Философская система Платона

Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии. В их системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Платон был учеником Сократа и считается основоположником идеалистического направления в западноевропейской философии. Идеалистический подход был в дальнейшем продолжен Аристотелем и неоплатониками, а затем – средневековыми философами.

Философские идеи Платона охватывает все проблемы, исследовавшиеся в то время в философии, они составляют целостную философскую систему. В философской системе Платона уже можно четко выделить все четыре составные части философии того времени: космологию, онтологию, гносеологию и этику.

Главной идеей космологии Платона является творение Космоса, основанного на порядке из первобытного Хаоса. Платон развивает учение о творении божеством Космоса, который возник из первобытного Хаоса благодаря воле божественного Творца мира. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург, Творец желал устроить мир наилучшим образом. Застав все в нестройном и беспорядочном движении, он упорядочил это движение, полагая, что последний всячески лучше первого. Далее он посчитал, что неразумное творение не будет прекрасно, и вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Таким образом, Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и одаренное разумом. Кроме мировой души Платон признавал существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений. Он был убежден, что небесные тела – это видимые боги, обладающие телом и душой.

Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию Бытие Платона – это идеальное бестелесное образование, одушевленное и одухотворенное. Он рассматривает материальные вещи только в их эмпирическом существовании. Для всякой вещи существует идея, ее смысл, которая для каждого определенного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Существует прекрасное вообще, благо вообще, зеленое вообще, дом вообще и т.д.

Понятие идея является главным в учении Платона. Он считает, что без обобщения, обращения к идеям обойтись в философии невозможно, т.к. это единственный путь объяснения многообразия мира, его чувственно-эмпирической неисчерпаемости.

Платон утверждает, что истинное бытие – «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Идеи Платон называет сущностями (греч. «сущность» - от глагола «быть»). Платон считал, что есть вечные ценности бытия. Это благо, добродетель, справедливость, которые не подвержены человеческим разногласиям. Первопринципы бытия и морали доступны постижению человеческим разумом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: