Роль естествознания в научно-техническом прогрессе

Слова "наука" и "техника" настолько слились в сознании современного человека, что часто воспринимаются как две стороны единого социокультурного явления.

Однако тесная связь естествознания и техники существовала далеко не всегда. Более того, вплоть до XVI в. их развитие происходило практически независимо. Сохранившиеся исторические памятники, археологические раскопки свидетельствуют, что еще в древнейших цивилизациях был достигнут достаточно высокий уровень в строительстве, получении и обработке материалов, изготовлении оружия и орудий труда и многих других технических направлениях. Некоторые созданные в глубокой древности предметы практически не изменили своей формы и назначения до сих пор. Например, мы пользуемся такими же столами и стульями, как и те, что изготавливались в Древнем Египте. Стены и потолки комнат, в которых мы живем, как и раньше созданы чаще всего из дерева, кирпича и штукатурки.

Для осуществления такой активной технической деятельности, безусловно, были нужны знания. Однако, как мы помним, науки в то время еще не существовало. Какими же знаниями пользовался человек, реализуя те или иные технические проекты? Прежде всего, это были знания, основанные на здравом смысле, повседневном опыте, на подражании природе (в частности, "копировании" органов чувств и движений), а также на изобретательности человека. Можно cказать, что для изобретения колеса, пороха, паруса и других технических приспособлений совсем не обязательно было иметь развитые научные представления об устройстве мира.

В XVI веке нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения целого ряда вполне определенных задач, которыми и занялась уже почти сформировавшаяся наука. Компас, порох и книгопечатание были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности.

Второй этап научно-технического прогресса, начавшийся в конце XVII века, уже в большей степени опирался на достижения науки, чем на изобретательский опыт предшествующих поколений. В частности, первая паровая машина Дж. Уатта (1784 г.) явилась "плодом науки" и позволила совершить переворот в промышленности, закончившийся переходом к крупному машинному производству.

Третий этап научно-технического прогресса связан с современной научно-технической революцией, которая началась в середине нашего века. Этот этап характеризуется превращением науки в непосредственную производительную силу. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ и др.

Вместе с тем, в последнее время все громче звучат высказывания о надвигающемся кризисе научно-технического прогресса. Важное место в этом вопросе отводится естествознанию, которое сейчас многие склонны "винить" во всех грехах современной техногенной цивилизации. Действительно, еще находясь в своей классической стадии развития (XVII - XIX вв.), естественные науки не только открывали перед техникой все новые и новые возможности по овладению внутренними силами природы, но и в определенном смысле "поощряли" и даже "провоцировали" человека на безудержное преобразование природы.

И только неклассическое естествознание, сформировавшееся в начале ХХ века, позволило по-новому взглянуть на сущность и роль техники в человеческой культуре. Tстествознание начинает играть роль не только стимула, но и регулятора (ограничителя) технического прогресса, указывая на опасные тенденции и помогая своевременно и адекватно на них реагировать.

3.Наука как форма освоения духовной действительности
Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания - это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной производительной силой. При всей сложности содержания науки следует помнить, что наука - явление духовного характера. Наука - это система знаний о природе, обществе, о человеке. Научное знание - это продукт духовного производства, по природе своей оно идеально.
Естественно-научное сознание - это всеобщий духовный продукт общественного развития, и в таком качестве она многогранна. С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, располагающей своими методами познания. В науке критерий рационального освоения мира занимает главное место и из триединства - истина, добро, красота - в качестве ведущей ценности в ней выступает истина.
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такая область духовного производства,которая имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Таким образом, наука - это и система знаний, и их производство, и практически преобразующая

4.Особенности методологии естествознания
Методология естествознания ориентирована на решение главной проблемы, проблемы управляемого развития научного знания. Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Владением методом означает знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия.
Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения,сущности,эффективности и других характеристик методот познания,а также применение к процессу познания принципов мировоззрения,т.е. Соотнесение полученных данных с другими фундаментальными науками.Методология включает в себя следующие компоненты:
1.путь исследования (познания),теория,учение.
2.форма теоритического и практического освоения действительности,исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта;
3.система регулятивных принципов преобразующей,практической или познавательной,теоретической деятельности

5.Классификация методов естествознания и их роль в познании
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности,т.е.по широте применимости в процессе научного исследования.Существует 3 группы методов,при помощи которых мы познаем мир:
1.Эмпирические.2.Теоретические.3.Общие
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих,чувственно воспринимаемых объектов
К группе эмпирических(опытных)методов относят:

наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
измерение - сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам
Описание -фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах
Теоретический уровень научного исследования собственно опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
- Формализация -построение абстрактных моделей,раскрывающих сущность изучаемых процессов;
- аксиоматизация -построение теорий на основе аксиом(утверждение без доказательства)
- гипотетико-дедуктивный -создание систем дедуктивно-связанных между собой гипотез.
Эмпирический уровень выступает в качестве основы,фундамента теоретического.Гипотезы и теории формируются в процессе теоретическогоосмысления науняфх фактов,статистических данных,получаемых на эмперическом уровне.Теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы(в том числе схемы графики и т.п.),с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.
Общие методы:
анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
абстрагирование (идеализация)- отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
дедукция - движение от общего к частному;
индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Обобщение -процесс мысленного перехода от единичного к общему,установление общих признаков и свойств объектов;
аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: