Отношения, которые регулируются финансовым законодательством

Финансовое законодательство регулирует отношения, которые возникают в процессе осуществления финансовой деятельности. Субъектами финансово-правовых отношений могут быть государство, государственные и негосударственные организации, их должностные лица, представительские органы местного самоуправления, объединение граждан и другие негосударственные структуры, отдельные индивиды. Объектом финансово-правовых норм являются отношения, которые возникают при непосредственном формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов средств, которые составляют часть национального дохода страны и необходимые для функционирования государства.

Средства централизованных фондов находятся в распоряжении государства. За их счет финансируются Вооруженные Силы, правоохранительные органы, образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения, охрана природы и тому подобное. Децентрализованные фонды средств образуются во всех отраслях народного хозяйства предприятиями, учреждениями этих отраслей.

Финансовое право регулирует отношения в сфере бюджета, доходов, налогов, расходов, бюджетного финансирования, государственного, имущественного и личного страхования, банковского кредитования и расчетов, инновационной деятельности, финансового контроля и денежного обращения. В зависимости от характера этих отношений в системе финансового права выделяются отдельные институты - налоговое, банковское право и др.

Финансовые правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права, которые образуют отрасль финансового законодательства.

Они имеют следующие признаки:

1) одним из субъектов правоотношений выступает государство, которое участвует в них непосредственно или через уполномоченные им финансовые или кредитные органы;

2) предметом этих отношений являются средства или денежные обязательства в связи с формированием, распределением или использованием централизованных или децентрализованных фондов средств.

Методом финансово-правовой регуляции (то есть влияния государства на субъекты финансовых отношений) является метод властных предписаний. По этим признакам определенные денежные отношения (финансовые) отличаются от гражданско-правовых (купли-продажи, поставки).

Основными источниками финансового права является Конституция Украины, законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, инструкции и приказы министерств, инструкции Национального банка Украины и тому подобное.

3.6.2 Государственный бюджет Украины

В Украине создана конституционная основа функционирования бюджетной системы, которая включает: Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты (областные, районные и тому подобное). Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные нужды, размер и целевое направление этих расходов.

Государственный бюджет предусматривает финансовое образование и использование централизованного фонда средств. В нем планируется состав будущих доходов и расходов государства; средства, которые концентрируются в руках государства для выполнения ее функций. Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы государства формируются преимущественно за счет налогов, которые являются главным источником поступлений средств в бюджет, а также поступлений от внешнеэкономической деятельности. Расходы государства идут на содержание государственного аппарата и осуществления им своих функций (поддержка общественного порядка, обороны и тому подобное), на финансирование мероприятий социальной защиты населения, на обеспечение функционирования народного хозяйства, на здравоохранение, образование, культуру и др. Государственным бюджетом Украины предусматривается особенная статья расходов, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы.

Желательно, чтоб расходы государства не превышали доходов. В противном случае возникает бюджетный дефицит, создается государственный долг.

Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой в период с 1 января до 31 декабря, а по особым обстоятельствам - в другой период. Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата.

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в отрасли бюджетной деятельности, а именно установления бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между общегосударственным и местными бюджетами; заключение и утверждение бюджетов, выполнение их, а также заключение, рассмотрение и утверждение отчетов о выполнении бюджета, называется бюджетным правом. Это право является составляющей (институтом) финансового права.

Главным источником бюджетного права кроме Конституции Украины является Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001 г. Этим Кодексом определяются основы бюджетной системы Украины, ее структура, принципы, правовые основы функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

3.6.3 Понятия налога

Налоги - это обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют физические и юридические лица. Налоги регулируются налоговым правом, которое является частью (институтом) финансового права.

Налоговое законодательство - это совокупность правовых норм, которые регулируют налоговые отношения между государством и налогоплательщиками.

Субъектами налоговых правоотношений выступают, с одной стороны, налоговая администрация, которая действует от имени государства и наделена властными полномочиями, а с другой - юридические и физические лица (налогоплательщики).

Система налоговых органов состоит из органов государственной налоговой службы, в которую входят: Государственная налоговая администрация Украины; государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; государственные налоговые инспекции в районах, городах, межрайонные государственные налоговые инспекции, а также налоговая милиция Украины, которая входит в состав налоговой службы. Глава Государственной налоговой администрации Украины назначается на должность и освобождается от нее Президентом Украины. Государственная налоговая администрация Украины является самостоятельным органом исполнительной власти.

Объектами налогообложения являются:

1) прибыль предприятий и организаций, которые занимаются хозяйственной деятельностью;

2) добавленная стоимость продукции (работ, услуг);

3) доходы граждан;

4) имущество юридических и физических лиц;

5) стоимость определенных товаров;

6) специальное использование природных ресурсов, других объектов, определенных законодательными актами Украины.

Ставки налогов в общегосударственный бюджет и льготы относительно налогообложения определяются законом и не могут устанавливаться или изменяться другими нормативно-правовыми актами Украины.

Налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, пошлина, налог на недвижимое имущество, плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на промысел, сбор на обязательное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и др. К местным налогам и сборам в соответствии с Указом Президента Украины от 25 мая 1999 г. относятся: налог с рекламы, коммунальный налог, гостиничный сбор, сбор за парковку автомобилей, рыночный сбор, сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, курортный сбор, сбор за осуществление зарубежного туризма, сбор за право использования местной символики, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за проезд по территории Автономной Республики Крым и пограничных областей автотранспорта, который направляется за границу, сборы за предоставление земельных участков и др.

Различают налоги прямые, которые взимаются с доходов или имущества юридических или физических лиц, и косвенные, которые вносят в бюджет производители или продавцы товаров, включая эту сумму в цену товара (акциз, пошлина и др.).

Все налоги, которые определяют налоговую систему Украины, можно условно разделить на три группы:

1) налоги с граждан;

2) налоги с предприятий и других юридических лиц;

3) налоги, которые платят как граждане, так и юридические лица.

С целью упрощения учета плательщиков налога и внесения ими налогов и обязательных платежей Кабинет Министров Украины 6 ноября 1997 г. издал постановление "О мероприятиях по внедрению идентификационных номеров физических лиц". Согласно с постановлением, идентификационные номера физических лиц вносятся во все формы первичных отчетных и учетных документов, которые содержат информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов и сборов (обязательных платежей), которые контролируются государственными налоговыми органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: