Историческая элегия К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского («На развалинах замка в Швеции» и «Финляндия»)

Элегия, в которой господствуют размышления, касающиеся исторических событий, называют эпическими или историческими. Суровые испытания 1812 г. способны изменить отношение к жизни любого человека, тем более поэта. После победоносного окончания войны Батюшков видел разоренную Москву. Перед ним открылось “море зла”. Война осмыслена им как мировой катаклизм – “неба мстительного кары”. Она не пощадила никого. В ее пожаре сгорела Москва – символ России. Историческая действительность нашла отклик в душе поэта. В своем стихотворении «На развалинах замка в Швеции», написанном в 1814г., Батюшков задумывается над превратностями бытия. Перед его мысленным взором проходят древние эпохи. О них напоминают величественные развалины замка. Все здесь окружено атмосферой героики, битв, сражений, мужества, стойкости, верности. Все хранит “следы протекших лет и славы”. Воспоминание об эпических и героических событиях ложится в основу элегии. Однако эпическая, историческая картина пронизана грустным чувством: ныне лишь воспоминание живет в этих местах, и только оно может вдохнуть жизнь в глухие руины, спящие “мертвым сном”. Там, где некогда кипели страсти, теперь

Обломки, грозный вал, поросший злаком ров,
Столбы и ветхий мост с чугунными цепями,
Твердыни мшистые с гранитными зубцами
И длинный ряд гробов.

Эпическая эпоха богатырей исчезла и превратилась в прах. Некогда здесь обитали сильные плотью и духом богатыри. Батюшков скорбит о том, почему история развивается так, что погибают “сильные”, почему жизнь превращается в “мертвый сон”, лишаясь ярких чувств и высоких побуждений. Размышление об эпическом времени и его героях сопровождается печальным раздумьем о гибели и тщетных надеждах не только отдельных людей, но и целых цивилизаций.
Отвлеченные мотивы (беспощадное время, неизбежная смерть) легко входят в элегию, но подчиняются переживаниям, навеянным сравнением героического прошлого и подразумеваемого мелкого, безотрадного настоящего.
Новаторство Батюшкова состоит в том, что чувство разочарования получает историческую мотивировку, благодаря чему элегия становится медитацией на философско-историческую тему о безрадостных превратностях безжалостной судьбы.
Итак, жизнь целых народов подчиняется неким роковым историческим законам, пока еще не ведомым поэту. Ему остается только уповать на память о протекших временах и их славе. Все это свидетельствует о том, что романтическое разочарование в действительности и в истории приобретает всеобъемлющий смысл. Предметом элегии стали исторические события, субъективно понятые и окрашенные. В этом и состоит эпичность элегии. Недовольство современностью обернулось героизацией прошлого, и единственное, что примиряет прошедшее и настоящее, – воспоминание, которым дышат “останки драгоценны” и которое передается от поколения к поколению.

Стихотворение «Финляндия», написанное Е.А.Баратынским в 1820 г., было навеяно природой Финляндии и снискало его автору громкую славу. Баратынского стали называть «певцом Финляндии». «Этот край, — писал впоследствии Баратынский Н. В. Путяте, — был пестуном моей поэзии». Следуя поэтической традиции, Баратынский смешивает фин­скую мифологию со скандинавской. Финская природа воспринята в оссиановских тонах, и это сближает стихотворение Баратынского с элегией Батюшкова «На развалинах замка в Швеции».

Находясь на военной службе в Финляндии, Баратынский воспринимал ее как ссылку. Он мучился и своим приниженным общественным положением (служим простым солдатом) и отдаленностью от столицы. Как только Баратынскому был пожалован офицерский чин, он вышел в отставку. Но Финляндия навсегда осталась в памяти поэта, служба в этой северной стране повлияла и на его творчество, и на литературную репутацию. Она же придала его судьбе романтический оттенок: тогда считалось, что в России два ссыльных поэта – Пушкин и Баратынский. Своим стихотворным посланием из Бессарабии Пушкин и вовсе утвердил за Баратынским репутацию русского Овидия. Со временем Баратынский все теплее отзывался о стране, которая в юности казалась ему тюрьмой. В одном из поздних писем своему другу Путяте он признавался: «Думаю о ней с признательностью: в этой стране я нашел много добрых людей, лучших, нежели те, которых узнал в отечестве, — нашел тебя; этот край был пестуном моей поэзии. Лучшая мечта моей поэтической гордости состояла бы в том, чтобы в память мою посещали Финляндию будущие поэты».

В его творчестве отразились тяготы и горести современного поэту времени. Большой заслугой Баратынского является его способность ярко изображать внутренний мир человека со свойственными ему противоречиями и сложностями. Поэт очень страстно относился к тому, что описывал, его стихотворения полны беспокойства, тревоги и глубоких переживаний.

Основными для творчества Баратынский считал следующие моменты: мысль, своеобразие и простоту. И согласно этим трем составляющим, он творил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: