В основе построения тактики лежит выделение в избирательной кампании ряда относительно независимых составля-
ющих или направлений. Организация кампании, как и любого другого сложного процесса, невозможна без ее разделения на отдельные направления: иначе она становится неуправляемой.
Направления избирательной кампании подразделяются на основные (базовые), обращенные непосредственно к избирателям, и обеспечивающие (вспомогательные). При этом базовые направления, в свою очередь, различаются по способам, которыми осуществляется воздействие на избирателей.
При таком подходе в избирательной кампании можно выделить восемь направлений: два базовых и шесть обеспечивающих.
К базовым направлениям относятся следующие.
1. Агитационно-рекламное: воздействие на избирателей че
рез СМИ, наружную рекламу и распространяемые агитаци
онные материалы. К этому направлению относится также
разработка основных агитационных материалов избиратель
ной кампании.
2. Оргмассовое: непосредственное воздействие на избирате
лей кандидата и его команды. Сюда же относится и создание
самой команды кандидата, наращивание ее сил по ходу изби
рательной кампании.
|
|
Обеспечивающие направления не выходят напрямую на избирателей. Они предназначены для поддержки работы базовых направлений. К обеспечивающим направлениям избирательной кампании относятся:
информационно-аналитическое обеспечение;
взаимодействие с государственными, коммерческими и
общественными организациями;
юридическое обеспечение;
техническое обеспечение;
финансовое обеспечение;
проектирование и управление избирательной кампанией. Перед тем как перейти к более подробному рассмотрению
21.
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний
Планирование и управление избирательной кампанией
задач, решаемых в рамках направлений ИК, необходимо остановиться на главном принципе построения тактики ИК — принципе тотальности.
Как правило, ограниченность материальных, временных и кадровых ресурсов не позволяет кандидату решать все задачи каждого из направлений ИК на одинаково высоком уровне. Иногда некоторые задачи (или целые направления) могут вообще не задействоваться. В этом нет ничего страшного: конкуренты испытывают те же трудности. Однако, вводя неизбежные ограничения на построение своей ИК, недопустимо нарушать при этом принцип тотальности, который гласит: в ходе избирательной кампании все ее направления обязательно должны быть отслежены, а все возможные агитационные ниши — заполнены.
Под отслеживанием направления мы понимаем здесь наличие в плане кампании соответствующего раздела, а в штабе — ответственного за данное направление, даже при условии, что первоначально в рамках некоторых направлений не планируется никаких мероприятий.
|
|
Как видно из приведенной формулировки, принцип тотальности охватывает как организационную (направления), так и собственно агитационную составляющую тактики. Остановимся на этих двух его сторонах более подробно.
ИК в одномандатном избирательном округе далеко не всегда требует ведения всех ее возможных направлений. Однако в ходе выборов кандидат, независимо от его желания, может столкнуться с неожиданными проблемами, решение которых требует задействования направлений, первоначально не запланированных. Соблюдение принципа тотальности в части отслеживания всех направлений ИК обеспечивает готовность кандидата и его штаба к подобным сюрпризам. Неважно, что при этом один сотрудник штаба будет отвечать сразу за несколько направлений, и что план работы по некоторым из них будет состоять лишь из пункта «Оперативная реакция на текущую обстановку». Отслежи-
вание направления как раз и подразумевает постоянную готовность к реакции на возникающие в ходе кампании проблемы. Отсутствие такой готовности обязательно приведет к тому, что кандидат постоянно будет сталкиваться в ходе кампании с неожиданностями, причем, как правило, в самый неподходящий момент.
Агитационная сторона принципа тотальности еще важнее.
Как правило, в ходе кампании основная ставка делается на несколько ударных проектов (основные мероприятия), которые и должны принести голоса избирателей. В зависимости от ситуации и масштабов кампании в состав основных мероприятий могут входить: полный обход округа «от двери к двери» и (или) серия телепередач; создание и обыгрывание одного или нескольких ярких информационных поводов и т.д.
Основные мероприятия являются своеобразными изюминками кампании. При этом часто возникает соблазн, прежде всего из соображений экономии, свести всю кампанию лишь к основным мероприятиям. Например, кандидат ограничивается телерекламой и (или) обходом квартир, не используя при этом такие средства воздействия на избирателей, как радио, газеты, плакаты, листовки, агитация по телефону и т.д. В результате кампания, как правило, проигрывается: кандидат, завоевав голоса избирателей, не в состоянии их удержать. Его отсутствие в важных агитационных нишах (при условии, что конкуренты эти ниши активно использовали) вызывает растерянность у его сторонников, порождает сомнения в его силе и серьезности намерений.
Единственный способ не попасть в такую ситуацию заключается в том, чтобы строго придерживаться принципа тотальности. Кандидат обязан обозначить свое присутствие в каждой из агитационных ниш, которые используют его конкуренты. Пусть это присутствие будет в несколько раз менее интенсивным, чем у противников; здесь важно именно обозначиться. Сторонники кандидата обязательно заметят такое присутствие, они даже будут искать его: «А где там наш?».
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний
Принцип тотальности, таким образом, предназначен не для завоевания, а для удержания голосов. Его последовательное применение вдохновит сторонников и еще раз убедит их в правильности сделанного выбора. Если средства позволяют вам использовать тотальность по полной программе, «задавив» своим присутствием конкурентов в большинстве агитационных ниш, то вы дополнительно добьетесь деморализации противников и создадите у избирателей ощущение предопределенности своей победы. Кстати, таким приемом часто пользуются представители власти, баллотирующиеся на выборную должность.
|
|
Естественно, принцип тотальности (как, впрочем, и все общие принципы построения избирательных кампаний) нельзя применять бездумно. Если кандидат озабочен исключительно тотальностью своей кампании, то ни к чему, кроме как к распылению средств, такой подход не приведет. Всегда следует помнить, что тотальность сама по себе не обеспечивает победы, даже в том случае, когда средства кандидата позволяют вести кампанию по схеме «сила есть — ума не надо». Тотальность лишь обеспечивает удержание голосов, завоеванных путем реализации основных мероприятий. Если средства ограничены, всегда лучше отступить от тотальности, чем проводить основные мероприятия в ущербном варианте. В первом случае вы рискуете потерять завоеванные голоса, во втором — вы их просто не завоюете.