Все, что человек знает об окружающем мире, он знает в форме понятий, категорий (от грч. kategoria – доказательство). Таким образом категории – это научные понятия, выражающие наиболее общие и основные отношения, формы и связи объективной действительности. Каждая область знаний имеет свои научные понятия (категории) физика – «атом», «масса»» и т. д. Категории философии носят универсальный характер, т. к. они используются во всех отраслях человеческого знания. Категории, законы - есть предмет, изучение диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов (часть-целое, общее-индивидуальное, единичное-множественное, возможность-действительность и т. д.). Категорий диалектики бесчисленное множество. Выделим самые основные:
а) единичное-общее;
б) явления-сущность;
в) форма-содержание;
г) необходимость-случайность;
д) возможность – действительность;
ж) причина-следствие.
Единичное и общее.
Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания действительности.
Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость.
Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.
Общее - (дом, дерево и т. д.) представлено всегда не конкретными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи.
Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него.
Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты.
Получается, что отдельный предмет - не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть общее.
Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.