Биологические знания в средневековой Европе

В средневековых текстах, которые имели естественнонаучный характер, естественнонаучное и образное видение мира как бы сливаются. Это не позволяет выделить в них собственно биологические знания. Поэтому о биологии в средние века можно говорить очень условно. В это время наука вообще, и биология в частности, еще не выделились от целостного религиозно-философского восприятия мира. Средневековая биология – скорее отражение средневековой культуры, нежели отрасль естествознания с собственным предметом изучения.

Источниками биологических сведений в период раннего средневековья служат сочинения типа «Физиолога», «Бестиария» и др. В этих книгах содержались описания упомянутых в Библии животных и фантастических чудовищ, а также рассказы по мотивам из жизни животных, целью которых были религиозно-нравственные поучения. Существовали «Шестодневы», которые излагали библейскую легенду о шести днях творения. Они возникли в первые века христианства. На Руси был распространен «Шестоднев» экзарха Иоанна болгарского, представлявший синтез из раннее созданных «Шестодневов» с привлечением сведений, взятых у античных авторов. В этом сочинении приведена классификация животных, взятая у Аристотеля, но сильно упрощенная. Сведения о животных и растениях содержались в «Поучении Владимира Мономаха» (XI век).

Наиболее фундаментальными источниками сведений о биологических знаниях средневековья являются многотомные сочинения энциклопедического характера Альберта Великого и Венсана де Бове, относящиеся к XIII веку. Энциклопедия Альберта Великого включает разделы «О растениях» и «О животных». Детальные описания известных в то время видов растительного и животного царств во многом заимствованы у древних, главным образом у Аристотеля. Развивая учение о функциях отдельных частей растений (ствол, ветви, корни, листва, плоды), Альберт Великий отмечал их функциональное подобие с отдельными органами у животных, например, корень он считал тождественным рту животного. В средние века было обнаружено наличие растительных масел и ядовитых веществ в плодах некоторых растений. Идея изменяемости растений под воздействием среды выражалась в фантастических утверждениях: бук превращается в березу, пшеница в ячмень, дубовые ветви в виноградные лозы и т.д. Растения в сочинениях Альберта Великого располагались в алфавитном порядке. Зоологические сведения у него представлены также достаточно подробно. Они даются, как и ботанические, в чисто описательном плане со ссылками на Аристотеля, Плиния, Галена как высшие авторитеты. Физиология сводится исключительно к описанию поведения и нравов животных. Механизм размножения у животных излагался по Гиппократу: семя возникает во всех частях тела, но собирается в органах размножения.

На энциклопедию Альберта похож свод средневековых знаний – «Зеркало природы», который написал Венсан де Бове. В естественнонаучной части энциклопедии Венсан де Бове описывает растения и животных, приводя сведения о практической пользе некоторых видов. Млекопитающие подразделены на домашних и диких. Отдельная книга посвящена пресмыкающимся и насекомым, особое внимание уделено описанию поведения пчел. Специально выделены рассуждения о принципах зоологии. Несколько книг посвящено психологии, анатомии и физиологии. Анатомическая часть содержит подробное описание человеческого тела, составленная по данным античных и частично арабских авторов.

Интересен особый принцип классификации растений и животных в трактате «О поучениях и сходствах вещей», который написал доминиканский монах Иоанн де Санто Джеминиано (первая половина XIV в.). Расположение и здесь алфавитное, но не по объекту природы, а по символам, которыми служили растения или животные.

Источниками сведений не только о химических, но и о биологических знаниях могут служить алхимические трактаты. Алхимики оперировали не только с объектами минерального царства, но и с растительными и животными объектами. «Книга растений» знаменитого алхимика XV века Иоанна Исаака Голланда представляет значительный интерес как своеобразный алхимический свод биологических знаний. Изучая процессы гниения, брожения алхимики знакомились с химическим составом растительного вещества.

В связи с врачеванием к изучению животных и растений допускалось порой чисто практическое отношение. Лечебные действия трав и минеральных веществ становились предметом специального интереса врачующих монахов позднего средневековья.

Вопрос об инстинктах и поведении животных и человека рассматривал Роджер Бэкон (XIII в.). Сравнивая поведение животных с сознательной деятельностью человека, он считал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как человек обладает разумом. Считая оптику важнейшей из физических наук, Р.Бэкон занимался изучением строения и функционирования глаза. Несмотря на различие между живыми и неживыми телами, и те и другие, по Бэкону, построены из одних и тех же материальных частиц. Живые существа, как считал Бэкон, находятся в тесной зависимости от окружающей среды, солнечного света, тепла и т.д. Критикуя схоластику, Роджер Бэкон настаивал на том, что описания явлений природы должны быть не только математически точными, но приближаться к математическому выражению. Правящие круги позаботились о том, чтобы труды Р.Бэкона не увидели света, его главное сочинение впервые было опубликовано только 1733 году. Поэтому его идеи, естественно, не могли оказать влияния на современников. Но свидетельствуют о том, что уже в XIII веке зарождались принципы эмпирической науки. Бэкон намного опередил свое время, однако время опытного естествознания еще не пришло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: