Основные элементы организации и проведения международных конференций:
♦ выбор места конференции (при этом учитываются политическая ситуация, технические возможности, безопасность);
♦ встреча иностранных делегаций (руководителя, одного или вместе с делегацией, встречают, как правило, представители государства, правительства, глава соответствующего дипломатического ведомства);
♦ визиты (первый визит - в дипломатическое представительство своей страны, затем-официальным представителям страны);
♦ рассадка на конференции. В соответствии с международной практикой рассадка производится в алфавитном порядке (как правило, используется французский или английский алфавит);
♦ председательствование на конференции (открывается конференция обычно временным председателем, представляющим принимающую страну);
♦ рабочие языки конференции (в средние века переговоры велись на латинском языке, в ХУП1-Х1Х вв. рабочим языком дипломатов стал французский, сейчас, как правило, их несколько. Представители могут выступать на своем языке, но делегация обязана обеспечить перевод на один из рабочих языков),
♦ старшинство делегатов (желательно, чтобы руководители делегаций имели эквивалентные ранги);
♦ привилегии и иммунитеты. Длительное время вопрос об объеме привилегий и иммунитетов, которые должны предоставляться делегациям государств на конференциях, был дискуссионным. Сейчас не вызывает сомнений, что независимо от характера конференции (политического или техничекого) ее делегаты и делегации, в которых они официально состоят, представляют интересы направивших их суверенных государств, а следовательно, должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения стоящих перед ними задач (теми же, что и дипломаты).
Обязательным элементом любой официальной конференции должны быть письменные правила, направляющие и определяющие деятельность участников, к которым председатель прибегает в спорных ситуациях.
Эти постоянные правила принимаются на сессии и рассматриваются последующими сессиями как стандартные, например, правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН.
Правовые нормы, содержащиеся в правилах процедуры, регулируют в основном следующие вопросы.
А. Общая организация конференции:
1) состав делегаций и полномочия представителей;
2) создание комитетов;
3) официальные языки;
4) определение вопроса о том, являются заседания открытыми или закрытыми;
5) ведение протоколов;
6) обязанности генерального секретаря и секретариата.
Б. Общие и специальные права председателя:
1) открытие, приостановление и закрытие заседаний, а также руководство дискуссиями на них;
2) поддержание порядка на заседаниях;
3) вынесение постановлений по порядку ведения заседаний и руководство их ходом;
4) провозглашение и закрытие списков выступающих.
В. Специальные права делегатов:
1) право вносить предложения процедурного характера;
2) право ответа другому делегату;
3) право делать предложение по порядку ведения заседания.
Г. Методы выдвижения предложений и принятия решений:
1) порядок рассмотрения предложений и поправок к ним;
2) право голоса и требуемое большинство при принятии решений;
3) методы подсчета голосов и руководство голосованием;
4) правила голосования.
В повестку дня конференции включаются вопросы для обсуждения и порядок, в котором они будут рассматриваться.
Несмотря на большое разнообразие правовых норм, все они могут быть разделены на четыре основные категории, регулирующие правовое положение и порядок деятельности делегаций как представителей своих правительств, должностных лиц конференции, секретариата конференции и его исполнительного главы, а также определяющие порядок принятия конференцией решений по существу вопросов, для рассмотрения которых она созвана.
Предварительная повестка дня обычно подготавливается членами комиссии или секретариата конференции и в случае проведения обычной конференции включает:
а) обязательные пункты (например, утверждение протокола предыдущего заседания);
б) вопросы для рассмотрения, оставшиеся с прошлой сессии;
в) вновь поданные на рассмотрение вопросы.
Вопросы, включенные в повестку дня, заблаговременно
направляют в секретариат (членам комиссии), чтобы они успели их обработать и уведомить участников. До начала конференции повестку дня распространяют среди участников. Для некоторых конференций обязательно распространение пояснительного меморандума по каждому отдельному пункту повестки дня.
Состав делегации определяется правилами процедуры. Полномочия требуются в определенных случаях, например для того, чтобы подписывать текст какого-нибудь договора. В соответствии с 29 пунктом правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН возможен предварительный допуск кандидатов в случае, если против данной кандидатуры выдвигаются возражения.
Каждый представитель имеет верительные документы, удостоверяющие его личность и уполномочивающие к участию в конференции; обычно специальная (мандатная) комиссия проверяет их аутентичность и докладывает о результате на пленарном заседании. Верительные документы выдаются государственными органами и должны соответствовать правилам процедуры конференции.
Допуск и статус наблюдателей зависит от правил процедуры конференции, однако они не имеют права голоса. На Генеральной Ассамблее ООН наблюдателей допускают к участию в обсуждении в виде исключения, а в Совете Безопасности это обычная практика.
Официальными языками считаются те, на которых публикуются тексты и резолюции, а также проводятся дискуссии. Рабочие языки используются в дискуссиях и при переводе выступлений участников конференций.
Драгоман - устаревшее название официального переводчика, состоявшего при дипломатических и консульских миссиях в восточных странах. Согласно установившимся традициям драгоман причислялся к членам дипломатического или консульского корпуса.
Драгоманы, как правило, были не просто переводчиками, но и авторитетными специалистами, знающими порядки, нравы и историю страны пребывания. Эти специалисты очень высоко ценились и порой могли находиться в должности до преклонных лет.
В современной дипломатической практике этот термин постепенно выходит из обращения, хотя может употребляться в переносном смысле - для характеристики состоящих в штате дипломатических миссий высококлассных специалистов, хорошо владеющих восточными языками.
Конференции могут быть:
♦ полностью открытыми для общественности и средств массовой информации, куда они приглашаются;
♦ полностью закрытыми, когда общественность и журналисты получают лишь окончательное коммюнике, одобренное участниками;
♦ с ограниченным количеством участников; общественность и журналисты в этом случае узнают о происходящем от участников посредством пресс-конференций, брифингов и т.п.
Одно из основных требований, предъявляемых к любой конференции, - полная ясность того, что было принято и что отвергнуто. С этой целью информация о проведении конференций и достигнутых договоренностях хранится в неизменном виде, а участники должны подтвердить ее корректность. Эта информация может иметь форму:
а) стенографического отчета (записанного от руки или на аудионосителе);
б) итогового отчета, подготовленного секретариатом
или специальным докладчиком;
в) текстов договоров и резолюций.
Права участников, как и ограничения их действий, обычно оговорены в правилах процедуры. Обычно эти правила включают: право выступать по каждому из обсуждаемых вопросов; право на протест или ответ; право на процедурное предложение; право отвечать на высказывания другого выступающего.
Решения на конференции обычно принимаются на основе письменных предложений, поданных на рассмотрение одним или несколькими участниками; такие предложения рассматриваются как проекты резолюций. В ООН они подаются на рассмотрение с пояснительным меморандумом.
Аккламация (от латинского - восклицание) означает метод принятия решений без проведения голосования в дипломатической практике, а также по регламенту некоторых парламентов, конференций, съездов, форумов и т.п. Решение принимается на основе реакции участников: возгласов, аплодисментов, реплик, высказываний участников с мест и т.п.
В официальных протоколах проводимых мероприятий, как правило, делается пометка «решение принято путем аккламации».
Вопросы для самоконтроля
1. Определите понятие и перечислите виды международных конференции
2. Как проходит организация и проведение международных конференции?
Рекомендуемая литература
1. Ковалев Ан. Азбука дипломатии. М.,1998
2.Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.,1996
3. Лунев С.И. Дипломатия в Южной Азии.-М.,1997.
4. Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия (1967-1997)-три политики.-М.,1997.
5. Назарбаев Н.А. В потоке истории.-Алматы, 1999.
6. Назарбаев Н.А. На пороге 21 века.-Алматы, 1996.
7. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа / Под ред. Л.И.
8. Глухарева и В.Страды. -М.,1995.
9. Основы права Европейского Союза/Под ред.С.Ю.Кашкина.-М.,1997.