Рассмотрим ротор асинхронной машины, который вращается в том же направлении, что магнитный поток, но с частотой п 2 > п 1 [это может иметь место при спуске грузов, когда момент, создаваемый грузом, совпадает по направлению с вращающим моментом и ускоряет вращение ротора. При таком соотношении частот вращения скольжение s = (n1 – n2) / n1 становится отрицательным. Активная составляющая тока ротора
становится также отрицательной, т. е. противоположной вектору э. д. с. . Реактивная составляющая тока ротора
остается индуктивной по отношению к э. д. с. Вектор полного тока ротора . Ток статора , напряжение
Из векторной диаграммы видно, что активная составляющая тока статора I1a противоположна по фазе напряжению сети.
Генераторный режим асинхронной машины:
а) схема создания режима; б) векторная диаграмма.
Это означает, что асинхронная машина не потребляет активную мощность из сети, а, наоборот, отдает ее. Следовательно, машина перешла в генераторный режим. Частоты тока и напряжения сети одинаковы. Практически асинхронные генераторы на электростанциях не применяют, так как для создания магнитного потока они потребляют из сети большой реактивный ток. Генераторный режим используют для подтормаживания асинхронных двигателей при плавных спусках грузов.
Режим, при котором направление вращения ротора асинхронной машины противоположно направлению вращения магнитного потока, называется режимом электромагнитного тормоза. Его применяют для экстренного торможения асинхронного двигателя,осуществляемого путем изменения направления вращения магнитного потока статора, в то время как ротор продолжает вращение в прежнем направлении. Этот способ торможения называется также торможением противовключением. В таком режиме ротор быстро тормозится и, когда частота его вращения станет равной нулю, напряжение сети должно быть отключено.
В режиме электромагнитного тормоза скольжение .
Следовательно, сопротивление ротора уменьшается по сравнению с сопротивлением в момент пуска (s = 1), а ток ротора и соответственно ток статора становятся больше пускового тока. Поэтому режим электромагнитного тормоза применяют только для двигателей с фазным ротором. Одновременно с изменением направления вращения магнитного потока статора к фазной обмотке ротора обычно подключают добавочный реостат для уменьшения токов ротора и статора.