Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несо­вершеннолетних правонарушителей можно разделить на следу­ющие виды:

• специальные общеобразовательные школы;

• специальные профессиональные училища;

• специальные (коррекционные) общеобразовательные шко­лы и специальные (коррекционные) профессиональные учили­ща для детей и подростков с отклонениями в развитии (задер­жкой психического развития и легкими формами умственнойотсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчи­ков и для девочек. Однако при наличии соответствующих усло­вий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей явля­ется обеспечение их психологической, медицинской и социаль­ной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) обще­го и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

— с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;

— подвергшихся любым формам психологического насилия;

— отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолет­них с делинквентным поведением, т. е. совершивших обществен­но опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и тре­бующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилак­тике правонарушений несовершеннолетних — одно из направ­лений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррек­ция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспи­танникам педагогических методов с обязательным охватом об­щеобразовательным и профессиональным обучением и привле­чением их к труду. При этом проведение воспитательной, куль­турно-массовой и спортивной работы сочетается с определен­ным режимом содержания.

В том случае, если возникает необходимость направления несо­вершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заве­дение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путе­вки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по де­лам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассмат­ривает заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет — в специальные школы, 14-18 лет — в специальные профессио­нальные училища) и выписывает ему путевку.

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на пе­ревоспитание всех правонарушителей, которые в этом нужда­ются.

Кроме того, для более эффективного использования возмож­ностей по своевременной изоляции подростков-правонаруши­телей с помощью направления их в специальные учебно-воспи­тательные учреждения необходимо пересмотреть перечень ме­дицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовер­шеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Индивидуаль­ная социально-педагогическая деятельность с подростком в колонии по его реабилитации.

Учитывая положение Конвенции ООН по правам ребёнка, отражающую лишь ми­нимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовер­шеннолетних, лишённых свободы, международ­ная тюремная реформа "РRI" считает, что надлежа­щее правосудие в отношении несовершеннолетних не может существовать без действий системы обра­зования и социальной поддержки. Помочь подрост­кам, нарушившим закон, сталь законопослушными взрослыми людьми гораздо больше в состоянии родители, учителя, социальные работники и педа­гоги, психологи, нежели милиция, суд и тюрьма.

В каждом муниципальном подразделении существует комиссия по делам несовершеннолет­них, которая в соответствии с законодательством наделена довольно большими карательными пол­номочиями в решении судьбы несовершеннолет­них. Однако репрессивные меры воздействия не всегда оказывают должное влияние на профилак­тику девиантного поведения подростков. И концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года предполагает гуманизацию закона по отношению к несовершеннолетним

. Вот по­чему социально-педагогическая отечественная и международная практика с этой возрастной груп­пой предлагает ненасильственные методы соци­ально-профилактической работы: помочь детям в трудоустройстве, обустроить желающих учиться, привлечь к административной ответственности родителей, нарушающих права ребёнка и т. п. В этих случаях комиссия для оказания конструктивной помощи подростку (а это возможно при условии учёта всех обстоятельств правонарушения) может воспользоваться более полной информацией о нём в отделе профилактики правонарушений несовер­шеннолетних но месту жительства, где своих по­допечных инспекторы отдела знают в лицо.

Главной задачей стано­виться безопасность подростка, защита его пра­ва, сознательный уход от карательных мер, с це­лью сохранения его достоинства и возможности самому преодолеть возникшие жизненные затруд­нения.

В результате у подростков формируется уважение к милиции и инспекторам отделов, где он может, в случае необходимости, рассчитывать на помощь и защиту от дальнейшего влияния взрослых (вовлечение в криминал, алкоголизация, наркомания, совращение и т.п.

Создаются центры профилактики безнадзорности и наркозависимос­ти несовершеннолетних" - служ­бы профилактики правонарушений среди несовер­шеннолетних и молодёжи.

Поставлены следующие задачи:

· оказание помощи несовершеннолетним пра­вонарушителям, находящимся в социально опасном положении, в разрешении жизненных проблем, воз­никших вследствие совершения преступления;

· выявление и устранение причин и условий, которые приводят к совершению преступления, а следовательно, проведение реальной профилакти­ки рецидивной преступности и реальное оздоров­ление подрастающего поколения;

Для реализации действий в данном направ­лении более десяти специалистов по социальной работе отдела по взаимодействию с судами зани­мались социальным сопровождением несовер­шеннолетних правонарушителей.

В решении этих проблем участвуют различ­ные специалисты, включая социальных работ­ников, психологов, психотерапевтов, инспекто­ров, работающих в различных социальных службах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: