Международно-правовые санкции

Международно-правовые санкции – это правомерные принудительные меры, которые применяются субъектами международного права к государству-правонарушителю для восстановления прав потерпевших субъектов и выполнения правонарушителем своих международных обязательств.

Реторсии – правомерные принудительные невооруженные действия государства, предпринятые в ответ на недружественный акт либо несправедливое, предвзятое поведение другого государства. Например:

1. запрет дипломатическим представителям или гражданам иностранной государства свободно посещать определенные районы страны их пребывания в ответ на подобные же ограничения относительно своих дипломатов и граждан в той государстве (прочие ограничения);

2. отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт или правонарушение в отношении данного государства;

3. высылка из страны равного количества дипломатов государства, ранее выславшего дипломатов данного государства;

4. объявления дипломатов persona non grata;

5. запрет въезда в страну или отмена визита делегаций и т.д.

Репрессалии – правомерные принудительные политические и экономические невооруженные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством. Например:

1. приостановление дипломатических и консульских отношений;

2. разрыв торгово-экономических отношений;

3. эмбарго - запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя

4. бойкот - запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства

5. замораживание вкладов страны-нарушителя в своих банках или изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

6. некоторые ограничения дипломатических привилегий и иммунитетов официальных представителей государства-правонарушителя;

7. денонсация или аннулирование договоров с этим государством и другие меры.

Разрыв дипломатических и консульских отношений является самостоятельным видом санкций и ведет к полному прекращению между двумя государствами официальных отношений на высшем политическом уровне. Разрыв дипломатических отношений не обязательно влечет за собой прекращение консульских отношений.

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций:

- отказ в членстве (запрет принятия в организацию или исключение из нее);

- лишение права голоса;

- коллективные вооруженные мероприятия (демонстрации, блокады, применения вооруженных сил организации).

- недопущение государства-правонарушителя к работе в организации;

- не приглашение на заседания, совещания, конференции.

- лишение права на получения помощи (финансовой, гуманитарной, экономической, культурной, медицинской и пр.);

Исключение из международного общения влечет за собой разрыв политических отношений; разрыв торговых, экономических, коммуникационных, культурных, туристских и иных связей; разрыв военного и военно-технического сотрудничества.

(Марусин И.С.) Итак, реторсии - это действия, которые сами по себе, взятые, в том числе, изолированно, никакого нарушения международного права не представляют, пусть они и недружественные. Разрыв дипломатических отношений. Государство не обязано иметь дипломатические отношения; плохо, что это происходит, но что поделаешь. Или, скажем, одно государство просит предоставить ему кредит, другое отказывает. Недружественный шаг? Бесспорно, но ничего незаконного в этом нет. Был между государствами безвизовый режим, теперь стал визовый режим - недружественный шаг? Бесспорно, но опять-таки никакого правонарушения в этом нет. Словакия в отношении нас ввела визовый режим, Чехия ввела, Венгрия, не знаю, ввела или скоро введет, - никто в истерики у нас не впадает, не говорит о том, что Венгрия свои имперские амбиции проявляет и собирается нас поглотить. Что поделаешь? Государство имеет право это сделать, хотя жест это, бесспорно, недружественный.

Что такое репрессалии? Это действия, которые взятые изолированно, есть нарушения международного права. Представим себе: утро 15 января 1991 года, Багдад. В этот день впервые начались массированные бомбардировки территории Ирана американскими, английскими, французскими военно-воздушными силами, действующими по флагом ООН. Если мы посмотрим на эту ситуацию изолированно, перед нами вопиющий акт агрессии, международное преступление - с какой стати на территорию суверенного государства посыпались бомбы, гибнут его граждане и т.д.?! Только в одном бомбоубежище Аль-Альмерия погибло более 400 человек. Хотя это было бомбоубежище, две ракеты влетели в вентиляционные отверстия внутрь, взорвались, температура поднялась до более 1000 градусов - там даже останков не осталось! Как в Хиросиме, были только тени на стене. Кстати, тут без ЦРУ не обошлось. Каким образом эти ракеты узнали, где находятся эти вентиляционные люки? Ответ простой: это бомбоубежище строила немецкая компания; как вы понимаете, ЦРУ поработало, узнало, где они построили соответствующие люки. Само по себе что перед нами? Международное преступление. Но это - только если мы посмотрим вне контекста. Если мы посмотрим в контекст: почему производились эти бомбардировки? Они производились с санкции Совета безопасности ООН (тут "санкция" понимается как разрешение) в качестве санкций к Ираку за невыполнение резолюции Совета безопасности и за акт агрессии против Кувейта. Т.е., взятые уже в полном объеме, эти действия - репрессалии против Ирака - не правонарушение, они есть законные санкции за нарушения международного права, сделанные Ираком.

Репрессалии подразделяются на мирные и военные.

Точного перечня санкций не существует. Потерпевшее государство само определяет, какие санкции были бы уместны в данной ситуации. Наиболее часто применяют следующие санкции:

1. Приостановление или разрыв дипломатических отношений.

2. Разрыв торговых отношений.

Приведу пример. В отношении Ирака подобного рода санкции действуют уже более 10 лет, в частности, запрещен ввоз на территорию Ирака медикаментов и медицинского оборудования. По подсчету Всемирной организации здравоохранения, детская смертность в Ираке за эти 10 лет выросла вдвое, из-за этих санкций, по мнению ВОЗ (достаточно лояльной к правительству США организации), умерло 500 тысяч иракских детей. Госсекретарю Мадлен Олбрайт прямо задали этот вопрос: а стоит ли применение санкций жизни 500 тысяч детей? Она, не колеблясь, ответила, что стоит. Не будем тут вставать в позу, у нашей страны есть свои виды на Ирак в некотором смысле, но все-таки, поскольку санкции первоначально применялись против Ирака за агрессию против Кувейта, в будущем году исполнится 10 лет, как она закончилась, а санкции все еще действуют, их применение вызывает определенные вопросы не только на Востоке, но и на Западе.

3. Разрыв кредитно-финансовых отношений, т.е. запрет на переводы денежных средств между двумя государствами; запрет на предоставление кредитов на территории государства-нарушителя; замораживание или изъятие средств с банковских счетов граждан данного государства и самого этого государства.

После захвата американского посольства в Тегеране США немедленно заблокировали все счета Ирана в США, а шах Ирана большую часть средств хранил именно в США. И у иранцев мало средств осталось. И как раз в это время, в том же 79-м году, правительство Ирака, возглавляемого Саддамом Хусейном, который тогда отнюдь не был "кровавым диктатором" (даже никто и слова такого не употреблял), начал агрессивную войну против Ирана. И, заметьте, Совет безопасности даже не шелохнулся; тогда, с 80-го по 88-й год, Ирак был храбрым защитником стабильности в регионе, никаким не агрессором; он защищал государства Персидского залива от неистовых иранских аятолл, так что Ираку всё прощалось, в том числе и применение химического оружия. Никаких санкций против Ирака не было, никакого осуждения Ирака не было; а диктатором Саддам Хусейн стал с 90-го года, когда напал на Кувейт, до этого он был защитником стабильности в регионе (т.е., понимаете, напасть на Иран - это одно, напасть на Кувейт - совсем другое). И главное - американское оружие, которое было у иранцев; им нужны были запчасти к этому оружию, чтобы воевать. Где взять эти запчасти? В США. И тогда только что избранный президент Рейган заключил соглашение, тайное, секретное; для всего мира США не только сами не торговали с Ираном, любому государству, которое торговало с Ираном, они грозили санкциями, т.е. разрывом своих торговых отношений, невыдачей въездных виз и т.д. А на самом деле в это время администрация президента начала торговлю с Ираном. Это было пакетное соглашение с освобождением американских заложников, сотрудников посольства. Они были освобождены в день инаугурации президента Рейгана 20 января 81-го года. Он торжественно объявил, только что став президентом, на банкете по этому поводу: полчаса назад самолет с нашими дорогими американцами покинул территорию воздушного пространства Ирана. Все закричали "ура". Действительно "ура" - 444 дня они были в заключении, причем условия у них были достаточно плохие (их содержали с завязанными глазами, в наручниках). По этой сделке освобождались заложники, и в обмен на это США начали поставлять в Иран запасные части к оружию. Деньги от этого переводились не в карманы сотрудников совета национальной безопасности и администрации президента (это вам не Россия), они их переводили на другую благую цель - финансировали подрывные антисандинистские отряды в Никарагуа. Отсюда и название - "Ирангейт", или сделка "Иран-контрас". Обе операции были незаконными, конгресс о них ничего не знал и не санкционировал, госдепартамент о них ничего не знал. Но подобного рода действия предпринимались.

Это я рассказал для того, чтобы сказать, что замораживание денежных средств недружественных государств на своей территории - одна из любимых санкций США. Поэтому хранить деньги в США никому не рекомендуется. Правильно, поэтому их хранят в Швейцарии.

Приведу пример санкций против Ливии. В 88-м году над Шотландией взорвался самолет американской авиакомпании, погибли все пассажиры и несколько человек, которые оказались под обломками самолета. Американцы и британцы обвинили Ливию в том, что два сотрудника ее секретных служб организовали этот взрыв. Ливия отказалась выдать их и Британии, и США. В ответ на это Совет безопасности ООН объявил санкции против Ливии, и одной из санкций был запрет на любые полеты гражданских воздушных судов в Ливию; 12 лет в Ливию и из Ливии гражданские самолеты не летали. Недавно Ливия их выдала, но я привожу это как пример реального применения подобного рода санкций.

Военные репрессалии законны лишь с санкции Совета безопасности ООН. Правомерность применения их отдельными государствами по собственному усмотрению спорна.

Поясню, почему я сказал, что спорна. Сергей Александрович вам бы категорически сказал, что не имеют права применять военные репрессалии без санкций Совета безопасности ООН. На этом стоит наша наука, на этом по большей части стоит и наша внешняя политика. Но если мы посмотрим на практику действий западных государств, в первую очередь США, то у них такой вопрос не стоит - можно применять, и без всяких колебаний.

Самый свежий пример (примеров столько, что глаза разбегаются): взорвали в 98-м году у американских посольств в Восточной Африке (по-моему, в Танзании и еще в одном государстве) бомбы, погибли люди, в том числе сотрудники посольств. Американцы обвинили без всякого суда и следствия в этом Усаму бен Ладана и его людей и нанесли удар по его предполагаемым базам в Афганистане и Судане. Чистый пример военный репрессалий.

Или другой пример. В 86-м году в Берлине в дискотеке, которую посещали американские солдаты, взорвалась бомба, очень большая; погибло не много человек, но очень много было ранено. Американцы через несколько дней объявили, что это дело рук ливийских террористов, и через неделю американские войска нанесли бомбовый удар по Триполи. Советский Союз категорически это оспорил.

Т.е. применение их, еще раз подчеркну, спорно, не все государства согласны с тем, что их можно применять. Но если мы в нашей внутренней практике, внутренней жизни, в нашей экономической модели, политической модели по сути - президент и т.д., то есть не европейской модели мы следуем, то надо не очень нам отказываться от того, что и в международной практике делают США. Если послушать последние высказывания того же Ястржембского, что мы Афганистану вдарим, по базам чеченских террористов, ну, это прямое повторение того, что делают американцы. К счастью, не вдарили. Еще раз подчеркну: определенные подвижки в умах наших внешнеполитических стратегов все-таки происходят.

И еще одно положение.

Санкции могут применяться как государством единолично, так и коллективно либо в рамках международных организаций государствами - членами этих организаций, либо союзными с пострадавшим государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: