Физико-химические характеристики катализатора

РЕГЕНЕРАЦИЯ КАТАЛИЗАТОРА ОКСИД АЛЮМИНИЯ АКТИВНЫЙ В СРЕДЕ СВЕРХКРИТИЧЕСКОГО ДИОКСИДА УГЛЕРОДА

1А.Т. Галимова*, 1А.А. Сагдеев, 1В.З. Кузьмин, 2Ф.М. Гумеров

1 Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО КНИТУ, Нижнекамск, Республика Татарстан, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Республика Татарстан, Россия

* tukhvatova-albinka@mail.ru

Поступила в редакцию

Исследована природа соединений, дезактивирующих катализатор оксид алюминия активный. Приведены результаты регенерации катализатора с использованием чистого и модифицированного полярной добавкой (2 масс. % ДМСО) сверхкритического диоксида углерода.

Ключевые слова: регенерация, катализатор оксид алюминия активный, сверхкритический диоксид углерода, активность, селективность

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных производств на ОАО «Нижнекамскнефтехим» является получение стирола. Технологический процесс получения стирола проводится в адиабатических условиях с промежуточным подогревом контактного газа и включает в себя стадии [1]:

- дегидратация метилфенилкарбинола;

- ректификация «катализата»;

- гидрирование ацетофенона.

Дегидратация метилфенилкарбинола осуществляется в присутствии катализатора при температуре 250 – 320 оС по реакции:

С6Н5 СНОН - СН3®С6Н5 -СН =СН2 + Н2О - 10,5±2 ккал/моль

метилфенилкарбинол стирол

Катализатором процесса дегидратации метилфенилкарбинола служит оксид алюминия активный, физико-химические характеристики которого приведены в таблице 1 [2]:

Таблица 1

Физико-химические характеристики катализатора

Наименование показателя Активный оксид алюминия АОА-1
1. Внешний вид Гранулы цилиндрической формы белого цвета, допускается кремоватый оттенок
2. Размеры гранул, мм: диаметр длина, не более   5,0±1,0
3. Насыпная плотность, г/дм3 450 – 550
4. Прочность при истирании, %, не менее 65,0
5. Удельная поверхность, м2 не менее 200

По мере протекания реакции дегидратации метилфенилкарбинола на поверхности катализатора происходит отложение кокса, вследствие чего снижается его активность.

Через 400 – 600 часов работы, катализатор подвергается регенерации для восстановления активности. Регенерация катализатора проводится паровоздушной смесью при температуре 400 – 600 °С. Однако данный метод не позволяет в полной мере провести регенерацию катализатора, так как невозможно удалить весь кокс, часть его неизбежно остается на катализаторе. Так же существует опасность спекания катализатора в связи с образованием полимера стирола, что естественно приводит к уменьшению срока службы катализатора.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о необходимости поиска новых способов регенерации катализатора оксид алюминия активный, которые осуществляются при меньших энергозатратах и на принципах экологической безопасности. Авторы полагают, что одним из таких перспективных методов регенерации катализаторов является процесс сверхкритической флюидной экстракции, который был уже успешно реализован в задачах регенерации палладиевых катализаторов [3, 4], а также катализатора «никель на кизельгуре» [5, 6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: