обусловлен большим количеством городских поселений. По состоянию на 1 января 2004 г. в России располагалось 2890 городских поселений, при этом число городов и поселков городского типа составляло 1097 и 1793 соответственно. При этом различия между ними весьма существенны. Чаще всего эти различия обусловлены динамикой социально-экономического развития, и здесь можно выделить несколько типов населенных пунктов: развивающиеся поселения (чаще всего крупные города), находящиеся в состоянии стагнации, депрессивные и умирающие.
В нормативно-правовом плане основой муниципального менеджмента является Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ключевые положения Закона направлены на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Устанавливается обязательное формирование муниципальных образований (МО) на двух территориальных уровнях (в поселениях и в муниципальных районах) с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также делегированных государственных полномочий. Муниципальное образование считается единым поселением, в котором избираются органы местного самоуправления, утверждается устав и формируется бюджет. В качестве центров муниципальных образований могут выступать города, крупные поселки городского типа и, в исключительных случаях, сельские поселения. В Свердловской области примером может служить Слободо-Туринский район, центром которого является село Туринская Слобода.
В ст.2 ч.1 данного закона выделены две группы поселений (городские и сельские). Подобного рода унификация в наименовании населенных пунктов потребовалась, потому что в регионах стали использоваться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, волость и т.д.). В соответствии со ст. 85, ч. 1, п. 1 Закона органы государственной власти субъектов РФ до 1 января 2005 г. должны были установить границы муниципальных образований и наделить их статусом городского или сельского поселения, городского округа или муниципального района. Если местные органы власти не успеют сделать это в отведенные сроки, то, согласно ст. 85, ч.3 данного Закона, границы муниципальных образований утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Трансформация статуса поселений и районов происходит по трем основным направлениям. Первое направление – ликвидация муниципальных образований в сельских поселениях и ПГТ с передачей их функций районам. По закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все муниципалитеты в России имеют равный статус. Однако ранее политика органов власти регионов состояла в постепенном подчинении самоуправления на поселенческом уровне районным администрациям. В ряде случаев подобная практика являлась оправданной, поскольку многие сельские поселения и поселки городского типа, подчиняющиеся городским или районным администрациям, не имеют доходной части поселкового бюджета, так как он формируется за счет дотаций и ограничен только расходными статьями.
Второе направление – объединение городов и муниципальных районов в единое муниципальное образование. Третье направление заключается в формирование новой для России формы поселений – городских округов. В соответствии со ст.2, ч.1 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городским округом считается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения. Городской округ считается отдельным муниципальным образованием. По своей сути городские округа представляют собой укрупненные поселения. Состав такого муниципального образования включает в себя город, крупный поселок городского типа и несколько сельских поселений. В действительности образованные таким способом городские округа типологически ближе к административным районам с центрами в городах, разница заключается лишь в прежнем статусе этих центров.
Следовательно, новая редакция Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» отражает современные тенденции изменения числа муниципальных образований в стране и направлена на изменение территориальных принципов местного самоуправления, что оказывает большое влияние на трансформацию регионального административно-территориального законодательства. Ранее данный процесс в регионах носил довольно стихийный характер, так как муниципальные образования появлялись, упразднялись, объединялись, делились под влиянием самых разнообразных факторов. Однако, на наш взгляд, процессы формальных административно-территориальных изменений, которые, безусловно, имеют колоссальное значение, являются лишь внешней формой проявления более глубоких трансформаций, происходящих в экономической, общественной и социальной сферах. Главным стало формирование рыночной модели хозяйствования, и, как следствие, плавный и постепенный переход к эволюционным процессам постиндустриализации экономики.
5. Региональная структура российской экономики:
общая территориально-отраслевая характеристика
Российская Федерация является одним из лидеров в мире по дифференциации уровня социально-экономического развития регионов: в стране существуют как крупные финансово-административные центры, так и депрессивные территории. Основные причины этого связаны с разнообразием природно-климатических условий на территории России (которая занимает 1/8 часть суши), неравномерным распределением населения, более поздним освоением восточных частей нашей страны по сравнению с западными и др. Названные причины являются следствием неизбежно складывающегося в процессе экономического развития регионов географического (территориального) разделения труда.
Географическое (территориальное) разделение труда (ГРТ) является одним из ключевых методологических понятий социально-экономической географии и оказывает решающее воздействие на развитие региональной экономики и размещение производительных сил. В целом разделение труда понимается как его дифференциация на различные виды или как специализация трудовой деятельности. Понимание сущности географического разделения труда исходит из общественного разделения труда, когда в обществе происходит дифференциация различных социальных функций, которые выполняются определенными группами людей. В этой связи происходит выделение различных сфер деятельности в обществе (наука, сельское хозяйство, промышленность, искусство, образование, медицина, армия и др.).
Географическое (территориальное) разделение труда – пространственная форма общественного разделения труда, которая выражается в специализации отдельных регионов и стран на производстве определенных видов продукции. Чем более глубоким является уровень географического разделения труда в стране, тем более увеличивается обмен производимой продукцией, что, в свою очередь, приводит к росту уровня экономического развития в стране. Поэтому естественной основой географического разделения труда является производственная специализация отдельных экономически взаимосвязанных территориальных образований и обмен производимой продукцией.
Существует несколько основных иерархических уровней географического разделения труда:
1. локальное – разделение труда в относительно небольшом пространстве, напр. в городе или городском округе;
2. внутрирайонное и межрайонное – разделение труда между элементами одного района или между районами;
3. международное (межгосударственное) – разделение труда между отдельными странами или группами стран.
Необходимо четко представлять предел, который разграничивает географическое и технологическое разделение труда. Технологическое разделение труда характерно в первую очередь для крупных предприятий, где структурные подразделения пространственно отделены друг от друга, но жестко взаимосвязаны в технологическом цикле. Географическое разделение труда выражается в закреплении за отдельными регионами и странами определенных отраслей производства и (или) специализации в изготовлении какого-либо одного продукта или его частей. Это возможно только при развитой системе межрегионального обмена.
Внешним проявлением географического разделения труда является дифференциация в пространственном распределении производств товаров и оказания услуг. Основными причинами данного процесса являются различия в природно-климатических условиях, выраженные в смене природных зон и типов климата, а также неодинаковый для стран-производителей доступ к природным ресурсам. Бесспорно, что в развитии географического разделения труда большую роль играют национальные традиции в производстве товаров, а также уровень развития научной инфраструктуры. Как правило, именно она играет определяющую роль в развитии крупных научно-производственных кластеров. В качестве примера можно привести Силиконовую долину в США (является мировым лидером в разработке технологических и программных продуктов радиоэлектронной и компьютерной промышленности) и Бангалор в Индии (является крупнейшим субъектом оффшорного программирования). В обоих случаях решающую роль сыграло наличие крупных университетов: в Силиконовой долине – Стенфордского и Беркли, в Бангалоре – Бангалорского. Результатом географического разделения труда является процесс обмена товарами и услугами, совокупные издержки на производство которых на данной территории минимальны по сравнению с аналогичными по природным и социально-экономическим факторам территориями. Поэтому географическое разделение труда является отправной точкой формирования экономической неоднородности российских регионов, которые значительно дифференцированы между собой по ряду внешних и внутренних факторов: экономическим, социально-демографическим, политическим, этническим, природно-географическим и экологическим.
Группа экономических факторов включает в себя вектор социально-экономического развития страны, особенности экономико-географического положения, уровень межрегиональных экономических взаимосвязей, обусловленных достигнутым уровнем территориального разделения и интеграции труда, и уровнем развития производительных сил. Важнейшую роль в развитии регионов играет уровень развития производительных сил. Он оценивается показателями объемов произведенной продукции, качества продукции, объемами и структурой основных фондов и т.д. В пространственном отношении очень важную роль в развитии регионов играет территориальное разделение труда. В каждом регионе постепенно формируются собственные отрасли специализации, которые возникают на базе местного ресурсного потенциала. Их основная функция состоит в более разумном использовании местных ресурсов для выпуска максимально возможного количества продукции при сохраняющейся емкости рынков. Эти отрасли также являются элементом территориального маркетинга, определяя своего рода региональный «бренд», который на ментальном уровне придает определенную узнаваемость региональной продукции. Например, Уральский вагоностроительный завод, расположенный в г. Нижнем Тагиле Свердловской области, прочно закрепил за областью славу родины танков.
Социально-демографические факторы регионального развития напрямую связаны с процессами изменения численности населения, трансформации его половозрастной и социально-профессиональной структур, что напрямую влияет на процессы воспроизводства трудовых ресурсов и качество жизни населения. Современный период социально-экономических преобразований в стране самым тесным образом повлиял на социально-демографические факторы регионального развития, что привело к резким переменам во многих демографических процессах, усилив депопуляционные тенденции. Это выражается в увеличении доли населения старших возрастов, превышении численности женщин над мужчинами, уменьшении числа детей в общей численности населения и снижении в общей структуре экономически занятого населения квалифицированных специалистов технических специальностей. Анализ современных социально-демографических факторов регионального развития показывает, что одной из причин снижения рождаемости и увеличения смертности явилось ухудшение социально-экономической ситуации в стране.
Поэтому в настоящее время со стороны государства предпринимаются меры для улучшения демографической ситуации. Демографическая проблема носит общегосударственный характер, и ее решение в рамках одного региона представляется нам довольно сложным. На первом этапе требуется улучшение условий и качества жизни ныне живущего населения. Показатель качества жизни включает в себя следующие критерии: состояние системы здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, экологическая обстановка, наличие постоянной работы и т.д. Решение проблемы занятости должно состоять не только в обеспечении стабильной работы крупных предприятий, но и в содействии развитию малого предпринимательства. Это позволит создать дополнительные рабочие места. Кроме того, разнообразие форм деятельности малых предприятий придает гибкость в развитии в условиях рыночной экономики.
Важным условием, способствующим повышению рождаемости, является социальная поддержка молодых семей. Формы данной поддержки могут быть самыми разнообразными (например, улучшение жилищных условий при помощи ипотечного кредитования, индексация единовременного пособия при рождении ребенка, адресная социальная помощь и т.д.). Данные меры должны способствовать укреплению общественного института семьи, повышению числа заключаемых браков и увеличению рождаемости. Любая демографическая политика носит инерционный характер, и изменения происходят только через поколение. Поэтому основополагающим в данном случае становится участие государства, которое определяет институциональные условия проведения демографической политики.
Вышеуказанные меры не могут быть реализованы вне политических факторов регионального развития. Основными из них являются стабильность политической обстановки и наличие долгосрочной стратегической программы развития. Примером влияния политических факторов на региональное развитие может служить пространственно-временное изменение экономико-географического положения. Особенно это актуально для городских поселений, главной отраслью специализации которых является горнодобывающая промышленность. Длительная эксплуатация месторождений полезных ископаемых приводит к их истощению, поэтому проводится поиск и разработка новых месторождений. Данный процесс приводит к смене приоритетов в развитии регионов и к изменению экономических взаимоотношений между ними.
В тесной взаимосвязи с политическими выступают этнические факторы регионального развития. К ним относятся особенности национального состава населения территории, господствующий тип религии и особенности национальной культуры.
К природно-географическим факторам регионального развития необходимо отнести рельеф, климат, доминирующий тип растительности и почв, а также наличие необходимых для жизнедеятельности водных ресурсов. Природно-географические факторы образуют единый природный потенциал развития социально-экономической системы региона. Носителем данного потенциала является сама территория. Обобщающим показателем для оценки природно-географических факторов регионального развития являются особенности природных зон, в которых расположены регионы.
