Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
· отсутствие неуспевающих учащихся;
· профессиональное самоопределение;
· активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
· отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
· бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
· отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
· субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
· адекватная самооценка;
· сформированностью Я – концепции личности;
· оптимальное развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.
Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.
Приложение 1
Психолог ВУЗа решает проблему, как стать партнером по общению, а не старшим товарищем. В результате проведенных нами исследований локуса контроля личности мы получили следующие выводы: большая часть студентов имеет экстернальный локус контроля, расположенный вне себя, то есть человек переносит ответственность за свое поведение и поступки на тех, кто находится из вне. И понятно, что к окончанию учебного заведения студенты могут иметь интернальный локус контроля, расположенный внутри себя, то есть они должны научиться быть ответственными за свои поступки.
В модель вошли обязательные и общеизвестные структурные единицы психологической службы:
· психологическое консультирование;
· психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
· тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование педагогических навыков и умений, навыков партнерского общения и навыков уверенного поведения);
· тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний для дальнейшего применения с учащимися).
· психологическая профилактика (направленная на предупреждение депрессий, стрессов в процессе обучения, особенно в период сессий)
К окончанию учебного заведения студенты должны иметь еще и соответствующий уровень социально-психологической компетентности. И для формирования этого уровня необходимо задействовать не только самих студентов, но и создать определенную среду для взаимодействия с преподавателями и родителями. В результате в нашу модель вошли структурные единицы, связанные с работой с родителями и преподавателями. В свете всего вышеизложенного мы предлагаем к реализации в вузе следующую модель психологической службы.
Работа со студентами:
· психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
· тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование педагогических навыков и умений, навыков партнерского общения и навыков уверенного поведения);
· тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний);
· имидж-классы, например, «Идеальный учитель», «Хороший учитель», и т.д.;
· реализация проекта "Интеллект и креативность";
· реализация проекта "Наставничество";
· психологическое консультирование (индивидуальное и групповое);
· проведение тематических недель (антитабачная, против наркотиков, имидж учебного заведения, день открытых дверей в психологической службе);
· проведение "круглых столов" и конференций со студентами и аспирантами других вузов;
· проведение психологических капустников.
Работа с преподавателями и кураторами:
· школа педагогического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия с учениками, проведение классных мероприятий, внеклассной работы, воспитательной и трудовой работ в школе)
· школа психологического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения);
· балинтовские группы (разбор трудных ситуаций);
· тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения.
Работа с родителями (родительская академия):
· индивидуальные консультации по проблемам студентов;
· разбор трудных ситуаций;
· подготовка психологических "сюрпризов" к родительским собраниям.
Далее предлагаем краткое описание проекта"Наставничество", актуальностью появления его явились результаты проведенной психодиагностики со студентами, где было выявлено несколько проблем:
· Студенты в выборе определенных норм поведения ориентируются на сверстников или других людей молодого возраста. Это основано на психологических особенностях людей юношеского возраста.
· Студенты сами хотят проявлять активность в передаче информации и реализовывать собственные педагогические потребности по отношению к студентам младших курсов.
Таким образом, целью является социализация студентов средствами повышения уровня собственной психологической компетентности. Для этого планируется решить ряд задач:
1. Обучение студентов-наставников, которые могли бы проводить психологическую работу на "горизонтальном уровне", минуя возрастной барьер.
2. Создание "групп поддержки" для проведения адаптационных тренингов и впоследствии осуществления кураторского сопровождения своих групп. Кураторское сопровождение включает в себя:
o консультационную поддержку в личных проблемах сопровождаемых;
o проведение деловых игр по проблемам наркомании, табакокурения и формирования имиджа учебного заведения;
o проведение тренингов по улучшению внутригруппового взаимодействия и повышению уровня группового сплочения;
o проведение психологических семинаров и конференций.
3. Осуществление супервизии по каждому этапу реализации проекта и обсуждение методических вопросов сопровождения студентов (через использование видеообратной связи).
4. Распределение наставников по рабочим группам на основе диагностики личностных качеств.
5. Индивидуальная и групповая работа с наставниками по коррекции проблемных зон, делающих невозможным участие данных студентов в проекте "Наставничество".
Используемые методы:
· тренинг;
· семинар;
· деловые и ролевые игры;
· мозговые штурмы;
· имидж-классы;
· мастер-классы;
· индивидуальное консультирование.
Таким образом, в модели любой психологической службы есть структурные единицы, которые обязательно должны присутствовать, например, такие как индивидуальное и групповое консультирование и тренинги. Но хочется обратить внимание на то, что в особенностях учащихся школ и ВУЗов есть различия, прежде всего это очень сильное стремление к самосовершенствованию, активному проявлению себя и в какой-то мере продолжающийся протест требованиям и советам со стороны старших по возрасту.
Список используемой литературы:
1. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей:
Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004.
2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
3. Битянова М.Р Организация психологической работы в школе. М., 2000
4. Выготский Л.С Исторический смысл психологического кризиса. -
В кн.: Выготский Л.С. с/с: соч. в 6-ти томах. М., 1982.Т.1
5. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993.
6. Коломинский Я.Л. психология детского коллектива:
Система личных взаимоотношений. – Минск: Нар. асвета, 1984
7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
8. Рабочая книга школьного психологаУ/Под.ред. И.В. Дубровиной.
М., 1991.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М., 1995.