Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения

В Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединённых Наций: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребёнка. Нормы международного права отражаются в документах: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс Российской Федерации и т.д. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации (июнь 1992 г.0 разработана программа «Дети-инвалиды». Она включает в себя ряд направлений:

- профилактика детской инвалидности и организация статистического учёта;

- психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей инвалидов;

- обеспечение детей-инвалидов техническими средствами;

- создание информационной системы по проблемам детской инвалидности;

- оказание организационно-методической, социально- экономической, правовой и финансовой помощи общественным организациям и объединениям, семьям детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

Законы Российской Федерации гарантируют лицам с ограниченными возможностями обязательное обучение независимо от степени физической или психической недостаточности, при этом продолжительность начального и основного общего образования не может быть менее 9 лет.

Родители детей, имеющих специальные образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются специальными правами:

- присутствовать при освидетельствовании ребёнка в психолого-медико-педагогической консультации (комиссии), высказывать своё мнение и обжаловать в установленном порядке заключение этой комиссии;

- участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребёнка;

- быть принятым в учреждение высшего профессионального образования вне конкурса на бесплатное обучение по педагогической специальности, соответствующей профилю специальных образовательных потребностей ребёнка. Это право предоставляется лицам, если они имеют образование, необходимое для обучения в учреждении высшего профессионального образования.

Помимо форм получения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения на дому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного учебного учреждения.

Основными документами, на которых базируется система коррекционного обучения, являются: Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и разработанное на его базе Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях.

В этих документах излагаются правила организации и функционирования классов коррекционно-развивающего обучения, например:

- классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех типах общеобразовательных учреждений, располагающих специально- подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков;

- классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребёнка психолго- медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико- педагогической консультации муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании заявления;

- классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно;

- в классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления лёгких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, неблагоприятные социальные условия развития ребёнка).

- при положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению консилиума обучающихся коррекционно-развивающихся классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих);

- наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения - 9 – 12 человек;

- классным руководителям коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объёме;

- педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20 к ставкам заработной

платы и должностным окладам.

Классы коррекционно-развивающего обучения комплектуются на основании приказа Министерства образования РФ № 333 от 8 сентября 1992 года школьными консилиумами, в составе которых должны быть психолог, логопед, школьный врач, учитель, имеющий опыт работы с указанной категорией детей. Однако широко распространена практика комплектования классов без специалистов, силами учителей. Вопросы перевола детей решаются в таких случаях администрацией.

На современном этапе организации коррекционно-педагогической деятельности с детьми, требующими особого педагогического внимания, существует ряд проблем и нерешённых вопросов. Также остаётся дискуссионной сама проблема выделения специальных классов для детей, требующих особого педагогического внимания. Обсуждается вопрос: «Необходимо ли обучать раздельно детей с незначительными отклонениями и здоровых детей?». Сторонники раздельного обучения выступают за и проведение с ними целенаправленной коррекционной работы. Сторонники процесса интеграции доказывают необходимость проведения коррекционных мероприятий с ребёнком в обычных стандартных условиях деятельности общеобразовательных классов массовой школы. Как один, так и другой подходы научно обосновываются, экспериментально доказывается их эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: