Управление охраной труда в организациях и на предприятиях

Одной из основных причин высокого уровня травматизма на производстве является низкая эффективность, несовершенство системы управления безопасности труда. Под управлением безопасности труда принято понимать действия руководящих работников организаций (работодатель, административно-управленческий аппарат), направленных на создание и сохранение безопасных и безвредных условий труда. Основная цель – это предупреждение аварий, ЧС, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Система управления охраной труда (СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

Субъектом (органом) управления является руководство предприятия и структурных подразделений (работодатель, должностные лица) имеющие четкое распределение функциональных обязанностей. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в производственных цехах, участках и предприятии в целом. Система управления ОТ является составной частью производства в целом.

Управление охраной труда (ОТ) обеспечивается выполнением следующих функций: всякое управление начинается со сбора информации о существующих и создании органов управления, разработка программы и структуры СУОП.

Создание органов управления:

При создании СУОП необходимо:

- определить перечень законов и других нормативно-правовых актов, содержащих государственно-нормативные требования ОТ;

- определить политику организации в области ОТ;

- определить цели и задачи в области ОТ и установить приоритеты;

- разработать организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее целей к выполнению поставленных задач.

Органы управления безопасностью труда организуются на предприятии в соответствии со структурой, состоящей из подразделений (цехов, участков, служб, отделов и т.д.). Возглавлять управление безопасности труда на предприятии и нести ответственность за ее состояние (в соответствии с должностной инструкцией) рекомендуется работодателю.

Организация работы по управлению ОТ:

Организация работы по реализации требований СУОТ включает в себя:

- распределение обязанностей между руководящими работниками;

- установление задач и функциональных связей подразделений;

- выполнение задач по ОТ отражается в положениях о службах и подразделениях, а конкретизируется в должностных инструкциях руководящих работников и должностных обязанностях инженерно-технического персонала и служащих;

- разработку перечней наиболее травмоопасных нарушений для объектов работ, инструкций по ОТ порядка допуска к работам повышенной опасности; создание служб по ОТ или ведение должности специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области; создание на предприятии комитетов или комиссий по ОТ;

- организация и координация работ по ОТ возложена на отдел по ОТ.

Планирование работ по охране труда:

Планирование работ по ОТ – это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и ОТ. Планирование работ по ОТ на предприятии подразделяется на: перспективное, текущее, оперативное. Основой для разработки планов по ОТ являются рекомендации, утвержденные постановлением Министерства РФ №11 от 27 февраля 1999 года. Годовой план включает в себя следующие разделы:

- повышение квалификации кадров;

- проверка знаний по ОТ, инженерно-технических работников, рабочих и служащих;

- мероприятия по нормализации и улучшению санитарно-гигиенических условий труда;

- мероприятия по лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работников предприятия;

- механизация и автоматизация тяжелых, опасных и трудоемких работ;

- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

- аттестация рабочих мест;

- планы и графики тренировочных действий персонала в аварийных и чрезвычайных ситуациях;

- комплексные проверки состояния ОТ в подразделениях и службах.

Текущие планы по ОТ составляются руководителем подразделения в соответствии со спецификой работ и решаемых задач по ОТ в данном подразделении. Соглашение по ОТ – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей и являющийся приложением к коллективному договору. Включает в себя следующие разделы:

- режимы труда и отдыха;

- обучение и подготовка работников;

- улучшение условий труда.

Контроль за состоянием ОТ:

Нельзя воздействовать на управляемый объект, не зная к каким результатам приводит это воздействие. Контролю подлежат:

- состояние рабочих мест в соответствии их требований к ОТ;

- соблюдение законодательства о труде;

- выполнение требований нормативных документов по ОТ;

- выполнение работ по реализации задач управления ОТ;

- своевременность и правильность расследования нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение приказов, распоряжений и предписаний по ОТ;

Учет, анализ и оценка состояния ОТ;

Учет, анализ и оценка состояния ОТ направлены на поддержку и осуществление других функций управления и принятие управленческих решений. Учет – это регистрация и систематизация в установленной форме и порядке данных, характеризующих состояние ОТ. В качестве аналитических данных, характеризующих состояние ОТ должны использоваться:

- материалы расследования о несчастных случаях и профессиональных заболеваний;

- акты расследований аварий и пожаров;

- материалы, предписания органов надзора и проверок состояния условий труда на объектах работ и подразделениях;

- данные аттестации рабочих мест.

При анализе работ по ОТ используются:

- планы работ по ОТ и отчеты об их выполнении;

- журналы инструктажа по ОТ;

- протоколы совещаний по ОТ;

- графики планово-предупредительных ремонтов и испытания оборудования.

Стимулирование работ по повышению безопасности и ОТ:

На предприятиях должна быть разработана и согласована с профсоюзами, трудовыми коллективами и доведена до сведения всех работающих система морального и материального стимулирования за полное выполнение структурными подразделениями требований ОТ (премии, доплаты, надбавки за выполнение плановых показателей и отсутствие травматизма и нарушений требований по ОТ). Кроме того четко определяются меры наказаний за нарушение требований безопасности (депремирование, штрафы, дисциплинарные взыскания).

В методологическом решении управление ОТ на предприятии осуществляется в двух последовательных этапах: анализ условий труда; разработка по результатам анализа мероприятий или предложений по улучшению условий труда и снижению производственного травматизма.

Работодатель несет полную ответственность за обеспечение требований ОТ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: