Одной из основных причин высокого уровня травматизма на производстве является низкая эффективность, несовершенство системы управления безопасности труда. Под управлением безопасности труда принято понимать действия руководящих работников организаций (работодатель, административно-управленческий аппарат), направленных на создание и сохранение безопасных и безвредных условий труда. Основная цель – это предупреждение аварий, ЧС, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Система управления охраной труда (СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.
Субъектом (органом) управления является руководство предприятия и структурных подразделений (работодатель, должностные лица) имеющие четкое распределение функциональных обязанностей. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в производственных цехах, участках и предприятии в целом. Система управления ОТ является составной частью производства в целом.
|
|
Управление охраной труда (ОТ) обеспечивается выполнением следующих функций: всякое управление начинается со сбора информации о существующих и создании органов управления, разработка программы и структуры СУОП.
Создание органов управления:
При создании СУОП необходимо:
- определить перечень законов и других нормативно-правовых актов, содержащих государственно-нормативные требования ОТ;
- определить политику организации в области ОТ;
- определить цели и задачи в области ОТ и установить приоритеты;
- разработать организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее целей к выполнению поставленных задач.
Органы управления безопасностью труда организуются на предприятии в соответствии со структурой, состоящей из подразделений (цехов, участков, служб, отделов и т.д.). Возглавлять управление безопасности труда на предприятии и нести ответственность за ее состояние (в соответствии с должностной инструкцией) рекомендуется работодателю.
Организация работы по управлению ОТ:
Организация работы по реализации требований СУОТ включает в себя:
- распределение обязанностей между руководящими работниками;
- установление задач и функциональных связей подразделений;
- выполнение задач по ОТ отражается в положениях о службах и подразделениях, а конкретизируется в должностных инструкциях руководящих работников и должностных обязанностях инженерно-технического персонала и служащих;
|
|
- разработку перечней наиболее травмоопасных нарушений для объектов работ, инструкций по ОТ порядка допуска к работам повышенной опасности; создание служб по ОТ или ведение должности специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области; создание на предприятии комитетов или комиссий по ОТ;
- организация и координация работ по ОТ возложена на отдел по ОТ.
Планирование работ по охране труда:
Планирование работ по ОТ – это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и ОТ. Планирование работ по ОТ на предприятии подразделяется на: перспективное, текущее, оперативное. Основой для разработки планов по ОТ являются рекомендации, утвержденные постановлением Министерства РФ №11 от 27 февраля 1999 года. Годовой план включает в себя следующие разделы:
- повышение квалификации кадров;
- проверка знаний по ОТ, инженерно-технических работников, рабочих и служащих;
- мероприятия по нормализации и улучшению санитарно-гигиенических условий труда;
- мероприятия по лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работников предприятия;
- механизация и автоматизация тяжелых, опасных и трудоемких работ;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
- аттестация рабочих мест;
- планы и графики тренировочных действий персонала в аварийных и чрезвычайных ситуациях;
- комплексные проверки состояния ОТ в подразделениях и службах.
Текущие планы по ОТ составляются руководителем подразделения в соответствии со спецификой работ и решаемых задач по ОТ в данном подразделении. Соглашение по ОТ – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей и являющийся приложением к коллективному договору. Включает в себя следующие разделы:
- режимы труда и отдыха;
- обучение и подготовка работников;
- улучшение условий труда.
Контроль за состоянием ОТ:
Нельзя воздействовать на управляемый объект, не зная к каким результатам приводит это воздействие. Контролю подлежат:
- состояние рабочих мест в соответствии их требований к ОТ;
- соблюдение законодательства о труде;
- выполнение требований нормативных документов по ОТ;
- выполнение работ по реализации задач управления ОТ;
- своевременность и правильность расследования нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение приказов, распоряжений и предписаний по ОТ;
Учет, анализ и оценка состояния ОТ;
Учет, анализ и оценка состояния ОТ направлены на поддержку и осуществление других функций управления и принятие управленческих решений. Учет – это регистрация и систематизация в установленной форме и порядке данных, характеризующих состояние ОТ. В качестве аналитических данных, характеризующих состояние ОТ должны использоваться:
- материалы расследования о несчастных случаях и профессиональных заболеваний;
- акты расследований аварий и пожаров;
- материалы, предписания органов надзора и проверок состояния условий труда на объектах работ и подразделениях;
- данные аттестации рабочих мест.
При анализе работ по ОТ используются:
- планы работ по ОТ и отчеты об их выполнении;
- журналы инструктажа по ОТ;
- протоколы совещаний по ОТ;
- графики планово-предупредительных ремонтов и испытания оборудования.
Стимулирование работ по повышению безопасности и ОТ:
На предприятиях должна быть разработана и согласована с профсоюзами, трудовыми коллективами и доведена до сведения всех работающих система морального и материального стимулирования за полное выполнение структурными подразделениями требований ОТ (премии, доплаты, надбавки за выполнение плановых показателей и отсутствие травматизма и нарушений требований по ОТ). Кроме того четко определяются меры наказаний за нарушение требований безопасности (депремирование, штрафы, дисциплинарные взыскания).
|
|
В методологическом решении управление ОТ на предприятии осуществляется в двух последовательных этапах: анализ условий труда; разработка по результатам анализа мероприятий или предложений по улучшению условий труда и снижению производственного травматизма.
Работодатель несет полную ответственность за обеспечение требований ОТ.