С данной группой факторов регионального развития тесно связаны экологические факторы, которые предопределены взаимодействием общества и природы и затрагивают в первую очередь вопросы рационального природопользования и загрязнения окружающей среды. Развивающиеся промышленность и сельское хозяйство вовлекают в хозяйственное использование земельные, топливные, горнорудные, водные и другие виды ресурсов, что приводит к их истощению, загрязнению и т.д. Наиболее отрицательное влияние на экологию оказывают автотранспорт, энергетика, цветная и черная металлургия, химическая, нефтехимическая и нефтедобывающая отрасли промышленности. Поэтому чрезмерная концентрация таких отраслей промышленности на небольшой территории приводит к ухудшению экологической обстановки. Для решения задачи снижения неблагоприятной нагрузки на территорию необходима реструктуризация региональной экономики на экологической основе, основными мерами изменения среды которой являются вынос предприятий за пределы городской черты, изменение типа хозяйственного использования земель, трансформация отраслевой структуры хозяйственной системы и т.д.
Человек не может обойтись без воздействия на природу, поскольку для развития социума необходимы ресурсы. В данном случае следует исходить из необходимости достижения минимально возможного воздействия на природные экосистемы для того, чтобы ландшафты испытывали минимальный ущерб и могли восстанавливать свой потенциал.
Таким образом, развитие регионов происходит под воздействием самых разнообразных факторов. Сочетание внешних и внутренних предпосылок предопределяет формирование конкурентных преимуществ региона и внутреннего инновационного потенциала. При этом регионы являются неотъемлемой частью федеративного государства, активно участвуя в процессах социально-экономической и политической жизни.
Для регуляции процессов регионального развития в системе государственного управления выделена такая функциональная область, как региональная политика, которая является основной частью регионального менеджмента. В Российской Федерации создано специальное министерство регионального развития, которое разрабатывает концептуальные основы региональной политики в нашей стране. Учитывая огромные размеры территории государства, одним из главных факторов развития регионов становится географический. Поэтому представляется необходимым рассмотреть географические основы государственной региональной политики, которые представлены административно-территориальным устройством государства и сложившейся системой экономико-географического районирования.
В силу различных природно-климатических условий российские регионы дифференцированы по структуре, масштабам, специализации региональной экономики и уровню развития производительных сил. Наибольшие различия наблюдаются между двумя крупными макрорегионами – Западной и Восточной экономической зонами. В состав Западной экономической зоны входит Европейская часть России, а в состав Восточной – Урал, Сибирь и Дальний Восток. Наиболее крупным индустриальным потенциалом обладают Урал, Центральный район, Западная Сибирь и Поволжье. На территории европейской части страны сосредоточено наибольшее количество населения и промышленных предприятий, для нее также характерна самая высокая степень развития транспортных путей. Поэтому европейская часть страны дает наибольшее количество произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Территория Восточной экономической зоны является районом нового индустриального освоения, поэтому ее дальнейшее развитие связано как с реализацией преимуществ экономико-географического положения, так и с созданием мощных сырьевых и топливно-энергетических промышленных кластеров.
В условиях планово-распределительной системы, при районировании «сверху» существование сетки экономических районов было необходимо. Но она оказалась практически не приспособлена для существования в условиях рыночной экономики и укрепления молодого российского федерализма с целью преодоления распада государства на национально-территориальной основе в силу своей усложненности. К тому же, в 1990-е гг. в России произошел переход от системы централизованного территориального планирования, которое в советский период было основано на институте государственной плановой экономики. Также за последние несколько десятилетий произошли изменения в территориальном распределении производительных сил и расселения. Поэтому построение рыночного общества в России потребовало выработки иной системы районирования по макрорегионам. Для этого в 2000 г. указом президента были введены семь федеральных округов – Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, основной задачей которого является координация регионального развития в соответствии с целями и задачами общефедеральной региональной политики.
Для каждого федерального округа характерны свои особенности в развитии социально-экономической обстановки, расселении населения и демографической ситуации, территориально-отраслевой структуре промышленности и накопленном природно-ресурсном потенциале. По каждому федеральному округу нами будут рассмотрены особенности социально-экономического развития и региональная структура хозяйства. Уральский федеральный округ будет рассмотрен отдельно.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Центральный федеральный округ располагается в центре Восточно-Европейской равнины. Экономико-географическое положение округа является очень выгодным, что обусловлено его расположением в центре страны и наличием столицы (город Москва). В составе округа находятся следующие регионы-субъекты Федерации: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и город Москва.
Центральный федеральный округ является старопромышленным регионом с высокоразвитым многоотраслевым хозяйственным комплексом. Структурной основой хозяйства округа являются черная металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Большое развитие получило производство строительных материалов. Этому способствует огромный спрос на них, особенно со стороны крупных строительных компаний Москвы. В сельском хозяйстве акцент сделан на выращивании технических культур (сахарной свеклы и подсолнечника), широко распространенном выращивании зерновых и овощных культур и мясомолочном животноводстве.
Специализация хозяйства округа на отраслях обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства связана с недостаточными запасами топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. Поэтому огромное значение имеют межрегиональные экономические взаимосвязи, связанные с поставками топлива, сырья, оборудования и комплектующих изделий из других регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Центральный федеральный округ является одним из лидеров по степени финансово-деловой активности. Этому способствует концентрация капитала в первую очередь в Москве и в Московской области, а также развитая финансово-кредитная система.
Перспективы социально-экономического развития Центрального федерального округа связаны с необходимостью преодоления негативных тенденций в развитии промышленности, которые были связаны со спадом объемов производства в 1990-е гг., с преодолением демографического спада и с улучшением инвестиционного климата. Большое значение имеет приход иностранных производителей («Нестле», «Фолькваген» и др.), которые создают производственные площадки, увеличивая количество рабочих мест и налогооблагаемую базу.
Поэтому реформирование отраслевой структуры хозяйства связано с переориентацией предприятий на производство как собственной оригинальной продукции, так и импортозамещающих товаров. Для этого необходимо повышение производительности труда, коренная реконструкция части предприятий, а также увеличение производства конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего рынка. Одним из приоритетных акцентов остается структурная перестройка сельского хозяйства. Единственным условием выживания АПК становится развитие его многопрофильности и усиление интеграции с крупными торговыми сетями (ритейлерами), которые могут обеспечить необходимый уровень сбыта сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, Центральный федеральный округ является одним из крупнейших макрорегионов в стране и исполняет роль ядра всей политической и экономической системы страны, что связано с расположением в нем г. Москвы.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ.
Другим крупнейшим макрорегионом страны является Северо-Западный федеральный округ, расположеный на территории севера и северо-запада Европейской части России. Уникальность округу придает наличие полуанклава, которым является самый западный в стране регион – Калининградская область, расположенная у южного берега Балтийского моря, на границе с Литвой и Польшей. Северо-Западный федеральный округ включает в себя республики Карелия и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области, город Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. Центром Северо-Западного федерального округа является г. Санкт-Петербург, который по праву считается второй столицей России.
Территория округа обладает колоссальным экономическим потенциалом. Необходимо отметить, что она освоена неравномерно в силу различных природно-климатических условий. На севере округа сосредоточен основной природно-сырьевой потенциал территории, но обрабатывающая промышленность сконцентрирована на юге и западе округа. Сдерживающим фактором в вовлечении в хозяйственный оборот северных территорий является низкий уровень развития транспортной системы, так как основные транспортные артерии сосредоточены в центре, на западе и юге округа. Поэтому относительно неблагоприятные природно-климатические условия на значительной части округа обусловили типично индустриальный характер развития региона.
Северо-Западный федеральный округ обладает уникальным экономико-географическим положением, так как у него есть прямые выходы к Северному Ледовитому океану, а именно к Белому и Баренцеву морям, и Балтийскому морю. На них располагаются два крупных морских порта – Санкт-Петербургский и Мурманский. Их роль в обеспечении внешнеэкономических связей страны значительно усилилась в связи с изменением геополитического положения России. Выход из состава СССР трех прибалтийских государств (Латвии, Литвы и Эстонии) привел к необходимости для российских грузоотправителей полной оплаты услуг таких портов, как Таллинн, Пярну, Рига, Вентспилс, Лиепая и Клайпеда, которые ранее являлись частью транспортной системы единого государства. Транзитные сборы за использование собственных морских портов приносят до четверти бюджетных доходов прибалтийских республик. Дороговизна портовых услуг приводит к росту грузооборота в портах Мурманска и Санкт-Петербурга. Поэтому перспективы роста грузооборота на Балтике связаны с расширением портов в Выборге и Высоцке, поскольку их наличие определяет возможность прямого выхода к рынкам европейских государств. Выполняя транзитную роль, округ выступает экспортером как собственной продукции, так и произведенной в других регионах страны.
Основу хозяйственного комплекса Северо-Западного федерального округа составляют черная и цветная металлургия, топливная промышленность (угольная, нефтяная и газовая отрасли), разнопрофильное машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая и рыбная отрасли. В сельском хозяйстве преобладает молочно-мясное животноводство, а на севере развито оленеводство.
Огромную роль Северо-Западный федеральный округ играет в выпуске сложной машиностроительной продукции – электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроения, автомобилей и т.д. Оставаясь одним из ведущих экономико-промышленных центров страны, округ является важнейшим центром, в котором сосредоточены крупнейшие научные центры и вузы. Округ также является крупнейшим рекреационным центром, что во многом связано с имиджем Санкт-Петербурга как туристической столицы России.
В перспективе Северо-Западный округ усилит свою роль как крупный промышленно-научный, транзитный и туристический регион. В первую очередь это связано с переносом в Санкт-Петербург ряда столичных функций (в частности, прорабатывается проект по переводу Конституционного суда), приходом в регион крупных иностранных инвесторов (например, в Ленинградской области постепенно формируется автомобильный кластер на базе сборочных производств зарубежных автопроизводителей) и усилением положительного туристического имиджа Санкт-Петербурга.
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Приволжский федеральный округ расположен на территории центральной части России. Округ располагается вдоль средней части Волги и ее притоков, основными из которых являются Вятка и Кама. Протянувшись преимущественно в меридиональном направлении с севера на юг, территория округа обладает большим разнообразием природных зон: это зона тайги на севере Кировской области и Пермского края, южнее – зона смешанных и широколиственных лесов, лесостепей и степей.
Округ граничит с Центральным, Северо-Западным, Уральским и Южным федеральными округами, а также Казахстаном. Поэтому экономико-географическое положение данного макрорегиона можно ценить как благоприятное. В состав Приволжского федерального округа входят следующие регионы: республики Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Пермский край (образован в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа). Центром федерального округа является г. Нижний Новгород.
Располагаясь в умеренном поясе, территория округа обладает благоприятными условиями для ведения хозяйственной деятельности и проживания населения (за исключением северных частей Кировской области и Пермского края). Уникальность округу придают запасы топливных полезных ископаемых и химического сырья, что предопределило его промышленную специализацию. Отраслями специализации предприятий регионов округа являются нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, машиностроение (необходимо отметить автомобилестроение в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Елабуге, Нефтекамске, Набережных Челнах, Тольятти и Ижевске), черная и цветная металлургия, химическая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых и технических культур и мясомолочном животноводстве.
Поскольку Приволжский федеральный округ перенасыщен предприятиями нефтегазохимического комплекса, то их дальнейшая концентрация может привести к ухудшению экологической ситуации в районах Волги. Поэтому перспективы развития округа связаны не с созданием новых производств, а реконструкцией и техническим перевооружением уже существующих с целью более продуктивной комплексной переработки сырья и увеличения производства готовой продукции и улучшения ее качества.
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Южный федеральный округ является крупным агропромышленным, индустриальным и рекреационным макрорегионом нашей страны. В его составе находятся республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Чеченская; Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. Центром округа является г. Ростов-на-Дону.
Уникальность географического положения округа определяется соседством с тремя морями – Черным, Азовским и Каспийским. При движении с севера на юг на территории округа происходит постепенный переход от умеренного климата к субтропическому. В районе г. Сочи и его окрестностей располагается зона самых северных в мире субтропиков. Теплый климат предопределил формирование плодородных почв – черноземов, каштановых и аллювиальных почв. Они занимают большую часть степных и предгорных районов и благоприятны для земледелия.
Главными отраслями специализации округа являются машиностроение (в первую очередь, сельскохозяйственное), пищевая промышленность, многоотраслевое сельское хозяйство и сложившийся курортно-рекреационный комплекс, который имеет исключительное значение для страны.
Самыми известными являются курорты Черноморского побережья Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик) и группа курортов Кавказских Минеральных Вод расположенная, в Ставропольском крае (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск). При этом необходимо отметить, что курортно-рекреационный комплекс в территориальном отношении распределен неравномерно. Большинство курортов, санаториев и турбаз сгруппированы в Краснодарском и Ставропольском краях. Особенно большую рекреационную нагрузку испытывает Черноморское побережье Краснодарского края. Мощное антропогенное воздействие на данную территорию влечет за собой неблагоприятную экологическую ситуацию, что ведет к снижению качества отдыха населения. Необходимо отметить, что огромным рекреационным потенциалом обладает побережье Каспийского моря. Но эти потенциальные возможности практически не используются.
Южный федеральный округ является одним из крупнейших сельскохозяйственных производителей в стране. Ядром является сельское хозяйство, для развития которого, как уже указывалось выше, имеются благоприятные условия. Поэтому большое внимание уделено не только выращиванию зерновых и технических культур, но и садоводству и виноградарству.
Однако, учитывая все благоприятные условия, в Южном Федеральном округе сохраняется множество нерешенных проблем. Главными из них являются сохраняющаяся дестабилизация в Чеченской республике и межнациональные конфликты, которые повлекли за собой спад экономической активности. За последние годы сделана огромная работа по их урегулированию, но должно пройти не менее 15-20 лет для их полного устранения.
В дальнейшей перспективе Южный федеральный округ сохранит свои позиции как сельскохозяйственный и рекреационный регион. Это возможно только при разрешении межнациональных конфликтов, развитии социально-экономической инфраструктуры и более полном использовании конкурентных преимуществ природного и экономического характера, позволяющих добиться приоритетного развития тех отраслей, которые не имеют подобных предпосылок и возможностей в других регионах. В частности, это АПК и рекреационно-туристическая сфера.
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Данный макрорегион занимает около 1/3 территории России и является своеобразной буферной зоной между экономически развитой Европейской частью и Дальним Востоком. В составе Сибирского федерального округа находятся следующие регионы: республики Алтай, Бурятия, Тува и Хакасия; Алтайский и Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский автономные округа. С 1.01.2007 г. Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа объединяются в новый единый субъект федерации – Красноярский край. Центром Сибирского федерального округа является г. Новосибирск. На севере федеральный округ омывается водами Северного Ледовитого океана. На юге федеральный округ граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем.
Территория округа характеризуется огромным разнообразием природно-климатических условий – от арктических тундр на севере до сухих степей и полупустынь на южных границах. Условия для проживания населения и ведения хозяйственной деятельности на большей части округа неблагоприятны из-за резко континентального климата (ему присущи большие колебания годовых и суточных температур), преобладания холодных северных ветров с Северного Ледовитого океана и широкого распространения вечной мерзлоты (создает большие сложности при строительстве зданий и сооружений).
Промышленный комплекс округа основан на мощном природно-ресурсном потенциале: запасах каменных и бурых углей, нефти и газа, гидроэнергетических ресурсах, древесины хвойных пород, руд черных и цветных металлов и химического сырья. Поэтому промышленная специализация округа связана с производством топлива и электроэнергии, продукции черной и цветной металлургии, машиностроения, химии, заготовке и переработке леса. Системообразующим является топливно-энергетический комплекс. Кроме того, Сибирский федеральный округ является одним из важнейших сельскохозяйственных регионов страны, так как он специализируется на выращивании и переработке зерновых культур, производстве и переработке животноводческой продукции.
Существует огромное число проблем регионального развития, требующее решения; при этом ведущую роль в их решении, учитывая огромную территорию округа, играет государство. Основная проблема – социально-демографическая. Она выражается в низкой плотности населения, неравномерности его расселения (преимущественно вдоль Транссиба, на юге округа), недостатке трудовых ресурсов для освоения природных богатств региона, сильном отставании социальной сферы (что препятствует закреплению здесь мигрантов), высокой подвижности населения, недостаточном уровне квалификации кадров для развития сложных производств. Корень данной проблемы состоит в экстремальных природных условиях. Другой проблемой является неравномерное распределение промышленного комплекса, большая часть которого размещена на юге региона. Также характерны проблемы технического перевооружения предприятий, внедрения ресурсосберегающих технологий и неразвитости производственной инфраструктуры.
При этом постепенно осознается необходимость повторного освоения и заселения территории Сибири. Поэтому в настоящее время идет разработка программ регионального развития, самой известной из которых является программа комплексного территориального освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае. Дальнейшими направлениями развития промышленного комплекса должны стать: углубление специализации, расширение производства и реконструкция в топливно-энергетической, черной, цветной металлургии и лесной отраслях, внедрение достижений научно-технического прогресса, в том числе и в энергосберегающих технологиях.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Дальневосточный федеральный округ входит в число крупнейших макрорегионов страны. Являясь самой восточной окраинной территорией, округ омывается водами двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого, поэтому имеет самую протяженную береговую линию. По площади Дальневосточный федеральный округ сопоставим с Сибирским, также занимая немногим более 1/3 территории страны. В составе Дальневосточного федерального округа находятся Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края; Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотский автономные округа и Еврейская автономная область. Центром федерального округа является г. Хабаровск. Округ граничит с Китаем, КНДР, Японией и США.
Большая часть территории Дальнего Востока занята горами и высокими нагорьями. Кроме того, на территории округа большое распространение имеет многолетняя мерзлота. Уникальность придает округу наличие более двух десятков действующих вулканов, крупнейшим из которых является Ключевская Сопка на полуострове Камчатка, где также много гейзеров.
На Дальнем Востоке очень богатая минерально-сырьевая база: месторождения алмазов, олова, ртути и вольфрама, топливных ресурсов и строительного сырья, полиметаллических и железных руд. Присутствуют большие запасы топливно-энергетических ресурсов – нефти, газа, каменных и бурых углей.
Промышленный комплекс региона основан на развитии цветной металлургии, добыче и обработке цветных и драгоценных металлов: меди, никеля, свинца, цинка, олова, золота, платины, серебра, алмазов и других драгоценных камней, а также рыбной промышленности, судостроения и судоремонта, лесного хозяйства, оленеводства и мясного животноводства.
Дальний Восток является одним из самых малонаселенных регионов страны. Численность населения Дальнего Востока составляет около 7 млн. чел., то есть в два раза меньше, чем в Москве и ее пригородах. И это число постоянно сокращается. Расселение населения также отличается неравномерностью. Наиболее плотно заселены Приморский край и южная часть Сахалина. Дальний Восток является регионом пионерного освоения, поэтому его население формировалось в первую очередь за счет притока на крупные стройки квалифицированных кадров из других регионов России, чаще всего с Урала и Европейской части страны. Поэтому дальнейшее развитие региона связано с преодолением экономического спада, негативных депопуляционных тенденций и усилением его геополитической роли.
Буд