Для организации боты с налогоплательщиками Федеральной налоговой с РФ установлен порядок (регламент), который включает следующие виды работ.
1. Прием налогоплательщиков.
2. Прием, регистрация и выдача документов отделами работы с налогоплательщиками.
3. Проведение сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом, информирование их о состоянии расчетов с бюджетом.
4. Информационная работа.
I. Организация приема налогоплательщиков осуществляется инспекциях ежедневно в течение всего рабочего времени. Для этого налоговые инспекции используют принцип сменности. Особое внимание уделяется операционным залам.
В таких помещениях каждая налоговая инспекция должна иметь:
— стенд с указанием размещения функциональных рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков;
— информационные стенды;
— систему звукового информирования для голосового информирования налогоплательщиков;
— компьютер со справочно-правовыми системами («Гарант», «Консультант-Плюс») и программными продуктами, разработанными ФНС РФ и ФГУП «ГНИВЦ ФНС РФ;
— электронную систему управления очередью, световое информационное табло (видеоэкран с информацией);
— оборудованные места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для работы с документами.
2. Прием, регистрация, выдача документов и информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом. Этот комплекс работ предусматривает:
— прием и регистрацию налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
- прием и выдачу других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы, письма, заявления и др.).
Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность могут представляться в налоговые органы
– самим налогоплательщиком,
- представителем,
- либо по почте.
Если на стадии приема налоговой декларации выявляются и нарушения установленных законодательством сроков ее представления, то принимаются следующие меры:
— в случае представления налоговой декларации лично налогоплательщиком, приглашается сотрудник отдела камеральных проверок для составления протокола об административно правонарушении;
— в случае представления налоговой декларации от имени налогоплательщика представителем налогоплательщика представителю лично вручается уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного за своевременность представления налогоплательщиком отчетности в налоговый орган. Одновременно отдел камеральных проверок уведомляется о факте представления налогоплательщиком декларации с нарушением сроков, установленных законодательством;
— в случае представления налоговой декларации на бумажном носителе по почте или в электронном виде ежедневно составляется список таких налоговых деклараций, который передается в отдел камеральных проверок для сведения и принятия соответствующих мер.
При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте отдел общего обеспечения регистрирует все документы, вложенные в конверт. Всем вложениям присваивается единый номер. На титульном (первом) листе каждого вложения указывается регистрационный номер и дата отправки налогоплательщиком по почте.
В случае представления отчетности не по форме налогоплательщику могут отказать в приеме отчетности. Если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее непринятой, не регистрирует и в трехдневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме.
При наличии в зарегистрированных декларациях ошибок, не позволяющих осуществить ввод, декларации передаются из отдела ввода и обработки данных в отдел работы с налогоплательщиками. Должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками подготавливается уведомление о необходимости внесения уточнений о представленную отчетность, которое и передается в отдел общего обеспечения для отправки по почте.
Если в течение 10 календарных дней с момента получения налогоплательщиком почтового отправления или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и сами декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.
Выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов. Функциональные отделы передают подготовленные справки и документы по запросам налогоплательщиков в отдел общего обеспечения для отправки по почте или в отдел работы с налогоплательщиками для передачи лично.
Подготовленные документы выдаются на руки налогоплательщику не позднее семи календарных дней со дня получения документа из функционального отдела. При вручении документов налогоплательщику лично на втором экземпляре документа ставится подпись налогоплательщика и дата получения им документа. Если налогоплательщик в указанный срок не обратился в отдел работы с налогоплательщиками за получением документов, они передаются в отдел общего обеспечения для отправки налогоплательщику по почте заказным отправлением с уведомлением.
3. Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом проводится в обязательном порядке в следующих случаях:
— ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
— при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
— при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при ликвидации (реорганизации) юридического лица;
— по инициативе налогоплательщика;
— в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах (например, при зачете, возврате излишне уплаченной суммы налога).
информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом.
По всем крупнейшим налогоплательщикам сверка расчетов с бюджетом в обязательном порядке проводится ежеквартально. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетнымкварталом, составляется график, который утверждается руководителем. График доводится до сведения отделов урегулирования задолженности, учета, отчетности и анализа, камеральных и выездных проверок. Налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о дате проведения сверки.
В случае неявки налогоплательщика для оформления результатов сверки в срок акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте через отдел общего обеспечения заказным отправлением с уведомлением, в котором сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.
4. Прием, регистрация, выдача документов.
Этот комплекс работ предусматривает:
- прием и регистрацию налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;
- прием и выдачу других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы, письма, заявления и др.).
Работа по информированию налогоплательщиков организуется по следующим основным направлениям:
— индивидуальное информирование налогоплательщиков (при личном общении или по телефону);
— публичное информирование.
Налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения форм налоговой отчетности. Информирование осуществляется по месту учета налогоплательщика.
Методическое руководство информированием через средства массовой информации обеспечивают управления ФНС России по субъектам РФ.
Индивидуальное информирование налогоплательщиков осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Все вопросы, принятые от налогоплательщиков, регистрируются для подготовки на них ответов в специальном журнале.
Важное место в информационной работе налоговых органов занимают организация телефонной справочной службы и публичное информирование.
Порядок организации работы телефонной справочной службы инспекции ФНС России:
— отделам работы с налогоплательщиками инспекций выделяются телефонные номера в качестве справочных телефонов;
— назначаются сотрудники, ответственные за работу на выделенных телефонах;
— руководители инспекций организуют контроль работы справочных телефонов;
— информация о телефонах справочной службы размешается на стенде инспекции, на сайте управления ФНС России по субъекту РФ, в местных СМИ.
Публичное информирование организуется посредством размещения информации на стендах, обновляемых еженедельно. Различают стенды двух видов: с постоянной информацией и с изменяемой информацией. По типу размещения стенды бывают внутренние (находящиеся в здании инспекции) и внешние (размещаемые в других учреждениях или общественных местах).
Внутренние стенды делятся на стенды с организационно-распорядительной информацией и тематические.
На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:
— режим работы инспекции ФНС России;
— реквизиты инспекции ФНС России (почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и др.);
— коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, общего классификатора административно-территориальных образований;
— о семинарах, «круглых столах» и т. д.;
— адреса официальных Интернет - сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту РФ, координаты специализированного оператора связи;
— номер телефона «горячей линии».
На тематических стендах размещается информация о:
а) государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и инд. предпринимателей (нормативные правовые акты по государственной регистрации юридических лиц, порядок оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, образцы заполнения документов, необходимых для государственно регистрации юридических лиц, порядок получения выписки из государственного реестра юридических лиц, образцы заявления опостановке и снятии с учета юридических лиц и др.);
б) о порядке правления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и них документов, служащих основанием для счисления и,налогов, сборов (календарь налогоплательщика, коды бюджетной классификации, обзоры приказов ФНС россии (информации бюллетень «Налоговый навигатор»), порядок и информация о преимуществах представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, др.);
в) о порядке оформления платежных документов на уплату налогов (образцы платежных поручений и др.);
г) о регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники (заявлений на регистрацию ККТ, перечень документов, необходимых для замены фискальной памяти, перечень документов необходимых для освидетельствования ККТ на соответствие зонной версии, порядок постановки на учет ККТ, снятия с учета, перечень ККТ, исключенный из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, др.);
д) местных налогах и сборах (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение, др.);
ж) налогообложении доходов физических лиц (перечень стандартных, социальных имущественных, профессиональных налоговых вычетов, порядок заполнения налоговых деклараций, образцы заявлений по предоставлению вычета, перечень документов, необходимых для предоставления налогового вычета, др.).
С различными категориями налогоплательщиков проводятся семинары. Семинары бывают тематические и по общим вопросам.
В качестве лекторов принимают участие специалисты инспекций ФНС России и управления ФНС России по субъекту РФ.