Таможенная правосубъектность

Под ТАМОЖЕННОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬЮ понимают способность субъектов таможенного правоотношения осуществлять свою деятельность в сфере таможенного дела.

Каждый участник таможенного правоотношения вступает в отношения для того, чтобы реализовать свои цели и интересы.

Напр., лицо, которое перемещает товары через таможенную границу, делает это для того, чтобы ♦ развивать свое производство, ♦ получить от продажи изготовленной продукции соответствующий доход. Полученная им прибыль может быть вложена этим лицом в дальнейшее развитие налаженного им производства продукции, его обновления и модернизации.
Интересы таможенных органов заключаются в том, чтобы ♦ содействовать осуществлению целей российского товаропроизводителя, ♦ получить от него соответствующие таможенные платежи и налоги, ♦ перечислить их в федер. бюджет, ♦ обеспечить экономическую безопасность страны в пределах предоставленных государством полномочий.

Для возникновения, изменения или прекращения конкретного таможенного правоотношения необходимо наличие такого фактора, как юридический факт.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ - это такое жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает наступление, изменение или прекращение таможенного правоотношения.

Юридические факты делятся на события и действия.

В первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей (напр., действие непреодолимой силы, истечение установленного срока).

Во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей (напр., пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации).

В таможенных правоотношениях в большинстве случаев мы имеем дело с действиями. Такова специфика таможенных правоотношений, ибо все, что связано с возникновением таможенного правоотношения по перемещению товаров через таможенную границу, - это действия лица, которое намеревается это сделать.

В зависимости от правовых последствий юридические факты можно подразделить на

правообразующие,

правоизменяющие и

правопрекращающие.

♦ К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенные границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение…
♦ Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации.
♦К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.

Действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.


Лица, перемещающие товары через таможенную границу, осуществляют свою дееспособность в сфере таможенного дела на основе положений актов таможенного законодательства, прежде всего ТК ТС. Таковыми являются

юридические лица,

физические лица,

♦ лица, занимающиеся посреднической деятельностью в таможенной сфере. Речь идет о деятельности таможенных брокеров (представителей), таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов.

ФЗ от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные правоотношения складываются по поводу

♦порядка и правил перемещения товаров и транс. средств через таможенную границу; ♦установления и применения таможенных процедур; ♦декларирования товаров и транс. средств; ♦уплаты таможенных пошлин, налогов; ♦осуществления таможенного контроля; ♦обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют

состав участников правоотношений,

их права и обязанности,

способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.

Правоотношения представляют собой различного рода связи их участников, реализующих субъективные права и выполняющие юридические обязанности.


Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать сферу их возникновения и особенность правового регулирования.

Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений. При этом таможенного правоотношения характеризуются юридическим неравенством их участников, для регулирования которых со стороны государства применяется властный метод.

Для уяснения сущности таможенных правоотношений проведем их классификацию.

Виды таможенных правоотношений
Активные таможенные действиязаключаются в активном выражении участником правоотношения своих намерений. Напр., лицо своими действиями выражает намерение переместить товары через таможенную границу.
Пассивные таможенные действия- в пассивном выражении участником правоотношения своих намерений. Напр., лицо своими пассивными действиями выражает намерение переместить товары через таможенную границу.
Посредническая таможенная деятельность- в активных действиях лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности. Напр., таможенный брокер (представитель) занимается оформлением товаров при перемещении их через таможенную границу.
Вспомогательные таможенные действия– когда субъект таможенного правоотношения осуществляет какие-либо вспомогательные действия. Напр., таможенный орган принимает предварительное решение в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Организационная деятельностьпрослеживается в определении компетенции кого-либо из субъектов таможенных правоотношений. Скажем, Президент РФ своим указом определяет компетенцию ФТС РФ, или Руководитель ФТС своим приказом утверждает Положение о РТУ, таможне и таможенном посте.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1) С т.зр. формы распределения прав и обязанностей их участниковпростые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая - обязанностями, и ♦ сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями. В таможенной сфере преобладают сложные правоотношения.

Естественно, что любая связь предполагает наличие хотя бы двух субъектов.

♦Если в таможенном правоотношении задействованы две стороны (физическое лицо и инспектор таможенного органа, производящий таможенный досмотр багажа), такое правоотношение называется простым.
♦В случае возникновения отношения между тремя и более субъектами (использование предпринимателем услуг таможенного посредника в процессе таможенного оформления товаров) оно становится сложным.
2)С т.зр. характера обязанности участника таможенного правоотношенияактивные (напр., лицо, переместившее товары через таможенную границу), ♦ пассивные (напр., лицо обязывается воздержаться от ввоза на таможенную территорию ТС определенных товаров, которые могут причинить вред окружающей природной среде или здоровью населения).
3) регулятивные и охранительные; ♦ регулятивные - связаны с правомерным поведением субъектов и возникают в процессе выбора таможенной процедуры, а также при таможенном оформлении, уплате таможенных платежей;
охранительные - порождают необходимость применения к субъекту мер государственного принуждения и складываются при нарушении им таможенного законодательства.
4) прямые и косвенные; ♦ прямыми они являются тогда, когда непосредственно основаны на перемещении груза через границу. Таких правоотношений большинство. Напр., лицо ввозит товар и подвергает его «таможенной очистке», т.е. соблюдает необходимые таможенные формальности.
косвенные правоотношения возникают лишь в связи или по поводу перемещения товаров через границу. Напр., перевозчик, не занимаясь ВЭД, получает разрешение на внутренний таможенный транзит товаров, ранее ввезенных в страну;

7)материальные и процессуальные.Таможенное право характеризуется синтезом материальных и процедурных основ, объединенных в ТК ТС и ФЗ от 27.11.2010 г. №311-ФЗ.
В материальных нормах раскрывается компетенция субъектов правоотношений, характеристика таможенных процедур, сущность таможенного тарифа и т.д.
Процессуальные нормы определяют, как, в каких формах субъекты осуществляют те или иные действия. Процессуальные нормы устанавливают, напр., порядок проведения таможенного оформления, организацию таможенного контроля, процедуру взимания таможенных платежей.

V.

Регулирование таможенных правоотношений невозможно без обеспечения государством оптимальных условий для субъектов ВЭД.

С одной стороны, государство обязано гарантировать выполнение норм и положений таможенного законодательства, устанавливающих основные права и свободы участников таможенных правоотношений и направленных на защиту их интересов;
с другой - оно обязано обеспечить национальную (прежде всего - государственную, экономическую) безопасность, стабильное функционирование всей системы таможенных органов, а вместе с ней - реализацию таможенной политики государства.

Конституция РФ, ТК ТС, ФЗ от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», а также иные федеральные нормативные акты предусматривают

♦ условия (гарантии реализации прав) и

♦ средства защиты (гарантии защиты прав) участников юридических правоотношений, в т.ч. складывающихся в сфере таможенного дела.

1. Условия реализации прав и свобод участников ВЭД можно разделить на 3 группы:

правовые условия - закрепление прав и свобод на уровне федеральных нормативных актов;
геополитическая ситуация в мире, влияющая на направление внешней и внутренней таможенной политики государства;
внутриэкономические условия развития государства;
♦важными условиями реализации прав и свобод участников таможенных правоотношений - субъектов ВЭД являются основные конституционные принципы равноправия, всеобщности и неотчуждаемости прав человека, защиты экономических интересов.

Эти и другие конституционные положения конкретизированы в основополагающих началах, закрепленных в источниках таможенного права – ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ, КоАП, ФЗ «О таможенном тарифе». В частности,

♦ принципдифференциации правового регулирования таможенных процедур (ст.4 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ),
♦ принципединства ставок таможенных пошлин (ст. 3 Закона о таможенном тарифе),
♦ принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП), ♦презумпция невиновности (ст. 2.5 КоАП).

Одной из центральных мест в системе юридических гарантий (условий реализации прав и свобод) занимает закрепленное в таможенном законодательстве право на свободный доступ к информации, нормативным актам, связанным с реализацией физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров и транс. средства через таможенную границу РФ/ТС.

2. Внутриэкономическая ситуация требует ограничения прав и свобод субъектов таможенных правоотношений, что нередко предопределяется необходимостью защиты интересов других участников ВЭД. Таможенному законодательству известны два способа защиты таможенных правоотношений: административный и судебный.

2.1. Административный способ защиты состоит в том, что контроль за возникновением, развитием и прекращением таможенных правоотношений, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб происходит в системе таможенных органов (гл.3 /ст.ст. 36-49/ ФЗ от 27.11.2010 г. №311-ФЗ).

Действующие нормы позволяют различать:

а) общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые;
б) специальное право жалобы, предоставленное участникам административного, уголовного и иных видов производств по делу.

Общее право жалобы, в свою очередь, подразделяется на два вида:

право на административное и

право на судебное обжалование.

Административный порядок обжалования в таможенной сфере делят на два вида:

обжалование решений, действий (бездействий) должностных лиц таможенных органов, не связанных с применением административного или уголовного законодательства (общий порядок админ. обжалования);
обжалование указанных решений в упрощенном порядке.

Основные положения общего порядка обжалования в таможенной сфере регламентированы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: