Подготовка к выступлению

Экспромт — выступление без подготовки — может, конечно, оказаться успешным. Но надежнее готовиться к выступлению заранее и основательно. Подготовка к выступлению включает в себя докоммуникативную работу над текстом, риторическую и психолого-физическую подготовку, а также поправку на социальные, психологические и компетентностные особенности вероятной аудитории.

Докоммуникативная работа над текстом выступления начинается с осмысления цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Максимально обобщая цели (функции) публичных выступлений, И.А.Стернин[13] выделяет пять основных:

1. Соблюсти протокол или ритуал (протокольно-ритуальное выступление): приветствие официальной делегации, официальное поздравление, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации.

2. Развлечь собравшихся (развлекательное выступление): тосты, речи на банкетах и др.

3. Сообщить информацию (информационная речь): научный доклад, лекция, рассказ о случае, инструкция, объявление о предстоящем мероприятии.

4. Убедить, то есть показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории. Типичные случаи убеждающих выступлений — выступления в научных и политических дискуссиях, выступления за “круглым столом”.

5. Побудить к действию. Побуждающая речь предназначена призвать слушателей к действию: речь на митинге, на предвыборном собрании и т.п.

Убеждающие и побуждающие выступления иногда объединяют в один тип и называют агитационными; разница между ними, однако, есть: убеждающая речь направлена на мнение, а побуждающая — на поступок. Вместе с тем, часто призыв к изменению мнения и поступку взаимосвязаны.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер: информационно-этикетный, информационно-развлекательный, информационно-убеждающий и т.п.

Докоммуникативная работа над текстом предполагает предварительное обдумывание содержания и формы сообщения. И.А.Стернин советует, обдумывая содержание будущего выступления, разбить его на тематические блоки и проговорить основные мысли с друзьями или родственниками до выступления, чтобы лучше осмыслить и сформулировать их. Не надо начинать с того, чтобы советоваться или искать литературу по теме выступления; это лучше сделать, когда вы действительно почувствуете, что вам не хватает материала или идей. Важно учитывать, что публичное выступление быть в форме выступления, реплики, публичной лекции, радиовыступления, лекции беседы, лекции-диалога, беседы, встречи за круглым столом и др., при этом эффективность той или иной формы связана с содержанием выступления, с размером и характером аудитории. По ряду параметров самыми эффективными формами публичного выступления в малой аудитории (не более 20—25 человек) считают беседу и лекцию-диалог (предполагает элементы беседы, ''полемику со слушателями, выслушивание и обсуждение возражений).[14]

Обдумывание содержания и формы сообщения завершается составлением текста сообщения. Можно ограничиться с оставлением плана-конспекта, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, можно написать полный текст выступления, который затем зачитывается или воспроизводится по памяти. Решение писать или нет полный текст зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. П. Сопер считал, что план-конспект — это, тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Для составления плана конспекта необходимо:

1. Составить перечень фактов, которые можно отнести к данной теме (без классификации).

2. Отметить главные пункты и приписать к каждому из них второстепенные, выделяя их из общего перечня. Вычеркнуть из первичного перечня фактов все лишнее, не относящееся к делу, и добавить недостающее, если обнаружатся лакуны.

3. Структурировать информацию, предлагаемую слушателям, и привести её в форму, удобную как для изложения, так и для восприятия. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Вступление и заключение в плане-конспекте желательно подробно сформулировать словесно, а вступительные и заключительные фразы лучше вообще записать полностью.

5. Наметить план основной части выступления. Лучше всего иметь три части, рассматривать три вопроса, приводить три аргумента, три микротемы. Начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как “много”, что уже не столь эффективно.

6. Продумать логику выступления: тезис и аргументы. Умение держать тезис – это наиболее важный риторический критерий описания типов ораторов: конструктивного, который нацелен на речь, демагога, который ориентирован на самого себя, и популиста, цель которого – завоевать симпатии слушателей любой ценой [15];

Важно проследить, чтобы переход от одной мысли к другой был логичным заметным для слушателей. Для этого структурные блоки основной части необходимо обозначать технически (паузами, снижением тона) либо словами, напр.: теперь о..., и наконец, о..., в заключение отмечу и др. Можно использовать также нумерацию: “сейчас переходим ко второму вопросу”, во-вторых..., в третьих... Полезно подчеркнуть степень важности сообщаемого, например: “ Очень важно иметь в виду ”, “ Самое главное в том, что …”.[16]

7. Выбрать место расположения наиболее важной, существенной информации. В конце XIX века Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого в подготовленной аудитории можно применять рамочную конструкцию построения выступления, напр.: Цель нашей лекции... Итак, мы установили, что... В разнородной и неподготовленной аудитории важную информацию можно дать в перечислении: во-первых, во-вторых, в-третьих... В аудитории единомышленников важную информацию эффективно давать в конце выступления, в нейтральной, незаинтересованной или критически настроенной аудитории — в начале выступления[17].

8. Отредактировать текст в аспекте

— правильности: речевые ошибки оратора вызывают недоверие к передаваемой информации, сомнения в компетентности оратора. При написании как плана-конспекта, так и полного текста, лучше пользоваться полными предложениями, чтобы предохранить себя от возможных речевых ошибок.

— выразительности (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории); например, в целях выразительности вместо существительных лучше, употреблять глаголы: вскрытие — вскрыть, обеспечение — обеспечить, достижение — достичь; избегать штампов, стереотипов (хранители традиций, судьба распорядилась, с затаённым дыханием и др.), слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Следует голосом, интонацией подчеркивать важные фразы, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные быстрее проговаривать;

— ясности и логичности (качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного): иностранные слова и термины, к примеру, следует произносить медленно и пояснять по ходу изложения;

— точности (коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением). Важнейшим требованием к языку публичного выступления считается также конкретность слов и выражений. П. Сопер дает следующие советы: “ говорите — не “шел”, а “бежал”, “ковылял”, “плелся”, “тащился ”.Д. Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не петух, а белый петух со сломанной ногой;

— краткости: следует использовать короткие фразы, избегать нескольких определений к одному существительному (“ скучный, утомительный вечер ”), убирать преувеличения (я абсолютно убежден, нет и тени сомнения). Крайне важно соблюдать отведенный регламент: оратор, который закончил на 1—2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию;

— уместности (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории).

Если речь оратора соответствует перечисленным коммуникативным качествам, то можно с большой долей уверенности сказать, что она будет эффективна.

Риторическая подготовка к выступлению.

Одной докоммуникативной работы над текстом для успешности выступления недостаточно. Крайне важно продумать риторическое сопровождение сообщения (в частности, приемы привлечения и поддержания внимания к тексту сообщения) и определить свою риторическую позицию.

Приёмы привлечения внимания [18]. Риторической практикой выработаны эффективные приёмы, которые помогут завладеть вниманием аудитории в самом начале выступления и удержать его, в частности:

1. Возбуждение любопытства. Для возбуждения любопытства можно затронуть необычный факт, обрисовать дилемму, использовать парадоксальное утверждение, напр.: “ Эйнштейн сказал, что образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли?” Возбуждению любопытства способствует также обращение к конфликту.

2. Рассказ о личном опыте, о каком-либо случае из жизни, о прочитанном, о своих переживаниях, ощущениях;

3. Ссылка на известные источники (на научные труды, популярные газеты и журналы, на мнения авторитетных деятелей литературы и искусства)[19];

4. Апелляция к интересам аудитории (оратор подчёркивает актуальность, значимость выгоду рассматриваемой проблемы не для себя, а для слушателей).[20] П.Сопер выделил “всеобщие основные интересы” людей: вопросы жизни и смерти; здоровье; деньги; профессия; социальный престиж; опасность; безотлагательные мероприятия, а также патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам. Групповые интересы, по П. Соперу, — это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства. Злободневные интересы — эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире. Конкретные интересы — автомобиль, дом, пища, вещи и т.п.;

5. Апелляция к событию, времени, месту.“ Начните с того места, где вы находитесь ”, — советует П. Сопер — Скажите: Мы собрались сегодня в аудитории, в которой...;

6. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так “ Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. Значок этот — “Ворошиловский стрелок” Кто знает, за что его давали у нас в стране?”

7. Обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

8. Вопросно-ответный ход рассуждения (оратор вслух размышляет над поставленной проблемой, выдвигает возможные возражения, приходит к определённым выводам, задаёт вопросы и сам на них отвечает);

9. Эмоциональность и выразительная речь: яркие образы, меткие выражения,[21] голосовые приёмы: повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, изменение интонации, четкая дикция, произнесение намеренно громкой фразы; произнесение фразы “чужим голосом”. Немалую роль играют в речи оратора риторические фигуры — особые приемы речи, привлекающие внимание, повышающие убедительность и силу воздействия.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Эффективность его в том, что он ненавязчиво навязывает некоторую идею. Если риторический вопрос задается эмоционально, после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории.

К риторическим фигурам относится повтор (“учиться, учиться и еще раз учиться”). Повтор ведет к запоминанию; однако нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме. И.А.Стернин приводит пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты, наш долг — дать народу полный отчет; народ должен все знать, надо сказать народу правду.

Анафора — риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить…, нам надо установить..., нам надо сказать и т.д.

Градация — расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.

Антитеза — риторический прием, заключающийся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет — народ хиреет; граждане воруют — страна богатеет.

Перечислительный ряд — группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов “во-первых”, “во-вторых” и т д. Для того чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным — 4, 5, 6 членов и более.

Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: явление описывается по аналогии с другим, уже известим.

Гипербола — заведомое преувеличение, напр.: я тысячу лет тебя не видел; миллион раз предупреждали и т.п.

Инверсия — изменение привычного порядка слов: Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик. Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно такое распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное — в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности, его следует поместить в конец фразы.

Слишком большое число риторических фигур либо их однообразное применение способно дать обратный эффект — вызвать раздражение слушателей.

Важными условиями поддержания внимания аудитории являются содержательность и логичность выступления.

Зрительное внимание слушателей привлекает внешний вид оратора, поэтому одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь. Она должна быть аккуратной, опрятной, в меру модной. Не следует надевать костюмы или платья ярких расцветок, необычного фасона.[22]

Риторическая позиция – это та роль, которую для себя выбирает оратор (как держаться?). Риторическую позицию целесообразно продумать перед выступлением.

Позиции могут быть нейтральными, доминирующими, «на равных», подчиненные:

1. Нейтральные позиции: позиция информатора (предполагает инструктивное или директивное изложение материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании); позиция комментатора (предполагает изложение дополнительных сведений и вынесение личных оценок в осведомленной аудитории).

Доминирующие позиции: позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция советчика (оратор более демократичен, исходит из того, что слушатели в целом подготовлены в базовой области, а его задача — расставить акценты”); позиция эмоционального лидера (возможна в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением); позиция трибуна ( отличается преувеличенным пафосом); позиция хозяина, крутого парня; позиция оценивающего (предполагает подчеркивание превосходства или ущербности адресата, предопределенное национальностью, профессией, возрастом, полом, характером и т.п. Эта позиция встречается в политической рекламе, напр.: Россия ждёт твою волю (предполагается, что воля у адресата есть), в призывах сект, националистических организаций, в коммерческой рекламе (Вы этого достойны).

2. Позиция «на равных»: позиция собеседника предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, видит в слушателях своих единомышленников, выступает “на равных”. Говорящий часто обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, использует вопросы. Эту позицию часто выбирают при манипулировании: включая адресата в число своих единомышленников или даже отождествляя с собой, говорящий противопоставляет адресата непосвящённым и тем самым льстит ему.

Подчиненная позиция: позиция просителя (“потерпите, я скоро закончу”).

Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления.

Позиция наставника, позиция просителя, позиция трибуна – это риторические позиции коммуникативного самоубийства.[23]

Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

Чтобы к выступлению прийти в хорошей психологической и физической форме, чтобы снять волнение перед выступлением, нужно следовать следующим рекомендациям:

1. Готовиться к выступлению нужно заранее, в несколько подходов, при необходимости провести репетицию.

2. Целесообразно обсуждать то, что вы хотите сказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь.

3. Нужно сконцентрировать внимание не на собственных переживаниях, а на содержании речи. “Представьте себе, вы — посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно” (Д Карнеги).

5. Важно иметь “резервные знания” — материала должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. (Д. Карнеги, которому принадлежит термин “резервные знания”, писал, что они придают выступающему особую уверенность).

6. В день выступления заниматься подготовкой речи не рекомендуется.

7.Снять напряжение помогает хороший отдых накануне выступления, прогулка на свежем воздухе.[24] За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел — это рассеет ваше внимание. Не ешьте перед ответственным выступлением.

8. Постарайтесь избежать нервных движений — они будут способствовать усилению неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением.

Успешное выступление предполагает учет вероятной аудитории. Имеют значение возрастные особенности адресата, пол, профессия, национальность, уровень осведомленности и т.п.

Например, среди основных черт детской аудитории (до 18 лет) можно назвать неразвитость логического мышления. Общаясь с детьми, следует избегать абстрактных логических рассуждений. Основным способом убеждения детской аудитории следует избрать эмоциональное воздействие, рациональные логические доводы должны лишь закреплять воздействие, оказанное на чувства и веру. Дети любят яркость, зрелищность; наглядность (примеры, яркие схемы, слайды, музыку). Важно помнить, что дети мыслят наглядно-чувственными образами, им часто запоминается какой-нибудь отдельный малосущественный факт, эпизод, деталь. Дети любят и лучше понимают быструю речь. Важно вести диалог максимально откровенно, окрашивая его личностным отношением, личностными оценками, нужно опираться в изложении на конкретные факты, обязательно использовать юмор, шутку, смешные истории и случаи, демонстрировать смелость мышления, принципиальность. Внимание у детей низкое, они легко теряют нить повествования, в споре легко переходят от темы к теме, от факта к факту; нетерпимы к длиннотам. Важно поэтому все время удерживать и демонстрировать аудитории главную мысль. Желательно рассматривать только один (для малышей) — два (для старших) вопроса; причём говорить коротко, всячески избегать длиннот, длинных цитат и длинных фраз. Важно также применять специальные средства поддержания внимания и время от времени давать аудитории отдохнуть и расслабиться. Специфику мышления у детей характеризуют: непонимание подтекста высказываний, непонимание иронии (приблизительно до 12—13 лет дети не понимают ни иронии, намеков, ни подтекста, хорошо понимают только событийное изложение).

С 12—13 лет у детей наблюдается кризис в общении с взрослыми: они требуют отношения к ним как к взрослым, тянутся к подробностям взрослой жизни; упорно отстаивают свои вкусы, требуют их уважения; испытывают острую неприязнь к наставлениям, прямым назиданиям. Рекомендуется избегать прямых назиданий, морально-оценочных рекомендаций в адрес аудитории, ни в коем случае не говорить плохо о сегодняшних кумирах молодежи и не пытаться реабилитировать в глазах молодежи тех, кто осужден общественным мнением, не укорять аудиторию за ошибочное понимание того или иного вопроса.

Весьма сложной для оратора является молодёжная аудитория. Выделяют три группы молодежи: возраст от 18—25 лет, от 26—29 лет, от 29—ЗЗ лет. Молодежную аудиторию от 18 до 25 лет характеризуют такие эмоционально-психологические черты, как беззаботность; необремененность житейскими проблемами, болезненная чувствительность к противоречиям, неправде; податливость к внушению, манипулированию сознанием; доверие к мнениям сверстников; легкость эмоционального заражения; ожидание понимания проблем молодежи от старшего поколения, взрослых; тяга к новизне, новому; любознательность. Молодым людям свойственны крайний субъективизм, отрицание всего сущего, самолюбование. В паре эмоция-логика преобладает эмоция. Поэтому в молодёжной аудитории весьма эффективны эмоциональные речи. Чем старше, молодые люди, тем более они способны к логике. При этом использовать дедуктивную подачу материала можно в аудитории старше 25 лет, в аудитории, где слушатели моложе 25, предпочтительнее индуктивная аргументация. Чем старше, тем больше развито внимание. Для возраста от 29—ЗЗ года характерно высокое развитие памяти, мышления и внимания.[25]

Свои особенности имеет также аудитория среднего и старшего возраста.

Чем однороднее аудитория (по социально-профессиональному составу, культурно-образовательному уровню, возрасту, полу, национальности и т.д.), тем единодушнее реакция слушателей на выступление. Тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией.[26] Под разнородной подразумевается аудитория, включающая слишком разных людей, разных по уровню и возрасту, национальности и профессиональной подготовке, типу психики и восприятию, например, родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Именно потому, что разнородную аудиторию составляют разные люди, к ней трудно найти подход. Если пришлось выступать в разнородной аудитории, следует ориентироваться на слабых слушателей, то есть выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов — в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородной аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: