Метод «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»

Назначение метода: развитие учащихся (в частности, развитие логического мышления) через организацию

лексической коммуникации, рефлексивной деятельности, смыслотворчества.

Требования к реализации метода:

1. Оптимальное количество участников — до 30 человек.

2. Необходимое оборудование: карточки - звенья (ком­поненты) логической цепочки;

заранее разработанное со­держание (звенья и логика их расположения) 2-3 логи­ческих

цепочек, которые будут предложены для построе­ния группе участников.

3. Время реализации метода — 10—15 мин.

Порядок реализации метода:

1. Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода: каждому предлагается на выбор одна из карточек, на которой написано либо слово, либо словосочетание. Эта кар­точка и ее обладатель являются одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав взаи­модействие с другими участниками; карточки (звенья) необ­ходимо выстроить в определенной логике, обосновав эту ло­гику; на первой карточке (звене), с которой начинается логи­ческая цепочка, должно быть обобщающее слово или слово­сочетание, дающее название всей логической цепочке; необ­ходимо выстроить 2-3 логические цепочки.

2. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке. Все карточки - звенья 2-3 логических цепочек перемешаны и перевернуты так, чтобы участники не виде­ли, что на них написано, и располагаются на папке, кото­рую педагог проносит по аудитории.

3. После того как карточки взяты участниками, педа­гог предлагает им организовать коммуникацию между со­бой, в результате которой необходимо построить 2—3 логи­ческие цепочки - одну слева, другую справа; напоминает, что нужно объяснить логику построения «цепочки», рас­положения ее звеньев.

4. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выстраивая логические цепочки (определяют, кто в какой це­почке должен быть и в какой логике, объясняя эту логику).

4. Когда логические цепочки построены, участники (начинают те, кто первыми выстроил логическую цепоч­ку) поочередно объявляют название цепочки, перечисля­ют в логической последовательности все звенья цепочки, а затем объясняют (это может сделать либо один, либо не­ сколько учащихся) логику расположения звеньев цепочки.

5. После представления участниками построенных логи­ческих цепочек педагог либо соглашается с предложенны­ми вариантами, либо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объясняя логику построения цепочек.

6. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.

!!! Комментарий: В ходе взаимодействия участников по построению логиче­ских цепочек педагог корректирует и стимулирует это взаи­модействие, стремясь к меньшим затратам времени, к конструктивности взаимодействия.

Методы смыслотворчества ведущей функцией име­ют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смысла­ми, разработку участниками педагогического взаимодей­ствия нового содержания педагогического процесса. Сре­ди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: