Операционные руководители — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками

 
 


к данной группе руководителей можно отнести заведующих аптек; заведующих отделами; на производствах: мастера, начальника смены, в вузе – заведующего кафедрой.

Работа младших руководителей координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. Содержание работы руководителей среднего звена заметно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в значительной степени определяется содержанием работы подразделения, а не организации в целом.

Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: руководители отдельных фармацевтических организаций, входящих в состав объединения (например, акционерного общества, ассоциации, холдинга и т.п.), заведующие центральными районными аптеками.

Функциональные управленцы или руководители среднего звена преимущественно являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения, обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым руководителям. Основная работа руководителей среднего звена проходит в форме бесед с руководителями низового звена, что занимает около 80% времени. По другим данным, эти руководители проводят только 34% времени в одиночестве.

Группа руководителей высшего звена намного меньше других. к их числу относятся: на предприятиях – председатель совета предприятия; в ассоциациях и акционерных обществах – президент компании, вице-президент.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Как правило, руководители этого уровня имеют напряженный темп и огромный объем работы, причиной чего является то, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения.

 
 


Современные подходы к управлению, в частности, системный, рассматривают организацию как открытую систему, главные предпосылки успеха которой отыскиваются не внутри, а вне ее. Традиционно фармацевтическая служба рассматривается как составная часть системы здравоохранения. Однако, если принять во внимание все имеющиеся в ней типы фармацевтических предприятий и учреждений, наличие субъекта и объекта управления можно рассматривать в качестве самостоятельной системы. С этой точки зрения можно утверждать, что система "фармация" — большая, динамическая и открытая. Как и в других отраслях экономики, произошли значительные изменения в управлении данной сферой.

Принципы и организационная структура фармации, масштабы ее централизации или децентрализации на уровне страны, административно-территориальных единиц формируются в соответствии с общественными моделями и системами. Выделяют государственное, отраслевое, территориальное и корпоративное управление фармацией. Государственное управление фармацией базируется на формировании государственной политики, координации, контроля и надзора за соблюдением всеми фармацевтическими организациями как субъектами хозяйствования, так и контролирующими и местными органами власти, действующих нормативно-правовых актов. Средствами регуляторного воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования в фармацевтической отрасли являются государственный заказ и задание, лицензирование, патентование, квотирование, сертификация и стандартизация, применение нормативов и лимитов, регулирование цен и тарифов, предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот, а также дотаций, компенсаций, субсидий. Важное место в этих процессах как координирующий и контролирующий орган центральной исполнительной власти занимает Министерство здравоохранения Украины и его структурные подразделения. На уровне страны и регионов за годы независимости Украины проведены реорганизации управленческих структур в фармации, изменены их полномочия.

С 2003 г. при МОЗ Украины функционирует Государственная служба лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН). Госслужба разрабатывает принципы деятельности субъектов фармацевтического рынка, координирует и контролирует работу отрасли, управление лекарственным обеспечением населения страны, осуществляет государственный контроль за фармацевтической деятельностью, соблюдением лицензионных условий, выступает как орган лицензирования производства, оптовой и розничной торговли лекарствами. Однако Госслужба ЛС и ИМН до настоящего времени не имеет подчиненных ей региональных (областных) структур управления.

Территориальное управление фармацевтической (преимущественно аптечной) службой является динамичным, гибким, предусматривает в основном регулирование и координирование деятельности фармацевтических организаций. Такое управление осуществляется в различных регионах структурами разного типа: фармацевтическими отделами при облгосадминистрациях или при управлениях здравоохранения, областным коммунальным предприятием, акционерными обществами, областные производственными объединениями – фирмами «Фармация», холдингами, корпорациями, концернами и т.п.

Во многих областях Украины продолжают функционировать городские и сельские Центральные районные аптеки (ЦРА), выполняющие управленческие функции в отношении аптек коммунальной собственности района. ЦРА выполняют, помимо основных, ряд дополнительных функций: организационно-методическое руководство аптеками района; частичное или полное снабжение их ЛС и ИМН; обеспечение укрепления материально-технической базы; контроль соблюдения санитарного и фармацевтического порядка; контроль кадрового обеспечения и повышения квалификации специалистов; проведение плановых и внеплановых проверок товарно-материальных ценностей с целью разработки мероприятий по улучшению хранения и использования и т.п.

Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств МОЗ Украины осуществляет государственный контроль за качеством лекарств в процессе их производства, хранения, оптовой и розничной реализации. Имеет в структуре территориальные (областные) государственные инспекции.

Функции проведения государственной политики в сфере создания, экспертизы, регистрации новых лекарственных препаратов и фармаконадзора в процессе их применения осуществляет Государственный фармакологический центр.

Управление фармацевтическими производственными предприятиями осуществляется с учетом их собственности: государственное управление – в рамках государственной акционерной компании «Укрмедпром», административно-территориальное управление – в рамках коммунальной собственности (например, коммунальные фармацевтические фабрики) и кооперативное – на уровне самостоятельных предприятий.

Управление на уровне территорий размещения фармацевтических производств и аптечных предприятий осуществляется также в форме контроля со стороны областных государственных администраций и органов местного самоуправления за соблюдением нормативно-правовых актов.

1.5. Зарубежные механизмы управления

Система управления предприятием является отражением объективно существующих требований внешнего окружения и функционального назначения объекта управления. Среди зарубежных систем управления приоритет отдается японскому и американскому механизмам управления, имеющим существенные различия, но, вместе с тем, и достаточную эффективность. Элементы систем управления объединяют в три наиболее общие группы:

· обеспечение персоналом (характер найма, скорость оценки деловых качеств, темпы продвижения по службе, квалификация работников, подбор кадров, методы оценки персонала и др.);

· технология менеджмента (цель функционирования, организационная структура, распределение функций, формы ответственности и контроля, схема выработки решений и др.);

· организация и стимулирование труда (стиль управления, мотивация, система оплаты труда, регламентация работы и др.).

Сравнительная характеристика американского и японского опыта управления приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика американской и японской моделей управления производством

Американская модель Тенденции европейской модели управления Японская модель
1. Краткосрочная занятость ++ Долгосрочная занятость (пожизненный наем)
2. Быстрая оценка и продвижение в должности Медленная оценка и продвижение в должности
3. Ориентация процесса отбора руководителей на профессиональные навыки и инициативу __ Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию (стыки, интересы, цели)
4. Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах ++ Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы, способностях к управлению
5. Ориентация управленцев на достижение индивидуального результата ++ Ориентация управленцев на достижение гармонии в группе и достижение групповых результатов
6. Специализированная профессиональная подготовка (подготовка "узких" специалистов). Специализированная деятельность —> Неспециализированная профессиональная подготовка руководителей универсального типа. Неспециализированная деятельность.
7. Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными —> Личные неформальные отношения с подчиненными
8. Второстепенное внимание к человеческому фактору —> Повышенное внимание к человеческому фактору
9. Индивидуальный процесс принятия решения ++ Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса
10. Индивидуальная ответственность ++ Коллективная ответственность
11. Четко формали­зованная структура управления --> Гибкий неформальный подход к построению структуры управления
12. Четко формализо­ванные процедуры (тонкие механизмы) контроля —> <— Общие неформальные процедуры (количественные механизмы) контроля
13. Индивидуальный контроль со стороны руководства —> Групповые формы контроля
14. Стиль руководства, ориентированный на индивидуума: "Я" __ Стиль руководства, ориентированный на группу: “Я — группа"
15. Тесная связь размера оплаты труда с индивидуальными результатами и производительностью ++ Определение размера оплаты в зависимости от стажа работы на фирме, возраста, способностей, показателей работы группы

Примечание: ++ - наличие черт управления, свойственных американской и японской моделям;

—> - преобладание той или иной модели;

― - отсутствие определенности данных положений.

Анализ показывает, что у американцев преобладает индивидуальный процесс принятия решений, у японцев — это групповой процесс; у американцев — индивидуальная ответственность, у японцев — коллективная. Далее: если в США четко формализованы структура управления и процедуры контроля со стороны руководителя, оценка работника и его продвижение осуществляется быстро, то в Японии соответственно — гибкая, неформальная структура производства, общие неформальные процедуры контроля, групповые формы контроля и достаточно медленные оценка и продвижение специалистов по служебной лестнице. В США ориентируются: при подборе кадров — на профессиональные навыки и инициативу; в стиле руководства — на подчинение "Я"; в достижениях — на индивидуальные результаты, используя коллектив; в отношениях с подчиненными — на целевые, формальные, рабочие отношения; в назначении руководителей — на их специализированную профессиональную подготовку. Как правило, в отличие от японской модели, имеет место второстепенное отношение к человеческому фактору.

Все аналитики японского хозяйственного механизма управления производством констатируют особенности управления, связанные с японским образом жизни и чертами национального характера. Речь идет прежде всего о японском общественном сознании, гармонии отношений и др.

В основу развития и укрепления общественного сознания и коллективизма в Японии положен принцип: "Гармония — превыше всего". Главное в этом принципе — жить в мире с группой, проявлять чувства заботы и признательности ("гири"), стремление к общей удаче и везению. Отсюда стремление избегать мук соперничества в группе и не допускать "высовывания головы", максимально соблюдать общие интересы и максимально продвигаться по служебной лестнице при общей поддержке.

Японские управленцы раньше американских и западноевропейских менеджеров приняли во внимание, что главной производительной силой человечества является рабочий, трудящийся. В качестве важного средства обеспечения интенсивного производительного и творческого труда в Японии выступает "система управления персоналом" (СУП). Ключевая идея системы — уважение к людям. Среди элементов этой системы можно выделить пожизненный наем.

В вопросах продвижения и ротации (обновления) кадров на руководящих должностях, являющихся одним из элементов СУП, в последнее время произошли некоторые изменения. Если раньше должность, занимаемая сотрудником, определялась его возрастом и стажем, то теперь продвижение при установленном возрастном ограничении (младшим администратором может быть человек в возрасте не моложе 30 лет, старшим — не моложе 35 лет) определяется не только трудовым стажем на фирме, но и способностями и качеством выполнения обязанностей.

Нормой обычной производственной жизни и кадровой политики Японии является трудовая ротация или ротация должностей. Японские рабочие в рамках фирмы перемещаются с одного рабочего места на другое. Метод последовательной "перемены мест" используется с целью приобретения молодыми работниками опыта самой разнообразной деятельности. Служащие, кроме высшего персонала, переводятся с одной работы на другую один раз в 5 лет. Типичная ротация связана с другими видами работы, переводами из отдела в отдел. Этот вид ротации касается претендентов на руководящие должности.

Ротация (перемещение по должности) и продвижение (повышение в должности) часто осуществляется одновременно. В отделе планирования трудятся немногим более 5 лет, сбыта — около 5 лет, производства — 5,5 лет и научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ — более 6 лет. В ходе 15-20 летней ротации по различным подразделениям специалисты и другие сотрудники проходят всестороннюю и глубокую подготовку, накапливают большой производственный опыт, постигают "философию фирмы", укрепляют персональные связи.

Элементом СУП является также активное общение сотрудников одной компании. Это предполагает участие сотрудников в различного рода коллективных мероприятиях, к которым относятся цеховые собрания, собрания ритуальных групп и кружков качества, вечера-собрания, производственные пикники и т.п.

Важной особенностью является коллективное принятие решения, которое представляет собой реализованную форму самоуправления и самоконтроля.

Одним из всемирно известных элементов механизма управления японским предприятием являются "кружки качества". Это собрания работников с целью выявления и разрешения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Кружки создаются самими работниками в цехах. Методы работы сверху не диктуются, содержание и регламент работы определяются работниками. Цель кружков качества состоит в том, чтобы разрешить каждому сотруднику быть не только работником, но и инженером. Контролируя качество труда и продукции, японцы не ставят перед собой задачи наказания работника, а стремятся выяснить и устранить причины брака.

В Японии используется и система управленческого контроля. С помощью этого средства высший управленец контролирует деятельность подчиненных ему организаций и работников. Под управленческим контролем подразумевают систему бухгалтерской отчетности, планирования и собственно контроля.

Управленческая стратегия в США предусматривает: определенность в широкой сфере действия; динамичное развитие капитала и эффективное использование ресурсов; акцент на финансовых ресурсах с расчетом производственной политики на короткий срок; самостоятельную ответственность каждого отделения за риск; использование в производственной стратегии возможной конкуренции.

Японская управленческая стратегия полностью совпадает с американской только в последнем из указанных положений. Иными принципами управленческой стратегии в Японии являются: указание направления действий при широкой свободе их интерпретации со стороны служащих; широкая и долгосрочная программа экономии ресурсов; акцент на человеческих ресурсах с долгосрочными программами для обеспечения стабильности положения компании; уменьшение риска путем развертывания широких внутрифирменных связей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Дайте определение менеджмента.

2. Каково значение теории менеджмента на современном этапе?

3. Назовите основные исторические этапы развития управленческой теории.

4. Какие черты присущи современной системе взглядов на менеджмент?

5. Дайте характеристику особенностей менеджмента в фармации.

6. Дайте определение управления как процесса.

7. Какие существуют подходы к управлению? В чем их суть?

8. Назовите общие функции управления предприятиями фармацевтического профиля.

9. В чем отличие конкретных функций управления? Раскройте на примере фармацевтических предприятий.

10. Какова уровневая структура управления? Охарактеризуйте оба способа представления уровней управления.

11. Раскройте функции руководителей различных уровней управления.

12. Дайте характеристику существующей структуры управления фармацевтической системой.

13. Назовите и охарактеризуйте существующие рыночные структуры управления. Приведите примеры современных рыночных структур, действующих в фармацевтической отрасли.

14. Раскройте суть зарубежных механизмов управления.

15. Дайте сравнительную характеристику американского, японского и европейского механизмов управления.


тесты

1. Какое из приведенных определений наиболее полно характеризует понятие “менеджмент”?

а) совокупность приемов, форм, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и получения прибыли;

б) политика обеспечения принятия решений в области бизнеса, предполагающая комплексный анализ факторов, влияющих на его эффективность;

в) социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей фирмы;

г) концепция и основанная на ней система управления производственной и сбытовой деятельностью предприятия, обеспечивающая выявление потребностей потребителя, продвижение товара и получение прибыли.

2. Какое из приведенных определений наиболее полно соответствует понятию “менеджер”?

а) делец, коммерсант, физическое лицо — основной субъект рыночной экономики, целью деятельности которого является изыскание и использование новых возможностей получения прибыли;

б) человек, принимающий на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новой продукции, идеи или нового вида услуг;

в) управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.

3. Какие из приведенных характеристик принадлежат менеджеру?

а) человек, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, который осуществляет квалифицированное руководство деятельностью организации;

б) человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи, нового вида продукции или нового вида услуг, предоставляемых обществу;

в) человек, активно участвующий в формировании целей предприятия или организации и управляющий этой организацией в начале ее деятельности;

г) человек, владеющий методами и средствами управления коллективом на основе глубоких знаний его внутренних связей, координации деятельности работников в трудовом процессе.

4. Какая из представленных групп элементов относится к основным составляющим теории менеджмента?

а) цели, задачи, структура, технологии, люди;

б) организации, управление, внутренняя среда, внешняя среда, связующие процессы;

в) ассоциация, концерн, консорциум, корпорация.

5. Выберите правильный перечень подходов к управлению:

а) подход с позиции выделения разных школ управления, процессный, системный, ситуационный;

б) подход с позиции выделения разных школ управления, процессный, структурный, ситуационный;

в) процессный, структурный, системный, ситуационный;

г) процессный, системный, технологический, ситуационный.

6. Какой подход к управлению характеризует следующее определение: “Данный подход рассматривает управление как серию беспрерывных взаимосвязанных действий: упорядочение, согласование, налаживание”:

а) системный;

б) структурный;

в) процессный;

г) ситуационный.

7. Какой подход к управлению рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся среды?

а) процессный;

б) системный;

в) ситуационный.

8. Какой подход к управлению ориентируется на то, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией?

а) процессный;

б) системный;

в) ситуационный.

9.Выберите из перечисленных должностей управления аптечной службой те, которые соответствуют институциональному уровню управления в масштабах страны:

а) заведующие аптеками;

б) заместитель министра (МОЗ Украины);

в) ОПО «Фармация», ассоциации, АО, коммунальных предприятий директора;

г) председатель Совета предприятия (ЦРА).

10. Руководители какого уровня в организации заняты разработкой долгосрочных и перспективных планов, формированием целей?

а) технического;

б) управленческого;

в) институционального.

11. Руководители какого уровня заняты координацией внутри организации, согласованием разнообразных форм деятельности?

а) технического;

б) управленческого;

в) институционального.

12. Руководители какого уровня выполняют в организации ежедневные операции, необходимые для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве и оказании услуг?

а) технического;

б) управленческого;

в) институционального.

13. Привести в соответствие основные признаки японской и американской моделей управления предприятием:

А Японская

Б Американская

а) индивидуальный процесс принятия решений;

б) коллективная ответственность;

в) четко формализованная структура управления;

г) принятие решений, основанное на принципе консенсуса;

д) индивидуальная ответственность;

е) гибкий неформальный подход к построению структуры управления;

ж) продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах;

з) стиль руководства, ориентированный на группу;

и) продвижение, основанное на стаже работы, способностях;

к) стиль руководства, ориентированный на индивидуума;

л) целевые формальные отношения с подчиненными;

м) личные неформальные отношения с подчиненными;

н) краткосрочная занятость;

о) повышенное внимание к человеческому фактору;

п) долгосрочная занятость (пожизненный наем);

р) второстепенное внимание к человеческому фактору.

14. Указать, какому из зарубежных механизмов управления производством отвечает принцип «гармония − превыше всего»:

а) американскому;

б) японскому;

в) европейскому.

15. Привести в соответствие характеристики управленческих стратегий в Японии и США:

А Управленческая стратегия в Японии;

Б Управленческая стратегия в США

а) определенность в широкой области действий;

б) широкая и долговременная программа экономии ресурсов;

в) использование в производственной стратегии возможной конкуренции;

г) динамичное развитие капитала и эффективное использование ресурсов;

д) акцент на человеческих ресурсах с долгосрочными программами для обеспечения стабильного положения компании;

е) самостоятельная ответственность каждого отделения за риск;

ж) акцент на финансовых ресурсах с учетом производственной политики на короткий срок;

з) уменьшение риска путем развертывания широких внутрихозяйственных связей;

и) указание направлений действий при широкой свободе их интерпретации со стороны служащих.

16. Указать, для какой из зарубежных моделей управления характерно включение в систему управления персоналом трудовой ротации или ротации должностей:

а) американской;

б) японской

в) европейской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: