Билет №59. Оценка экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельностью

предпринимательская деятельность ЭТО самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, основанном на нормах гражданского права. Следует также отметить, что предпринимательство должно содержать в себе элементы новаторства, творчества, собственного почерка предпринимателя, поиска индивидуальных подходов. Для эффективного функционирования и осуществления активной предпринимательской деятельности хозяйствующих единиц в рыночной экономике необходимы соответствующие условия:

- максимальная свобода хозяйственной деятельности свободных товаропроизводителей;

- полная ответственность за результаты своей экономической деятельности при равных правах всех видов собственности;

- конкуренция производителей как фактор стимулирования производства благ и услуг;

- свободное ценообразование на рынке;

- открытость экономики, ее интеграция в системе мирохозяйственных связей, право предпринимателя осуществлять внешнеэкономические операции.

Экономические условия — это: •

предложение товаров и спрос на них; •

виды товаров, которые могут приобрести покупатели; •

объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки; •

избыток или дефицит рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т. е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся: •

банки, оказывающие финансовые услуги; •

поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; •

оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; •

специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские и посреднические услуги; •

агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы; •

учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-слу- жащих; •

прочие агентства (рекламные, транспортные, страховые и т. п.); •

средства связи и передачи информации.

Элементы процесса функционирования малого бизнеса представлены в табл. 1.2.

С экономическими тесно связаны социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно — на их спрос, на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что, в свою очередь, влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.). Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным мето- Элементы процесса функционирования малого бизнеса Определение

и оценка возможностей малого бизнеса Разработка бизнес-плана Определение потребности в ресурсах Управление предприятием малого бизнеса Продолжительность бизнеса

Рынок для реализации бизнеса Вступление Описание бизнеса Содержание плана Определение необходимых ресурсов Определение имеющихся ресурсов Разработка стиля управления Внедрение системы контроля Разработка организационных процедур Анализ конкуренции Ценность бизнеса для рынка и предприятия Риск и прибыль, которые связаны с бизнесом Предпринимательские знания, навыки и потребности Описание предприятия (резюме)

Анализ отрасли План производства

План маркетинга Финансовый

план Организационный план (Операционный

план Заключение Расчет эффективности Идентифицирование потребности в ресурсах Определение поставщиков необходимых ресурсов Разработка подхода к поставщикам Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, и оценка) Определение факторов успеха

дам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о стажировке в зарубежных странах, организации подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создании сети консультационных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров малого бизнеса, и т. п.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать:

•упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса; защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

• совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: