Средства обучения иностранному языку

Средства обучения - это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Средства обучения облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными. На уроках иностранного языка средства обучения интенсифицируют учебный процесс, повышают мотивацию учащихся и их внутреннюю активность. Они призваны создать адекватную среду иноязычного общения, которая в наших условиях отсутствует. Их использование открывает хорошую возможность для создания разнообразных ситуаций общения.

Большой вклад в развитие теоретических основ использования системы средств обучения был внесен Е. С. Полат. Она определила систему средств обучения как «упорядоченное множество взаимосвязанных средств обучения, предназначенных для практического овладе­ния изучаемым языком в соответствии с программными требованиями, решениями общеобразовательных и развивающих целей обучения, обладающих целостностью, структурой и интегративным качеством» [8, с.5]и сформулировала основные принципы создания системы средств обучения иностранным язы­кам в школе. К их числу можно отнести:

1) принцип функциональности;

2) принцип сознательности и творческой активности учащихся;

3) принцип наглядности;

4) принцип положительного эмоционального фона;

5) принцип индивидуализации и дифференциации в обучении.

Средства обучения призваны оказывать помощь учащимся при восприятии, запоминании нового материала, при его тренировке и применении. Кроме того, они призваны облегчить и деятельность самого учителя, например, при объяснении нового материала, при формировании языковых и речевых навыков, систематизации, повторении и контроле.

При применении средств обучения в учебном процессе необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

1. Средства обучения должны быть связаны с учебной программой и тематикой.

2. Они должны соответствовать предметно-логической структуре сообщаемого (или усваиваемого) содержания обучения.

3.Средства обучения должны способствовать понятному и доступному предъявлению учебного материала. Их использование должно быть методически обоснованным.

4. Средства обучения должны вносить определенный вклад в реализацию и достижение поставленных целей на соответствующем уроке.

5. В своем воплощении средства обучения должны быть научно обоснованными.

6. Средства обучения должны однозначно, обозримо и эстетично изображать существенное в объясняемом языковом явлении.

7. Средства обучения при минимальных экономических затратах должны способствовать достижению максимально высокой методической эффективности.

Средства обучения должны способствовать рациональному усвоению иноязычных знаний, особенно путем концентрации внимания учащихся на особо важ­ных аспектах этих знаний, и обеспечивать высокий эффект их запоминания.

Средства обучения должны способствовать интенсивному развитию иноязычных навыков и умений, прежде всего в области устной речи (аудировании и говорении). Средства обучения должны быть адекватны новым целям и новому содержанию обучения, новым методам, формам, приемам и способам обучения.

Контрольные вопросы лекции:

1. Какова генеральная цель обучения иностранному языку по Программе 11-летней школы?

2. Что подразумевается под практической целью обучения?

3. Как вы понимаете образовательную ценность иностранного языка?

4. В чем воспитательный потенциал учебного предмета «Иностранный язык»?

5. Какие мыслительные процессы получают развитие на уроках иностранного языка?

6. Что входит в понятие «иноязычная коммуникативная компетенция»?

7. Каковы основные компоненты содержания иноязычного образования?

8. Какие сферы предметно-тематического общения изучаются на уроках иностранного языка?

9. Что такое средства обучения иностранному языку? Назовите основные требования по применению средств обучения в учебном процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранова, Н. П. и др. Концепция обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Беларусь / Н. П. Баранова, [и др.].// Замежныя мовы у Рэспубліцы Беларусь. - 2002. - № 3, С. 5

2 Бабинская, П. К., и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П. К. Бабинская [и др.]. - Изд. 2-е, стер. - Минск: ТетраСистемс, 2003. –

288 с.

3. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/ И. Л. Бим — М, Педагогика, 1988. – 235 с.

4. Гальскова И. Д., Гез Н. И.Теория обучения иностранным языкам: Лигводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностр. языков высших педагогических учебных заведений / И. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 387 с.

5. Гальскова, Н. Д., Никитенко, З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко - М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.

6. Иностранные языки. Общее среднее образование. Образовательный стандарт // Общее среднее образование. Минск. - 1999. - Т. 2., С 158

7. Комков, И. Ф. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. / И. Ф. Комков - Минск.: Выш. школа, 1979. – 352 с.

8. Мильруд, Р. П., Максимова, И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - № 4, 2000. - С. 6 - 7

9. Миньяр-Белоручев, Р. К. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Р.К. Миньяр-Белоручев — М.: Педагогика, 1991.- 458 с.

10. Павловская, И. Ю., Башмакова, Н. И. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология (Курс лекций) / И.Ю. Павловская, Н. И. Башмакова – СПб.: филологический факультет СПбГУ, 2002. – 137 с.

11. Полат, Е. С. Методика использования средств обучения иностранному языку в языковой лаборатории профтехучилища / Е. С. Полат – М.: Педагогика, 1988.- 158 с.

12. Пассов, Е. И.Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е. И. Пассов. - Минск: Лексис, 2003. – 184 с.

13. Пассов, Е. И., Кузовлева, Н. Е. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева - Роств н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.

14. Соловова, Е. Н., Апальков, В. Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы: Лекция 2. Содержание современного образования, или Что следует понимать под знанием сегодня / Е. Н. Соловова, В. Г. Апальков // English. - № 18, 2005, С. 51 - 57

15. Учебные Программы для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения: Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский). III-XI классы. Минск.: НИИ образования, 2008. – С. 8 - 9

16. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – С. 517

17. Щепилова А. В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании / А. В. Щепилова // Иностранные языки в школе. - № 2, 2003. - С. 49-50

18 Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2004. – 476 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: