Психология найма персонала организации (способы и виды поиска кандидатов на вакантное место, методы отбора кандидатов)

Управление персоналом организации начинается с найма персонала. Наем на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом. Основной задачей при найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: где и когда потребуются работники? Найму работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и соответствию качеств претендентов требованиям предается большое значение. Когда организации необходимо принять новых работников, появляются два вопроса: - где искать потенциальных работников; - как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах? Есть два возможных источника найма: - внешний (из людей, до этого никак не связанных с организацией); - внутренний (из работников организации).Наем персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора. Из внешних источников найма в нашей стране наибольшее распространение получили следующие источники найма: - люди, случайно зашедшие в поисках работы; - объявления в газетах; -средние школы, колледжи, лицеи, техникумы, профессионально-технические училища, высшие учебные заведения; - службы по трудоустройству; - частные агентства по найму; - объявления по радио и телевидению; - профсоюзы.В ряде отечественных организаций разработаны специальные анкеты претендента на должность специалиста. Работники кадровых служб давно ощущали потребность в более обоснованных и надежных процедурах. Повышение эффективности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и личных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и источниках информации. Осуществляется поэтапный отбор кандидатур, отсеивая тех кандидатов, которые обнаружили явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют по возможности объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом, формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов.

Собеседование при приеме на работу (виды собеседования при приеме на работу, основные правила составления резюме, примерный перечень вопросов кандидату на вакантную должность, стрессовое собеседование).

Выделяют несколько общих типов собеседований при приеме на работу: 1. По содержанию Биографическое собеседование – в основном соискатель рассказывает о своем профессиональном опыте в данной специальности. Задаются вопросы об образовании, основных навыках и умениях. Ситуационное собеседование – претендент на должность решает различные ситуационные задачи по заданным критериям. В данном случае проверяется его способ мышления и возможность поиска решения проблемы. 2. По форме: Один на один – менеджер по персоналу или личный руководитель обсуждает все вопросы с одним соискателем на должность. Групповое интервью – претендент беседует сразу с несколькими специалистами компании-работодателя. 3. По форме организации: Собеседование в один этап – его суть заключается в беседе с менеджером по персоналу или другим специалистом, после чего выносится готовое решение работодателя. Собеседование в несколько этапов – предполагает поэтапную беседу с несколькими специалистами работодателя. Очень часто такой вариант конкурса проводится несколько дней, а окончательное решение о приеме на работу выносится после прохождения последнего этапа.Для того чтобы обеспечить компанию максимально выгодным персоналом, следует строить собеседование по определенному виду. В случае если вам требуется руководитель отдельного звена, вызывающего проблему, с кандидатом лучше всего провести стрессовую беседу. Так вы определите, каким образом человек ведет себя в накаленной обстановке и под прессингом.Стрессовое собеседование. Самый редко встречающийся вариант, призванный показать эффективность работы кандидата в стрессовой ситуации. Возможен в случае, когда руководители компании поощряют жесткую конкуренцию между своими сотрудниками. Основной задачей специалиста является создание максимально неудобной ситуации, которая способна вывести соискателя из состояния комфорта и равновесия. Для этого используется провокация претендента, часто идет в ход бестактность и даже хамство. К стрессовой ситуации также относится групповое собеседование с претендентом, совместимое с работой производственного цеха. Чаще всего такое собеседование проводится для следующих групп лиц: сотрудники банков, сфер продаж, отделов по работе с клиентами; страховые агенты, кредиторы; психологи; специалисты по связям с общественностью, телеведущие, журналисты; офис-менеджеры. Всевозможных подходов к проведению стрессового собеседования великое множество, однако, следует остановить взгляд на наиболее часто используемых. Стрессовое собеседования начинается задолго до того, как кандидат увидит работодателя или же уполномоченное им лицо. Ни для кого не секрет, что многие компании при приеме на работу искусственно создают длинные очереди в коридорах и специально заставляют ждать в надежде вывести соискателя работы из себя. Нередки случаи, когда диванов или кресел в коридоре меньше количества людей в очереди. Следующим этапом является само собеседование. Стоит ли говорить о том, что в рабочем кабинете можно искусственно создать необходимую атмосферу?! Способ «неравных сил». - несколько задающих вопросы людей, неудобно расположенных по отношению к кандидату. Длительный звонок коллегам, партнерам, семье.Вопросы: Опишите Вашу трудовую деятельность до настоящего времени.Опишите Вашу настоящую работу.Каковы наилучшие и наихудшие стороны Вашей настоящей работы?Какие задания Вы считаете легкими и трудными в работе, которую Вы выполняете?Каковы Ваши сильные и слабые стороны?Что Вы считаете Вашими наибольшими достижениями и неудачами? Почему?Какие у Вас отношения с начальником на старой работе?Какие у Вас отношения с коллегами по старой работе?Какие качества, по-вашему, должен иметь идеальный начальник? ЧТО Вы ищете в новой работе?Какая сторона новой работы наиболее важна для Вас?Каким Вы видите себя через пять-десять лет?Что привлекает Вас в новой работе?На самом деле не существует единого эталона, по которому бы составлялось резюме образец, но имеются конкретные общепринятые правила при его написании, которых стоит придерживаться, для заинтересованности работодателя и выбора именно вашей кандидатуры. К вопросам по составлению резюме необходимо отнестись как нельзя серьёзно и уделить достаточное количество времени, ведь чем качественнее вы напишите резюме, тем быстрее найдёте подходящую для себя работу. Информация, указанная Вами в резюме, будет единственной, которой будет владеть человек, проводящий собеседование с кандидатами. Правильно составленное резюме считается половиной успеха. Для того чтобы ваше резюме было принято и рассмотрено возможным работодателем, следует при его написании соблюдать выше перечисленные рекомендации. Но кроме них нужно также обратить внимание на другие вещи.Помните, что объём резюме не должен превышать 2 листов формата А4, самым лучшим вариантом считается 1 лист.Соблюдайте последовательность написания, для удобного и лёгкого чтения.Работа должна быть краткой, но содержательной, цепляющей. Об опыте работы: указываете сведения за последние 10 лет.Приводите конкретные цифры в области своих достижений: в результате моей работы компания заняла второе место на рынке, сократила затраты на пятнадцать процентов и так далее.Общий настрой резюме должен быть позитивным: помогал, вырос, настроил и тому подобное.Помимо этого следует также разграничивать специфику выбранной вами деятельности. Например, если вы направляете резюме в рекламное агентство, то следует включить фантазию и оформить его как-то по особенному, добавить интересную информацию о своем хобби или что-то такое, что выделит резюме среди других.После того, как вы составили резюме, следует его хорошенько проверить. Для начала прочитайте его сами, затем дайте прочитать его человеку, который хорошо знает русский язык или тот язык, на котором написано резюме.Проверьте использование глаголов прошедшего времени в описании прошлых мест работы и настоящего времени, если вы указываете место, где вы работаете в настоящий момент.Самое главное стоит указывать только правдивую информацию о себе, сейчас компании, особенно крупные, стараются проверять претендентов всеми доступными способами. Конечно, приукрасить немного можно, даже нужно, но в целом обмана быть не должно. Если указанные данные будут опровергнуты, вы автоматически вылетите из предполагаемых кандидатов.И запомните, главная цель – приглашение для собеседования, если Вы это достигли, то работа по написанию резюме выполнена на отлично, поздравляем!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: