Неоклассическая теория фирмы

Согласно неоклассической теории, фирма – это организация, которая приобретает факторы или услуги факторов производства (коими могут быть рабочие, экскаватор, капитал, интеллектуальная собственность) и организует их трансформацию в некоторые торгуемые товары и услуги, т.е. в те товары и услуги, которые фирма не потребляет сама, а реализует другим экономическим агентам.

Теория фирмы для экономистов в течение длительного времени оставалась нерешенной проблемой. Неоклассическая экономическая теория рассматривала фирму с точки зрения функционирования ценовой системы (попросту пыталась объяснить, как работает ценовой механизм), которая координирует деятельность экономических агентов, принимающих решения независимо друг от друга. Фирма представляется неоклассиками в как «черный ящик», в который поступают экономические ресурсы и из которого выходит готовая продукция (теория выделяет 2 черных ящика – фирму и домашнее хозяйство). Что происходит внутри не известно и не интересно для стандартной экономической теории, поэтому модель и назвали именно «черным ящиком».

Трансформация экономических ресурсов в готовую продукцию производится в соответствии с характером производственной функции. То есть внутренние факторы, связанные в первую очередь с управлением и реализацией проблемы «принципал-агент», не существуют в подобной модели.

В то же время, крупные компании - это огромные хозяйства с тысячами участников, что требует уделять больше внимания внерыночным способам организации трансакций. Поэтому теория фирмы должна исследовать и ответить на вопросы – почему фирма возникает, что определяет ее границы, какова внутренняя организация фирмы и т.д.

У неоклассической теории есть некоторые преимущества, что позволило ей в течение длительного периода времени оставаться доминирующей в экономической науке.

1. Она поддается математической формализации

2. Полезна для анализа влияния на объем выпускаемой фирмой продукции различных факторов, что может быть использовано в управлении фирмой,

3. Может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции.

Недостатки:

1) Она не учитывает влияние организационной структуры и особенностей функционирования внутрифирменного механизма на уровень развития фирмы и благосостояния собственника.

В то же время она не может ответить на вопросы об организационной структуре фирмы, как функционирует внутрифирменный механизм, как происходит принятие решений и т.д. То есть по сути данная теория представляет фирму лишь в технологических терминах как набор выполняемых производственных планов. При этом совершенствование организационной структуры или прочие организационные инновации также могут способствовать существенному развитию фирмы и ее расширению наравне с факторами технологического совершенствования. И здесь спорный вопрос – что является первичным – совершенствование управления или обновление технологий.

2) Игнорирует проблемы, касающиеся внутрифирменного стимулирования. Представляется, что фирма работает как единый механизм, производственная единица, где отношения строятся на полном сотрудничестве и все протекает гладко. То есть не учитывается проблема «принципал-агент» и индивидуальные предпочтения каждого сотрудника. Кроме того, п о мере роста фирмы возрастает количество внутрифирменных трансакций, и предпринимателю становится труднее следить за их эффективностью и наиболее оптимальным способом использовать имеющиеся факторы производства.

3) Нет объяснения о происхождении фирмы. То есть если вникнуть в суть теории неоклассиков, то можно обнаружить,что у фирмы нет оснований для создания.

4) Невозможно четко определить границы фирмы. Она не может объяснить, что происходит при слиянии фирм, например. (это несколько абстрактное понятие, известное практически только в теории. Оно не связано в понятием прибыли и другими показателями производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия)

5) Фирма в неоклассической теории – абстракция, поскольку все фирмы рассматривается как совершенно универсальный механизм и стерты все различия между реальными фирмами. Здесь все фирмы для упрощения анализа используют стандартную технологию, факторы производства и имеют единую цель – получение прибыли. Поведение фирмы не зависит от ее институциональной формы (например, от структуры прав собственности). Различия между фирмами объясняются лишь двумя факторами – способности управляющих (предпринимательские способности) и экономический эффект, определяемый масштабами производства.

2. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФИРМЫ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: