Методика чтения стихотворений

В литературоведении различаются две системы художественного строения речи - стихи и проза.

- Чем стихи отличаются от прозы?

- Какие признаки характерны для стихов как способа передачи «чужой речи?
Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности:

а) ритмическая организованность (повторения ударных и безударных слогов в строке); б) рифма (созвучие концов стихотворных строк; в) повышенная эмоциональность («Главная черта стихотворной речи - постоянство однородной, интонационно окрашенной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах» Л И Тимофеев). В стихотворении поэт выражает чувства, переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разное чувство, и стихи получат разную эмоциональную окраску.

В методике обучения чтению различают работу над эпическим и работу над лирическим стихотворением. Какие жанровые особенности характерны для эпических и лирических стихотворений?

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии, В центре эпических стихотворений - образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпические стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обусловливает общность методических положений, обусловливающих общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Однако нельзя забывать, что стихотворному произведению присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы, - выражение лирического переживания.

- Найдите в книге для чтения произведения, написанные в жанре эпического
стихотворения. Какие, на ваш взгляд, виды работы можно использовать в процессе чтения
и анализа эпического стихотворения?

Общий ход работы близок к работе над художественным рассказом: анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (анализ развития действия), раскрытие особенностей образов-персонажей (образный анализ), выявление идейного смысла произведения. Подобные стихотворения всегда выражают лирические переживания,

поэтому анализ стихотворения имеет своим отправным пунктом или итогом раздумье над лирическими элементами произведения. Поэтому требуется особое внимание к композиции и языку стихотворения, которому свойственны большие, чем обычно в рассказах, образность, лаконизм, своеобразный синтаксический строй, немало других средств поэтической выразительности, что находит выражение в проведении стилистического (языкового анализа).

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека.

В методической литературе (в исследованиях Е.Л. Глинской, А.А. Абдуллиной) отмечаются условия, влияющие на полноценность восприятия лирического стихотворения:

а) наличие у учащихся жизненных представлений, адекватным авторским (отсутствие
аналогичных жизненных представлений может привести к вербально-логическому
восприятию пейзажной лирики и формальному воспроизведению образов);

б) развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений, настроению и
чувствам, поэтому необходимо проведение целенаправленной работы над обогащением
лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и
настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно,
торжественно);

в) формирование у учащихся творческого и воссоздающего воображения.

План работы над стихотворением

1.Подготовка к восприятию: а) рассказ учителя о поэте (например, перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» учитель рассказывает о ссылке поэта в Михайловское);

б) беседа по книжной выставке, беседа по личным впечатлениям учащихся;

в) экскурсия в природу (перед чтением подборки произведений, посвященных тому или
иному времени года;

г) музыкальное иллюстрирование (например, перед чтением стихотворения А.С. Пушкина
«Зимняя дорога» прослушивание фрагмента романса Гурилева «Однозвучно гремит
колокольчик...»};

д) рассматривание репродукций картин (использование картин перед чтением
стихотворений не всегда целесообразно, т.к. зрительные образы воспринимаются более
ярко, нежели словесные, однако чем ближе картина к стихотворению, тем больше
оснований для ее просмотра до чтения произведения);

е) чтение отрывков из произведений лирической прозы (например, отрывков из рассказа
К.Г. Паустовского «Прощание слетом»).

2. Первичное восприятие эпического произведения можно провести и в исполнении
учителя (например, если стихотворение представляет сложность для исполнения
учениками),чтение вслух по цепочке, самостоятельное чтение учениками про себя (или
как жужжащее чтение в 1-2 классе), наконец, в форме комбинированного чтения, когда
учитель читает начало произведения, кульминационный эпизод и конец.

Первичное чтение лирического стихотворения классическая методика предлагает проводить как образцовое чтение учителя наизусть (или подготовленного ученика). Современные авторские технологии обучения чтению все чаще доверяют первичное чтение стихотворения самому ученику, т.к. чтение незнакомых текстов способствует развитию навыка, кроме того, чтение про себя понимается как чтение для себя (Например, обучение чтению в системе Занкова). В процессе первичного чтения эпического стихотворения возможно использование комбинированного чтения, чтения текста произведения вслух по цепочке, самостоятельное чтение текста произведения про себя (жужжащее чтение)

3. Проверку первичного восприятия эпического стихотворения можно провести по
вопросам типа: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какими себе
представили главных героев?

Проверку восприятия лирического стихотворения можно провести по вопросам: Какое чувство выразил поэт? Какие представили себе картины, слушая стихотворение?

4. Повторное чтение и анализ текста. Анализ эпического стихотворения направлен на
выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения,
выражения в стихотворении лирического переживания. Чтение и анализ такого
произведения возможно проводить по частям, используя традиционные приемы работы:
выборочное чтение с опорой на текст и иллюстрации в книге, ответы на вопросы,
словесное рисование.

Анализ лирического стихотворения направлен на создание условий для глубокого эстетического восприятия художественного образа, созданного с помощью художественных средств языка. Ученики перечитывают строки стихотворения, позволяющие представить картины, созданные поэтом (используется прием словесного рисования), выделяют слова и выражения, которые помогают представить ту или иную картину (используется выборочное чтение и ответы на вопросы своими словами). Полнота восприятия пейзажного образа обеспечивается и тем, что учитель обращает внимание и на звуковые компоненты образа, создаваемого поэтом в стихотворении (какие слова помогают «услышать» раскаты первого весеннего грома - стихотворение В. Тютчева «Первая гроза»). В процессе анализа стихотворения учитель создает для учащихся возможность осознать употребление в тексте вполне определенного слова (не любого, а именно этого, как наиболее точно передающего чувство, отношение, наиболее точно передающего отношение, наиболее точно описывающего предмет, и т.п.

5. Обобщение. Какие чувства выразил поэт в этом произведении?

б.Творческая работа в связи с прочитанным произведением. Упражнения в выразительном чтении. Упражнениям в выразительном чтении предшествует работа подготовительного характера: чтение текста с заданием, определить, что нужно передать, выразить при чтении - какое состояние, какие чувства, как это сделать. Подобная работа может проходить с опорой на прослушивание выразительного чтения, предложенного в аудиозаписи. В процессе подготовки к выразительному чтению стихотворения возможно составление речевой партитуры: отмечаются наиболее важные для данного стихотворения интонационные выразительные средства: паузы, логические ударения, мелодика, скорость и громкость, эмоциональная окраска голоса. Затем следуют упражнения в выразительном чтении с установкой «Попытаемся выразительно прочитать эти строки с нужной паузой, выделив определенное слово, передав чувство и.т.п.

Подобная работа может быть организована индивидуально, в парах, коллективно.

Работа над стихотворением (стихотворениями) может быть завершена проведением конкурса чтецов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: