Структура готовности к школе

Билет 7

Готовность детей старшего дошкольного возраста к школе: составляющие готовности, методы диагностики. Проблема неготовности детей к школе (причины, пути коррекции)

Готовность к школьному обучению - комплексное образование, которое требует многосторонних системных психологических исследований. Это необходимый и достаточный уровень знаний, умений и навыков для систематического обучения в школе.

Изучали: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова, Н. Г. Салмина, А. Л. Венгер, В. С. Мухина, Н. И. Гуткина, У. В. Ульенкова, А. Анастази, И. Шванцара, Е.Е.Кравцова,

По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира (29).

В рамках подхода, продолжающего идеи Л.С. Выготского, психологические особенности определяются с помощью характеристики ведущей деятельности. Если готовность к школе является продуктом нормального развития ребенка в дошкольном возрасте, а ведущей деятельностью является игровая, то логично рассматривать сформированность игровой деятельность в качестве компонента готовности ребенка к учебной деятельности.

А.И. Запорожец указывал, что готовность к обучению в школе составляют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности.

Д.Б. Эльконин считал, что готовность к школе включает характеристики кризисного развития и комплекс новообразований стабильного и кризисного периодов.

Л. И. Божович: Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Структура готовности к школе

Классификация 1:

1. Психомоторная (функциональная готовность) – те преобразования, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости.

2. Интеллектуальная готовность – ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. В интеллектуальную готовность включают:

• Известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

• Представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

• Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания.

• Определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов.

• Начало формирования произвольности психических процессов.

• Развитие речи, речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие, так и уровень его логического мышления.

3. Эмоционально-волевая готовность – она включает в себя:

• Произвольность поведения

• Формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построения плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

• Начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

• Новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами.

• Позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

4. Личностная готовность. Ее можно описать через анализ мотивационно - потребностной сферы и сферы самосознания личности:

• Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Выражается в желании стать школьником, в итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

• Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувство долга).

• Формирование самосознания и самооценки.

5. Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:

• Внеситуативно - личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.

• Общение с детьми, специфические отношения с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: