Критерии сравнения | Что характерно для методики обучения | Что характерно для технологии |
Целенаправленность | Цели часто размыты и недостаточно определены | Четкость формулировки целей, их диагностичность |
Концептуальность | Теория часто бывает не до конца глубокого и всесторонне разработана | Опора на глубоко разработанную теорию |
Системность | Системность не всегда достаточно высокая | Высокий уровень системного проектирования и применения целей, содержания, методов, средств обучения |
Диагностичность | Средняя, а чаще всего низкая | Высокая |
Гарантированность качества обучения | Невысокая | Устойчиво высокая |
Новизна | Не всегда опирается на новейшие достижения педагогики и методики обучения | Опора на новейшие технические средства обучения (аудио-видео, компьютерные средства) |
Систематика эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся
Типы эвристических вопросов | Дидактические цели |
Какова главная идея? В чем суть? Кто, где, когда, что? Дайте определение… Сформулируйте теорему… | Углубление, и расширение знаний |
Опишите… Перескажите… Объясните… Как использовать? Какая разница? Приведите примеры… Обобщите… Систематизируйте… Классифицируйте… | Развитие умений |
Как решить другим способом? В чем причины? Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите контраргументы? В чем недостатки? Ваш прогноз? Найдите ошибки… | Развитие творческих способностей, критического мышления |
Этических правил для учителя на основе принципа
|
|
«Не навреди!»
Не унижайте своих учеников, а чаще отмечайте их достоинства и успехи.
Не конфликтуйте с учениками, а приобщайте их к сотрудничеству.
Не жалуйтесь на учеников родителям, а ищите выход из любой самой сложной ситуации.
Не относитесь предвзято негативно к своим ученикам.
Не разглашайте секретов ваших учеников, если они их вам доверяют.
Не перегружайте учеников непосильными для них задачами и заданиями.
Не исключайте того, что в некоторых ситуациях ученики оказываются умнее вас.
Не спешите ставить ученику двойку, не заинтересовав, не проявив усилий научить его.
Не ищите для всех раз и навсегда установленных требований, а действуйте с учетом ситуации и конкретного ученика, т.е. творчески.
10. Не обольщайтесь, каких бы педагогических успехов вы не достигли. Помните, что у вас всегда есть резервы для творческого саморазвития.
Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности: