В своем развитии человеческая деятельность проходит следующие аспекты прогрессивного преобразования: 1) филогенетическое развитие системы деятельности человека; 2) включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития; 3) изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития; 4) дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности, экономики. Процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования: 1) деятельность обогащается новым предметным содержанием; 2) у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты; 3) в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности;
4) в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.
Деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.
К внутренним относятся: 1) анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельности со стороны центральной нервной системы; 2) психологические процессы и структуры, включенные в регуляцию деятельности.
К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внутренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют интериоризацией. Таким образом, интериоризация – это формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности.
В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней сознательной деятельности человека.
Внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельности всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия.
46 .Основные виды деятельности и их характеристика
1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.
2. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».
3. Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «человек — художественный образ».
4. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.
5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа.