1. Система «Домашний банк»
Системой для предоставления услуг Интернет-банкинга в Автобанке является собственная разработка специалистов Автобанка - система «Домашний банк». Автобанк первым в России предложил своим клиентам услуги Интернет-банкинга. Система была организована для обслуживания исключительно физических лиц и предоставляет клиенту следующие возможности:
• покупать и продавать валюту;
• оплачивать коммунальные услуги (кроме счетов Мосэнерго, ММТ);
• переводить деньги по своим счетам как в рублях, так и в валюте;
• совершать внутрибанковские платежи в рублях;
• совершать межбанковские платежи в рублях;
• оплачивать счета провайдеров, операторов сотовой и пейджинговой связи;
• размещать средства во вклады в рублях;
• размещать средства во вклады в долларах США;
• пополнять счета пластиковых карт;
• получать выписки по всем своим счетам за любой период времени;
• отслеживать и распоряжаться средствами, поступившими на счета.
Для работы с системой клиенту необходимо иметь доступ к сети Интернет. В качестве браузера требуется использование MS Internet Explo-rer 5 (или более поздних версий). Программное обеспечение клиента представляет собой компонент MSIE5, который устанавливается автоматически при первом обращении пользователя к серверу системы. Для идентификации клиента используется ключевой элемент памяти «Touch memory», который считывается с помощью адаптера, подсоединяющегося к компьютеру пользователя через СОМ или LPT порт. В данном эле менте содержится информация о клиенте - Ф.И.О., пароль для входа в систему и информация, необходимая для работы с ЭЦП, - криптографические ключи.
|
|
2. Система «Телебанк»
Вторым банком, предложившим услугу Интернет-банкинга, был Гута-банк. Система «Телебанк», используемая для оказания этой услуги, была разработана в 1997 г. Изначально в рамках системы клиент мог управлять счетом по телефону через оператора и круглосуточную интерактивную службу, затем появилась возможность доступа к счету через Интернет. Основной целью являлось создание для клиентов удобных механизмов оплаты коммунальных и телекоммуникационных счетов. Система ориентирована на использование частными лицами. Основное внимание при разработке системы было уделено простоте и доступности проведения операций. Система Телебанк позволяет:
• проводить все коммунальные платежи;
• оплачивать счета за связь - межгород (ММТ), МТС, Би Лайн, МСС, СОНЕТ, Мобил Телеком, МТУ Интел, ПТТ Телепорт, Дейта Форс Ай Пи, Элвис-Телеком и др.;
• производить оплату услуг - спутникового телевидение (НТВ+, Косос ТВ), охрана, стоянка, домофон, обучение и др.;
|
|
• переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через Интернет-магазины;
• производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте;
• покупать и продавать иностранную валюту;
• размещать средства в срочные вклады со счета в системе Телебанк;
• пополнять свои пластиковые карточки со счета в системе Телебанк;
• переводить средства с пластиковых карточек на счет в системе Телебанк;
• подписываться на газеты и журналы;
• получать по факсу и через Интернет выписки по счетам и пластиковым карточкам.
Для входа в систему на Web-сайте банка клиент вводит свой пароль и УНК (уникальный номер клиента), полученный при регистрации. Осуществление любой операции начинается с оформления соответствующего документа путем заполнения Web-форм, а заканчивается подписью этого документа ЭЦП.
Чтобы зарегистрироваться в системе Телебанк, клиент должен иметь счет в Гута-банке. Оформление документов для открытия счета может быть совершено как в офисе банка, так и при помощи почты. Затем клиенту следует пройти предварительную регистрацию для получения УНК — заполнение регистрационной формы и оформление необходимых документов (документы представлены на сайте), которые клиент отправляет в банк заказным письмом. После этого происходит установка ПО для формирования ЭЦП. Клиент загружает программу с Web-сайта, указав свой УНК, формирует секретный ключ и файл запроса на формирование сертификата, передает файл запроса в Процессинговый центр системы «Телебанк». В свою очередь банк высылает клиенту сертификат, по которому в будущем будет идентифицировать пользователя.
Для работы с ЭЦП используется программа «Inter-PRO» компании «Сигнал-Ком». Данная программа основана на использовании протокола SSL, который дополнен отечественными криптографическими алгоритмами. Программа «Inter-PRO» обеспечивает строгую аутентификацию (подтверждение подлинности) клиента и сервера банка, стойкое шифрование и контроль целостности передаваемой информации. Также программа «Inter-PRO» предоставляет клиенту возможность заверять собственной электронной цифровой подписью финансовые документы, представленные в HTML-форме.
3. Система «BARS».
На рынке банковского программного обеспечения появился новый продукт - система удаленного банковского сервиса «BARS», разработанная московской компанией «Оникс Капитал».
Особое внимание при реализации системы было уделено обеспечению надежной высокоскоростной связи между клиентами и банком. Система обеспечивает возможность различных вариантов связи между банком и клиентом. Для снятия ограничений на способ связи в системе применен пакетный обмен информацией. Это позволяет свести проблему организации связи к проблеме передачи пакета, представляющего собой блок закрытой символьной информации, который может быть передан как содержимое HTTP-запроса, либо как блок данных по модемной линии, либо как вложение электронной почты и, наконец, как файл на сменном носителе. Высокое быстродействие системы по техническим каналам связи достигается за счет применения предварительного сжатия информации. Учитывая тот факт, что исходная символьная информация имеет высокую степень повторяемости и ограниченный набор знаков пакет в сжатом виде может составлять всего 8-10 % от исходного, т. е. зашифрованный и подписанный пакет, содержащий тысячу платежных поручений, имеет объем менее 100 Кб (менее 100 байтов на платежное поручение). Еще одной особенностью системы является возможность автоматического перебора нескольких IP-адресов при неудачных попытках связи с сервером. Такая возможность значительно повышает эффективность системы, если сервер подключить к нескольким линиям различных провайдеров.
|
|
Сервер системы реализован как набор самостоятельных модулей. Это модуль внешней связи - CGI-шлюз, сервер приложений, сервер криптозащиты, база данных системы, модуль связи и АБС - шлюз к АБС, модуль администрирования системы - «Администратор», рабочее место операциониста банка - «Операционист». Определенная степень самостоятельности модулей сервера позволяет производить его масштабирование. Так, при незначительном количестве клиентов и малом объеме операций весь сервер может быть установлен всего на двух компьютерах (возможно и на одном - однако это не рекомендуется по соображениям безопасности). Для повышения производительности системы может увеличиваться количество тех или иных модулей и разнесение их на отдельные компьютеры. Например, если система обслуживает небольшое количество клиентов, производящих большое количество платежей, то может быть увеличено количество серверов приложений. В обратной ситуации при обслуживании большого количества клиентов, производящих небольшое количество платежей, следует увеличивать количество модулей внешней связи системы, работающих с одним сервером приложений.
Система предоставляет обширные возможности по экспорту / импорту документов «BARS» в различные программы и форматы данных как на стороне клиента, так и на сервере, что делает систему по-настоящему универсальной в области программной совместимости. Система позволяет с легкостью обмениваться документами и выписками с автоматизированными бухгалтерскими системами клиента. У компании, являющейся клиентом банка, отпадает необходимость двойного ввода данных. Особое внимание уделено связи системы с автоматизированными банковскими системами. В модуле связи («Шлюз к АБС») используются настраиваемые машины языков сценариев, что обеспечивает обширнейшие возможности по настройке системы.
В системе реализован ряд возможностей, нетипичных для аналогичных систем. Прежде всего система предоставляет возможность работы на одном клиентском месте от имени нескольких фирм. Этот режим особенно привлекателен для бухгалтерий, обслуживающих несколько организаций. При таком режиме работы каждая организация будет иметь не только индивидуальную идентификацию, но и индивидуальные ключи цифровой подписи и шифрования информации. Второй особенностью реализации является наличие закрытого канала обмена сообщениями. Эта система очень похожа на электронную почту, однако имеет то преимущество, что вся информация передается в закрытом виде и может транспортироваться по любому из применяемых системой каналов.
|
|