Инновационный процесс в образовании. Виды педагогических инноваций

Идеальная педагогическая инновация — целостный проблемно ориентированный процесс сопряженных изменений всего курса образования или его отдельных составляющих и среды нововведения, что приводит к повышению качества и эффективности образования.

Элементы модели идеальной педагогической инновации: известное знание, опыт, проблемная ситуация, научная проблема, альтернативные и рабочие гипотезы, само открытие и его реализация посредством проекта, конструкции, апробации и рефлексии.

Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Инновационная педагогическая деятельность — деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез.

Структура инновационной деятельности:

1. инноватор (профессионально-личностные качества);

2. среда нововведения (условия осуществления инновационной деятельности);

3. нормативная база (основа инновационной деятельности);

4. средства и способы (с их помощью исходный объект превращается в педагогическое новшество);

5. сферы (педагогический поиск, создание новшества, реализация новшества и рефлексия новшества);

6. педагогическое новшество (продукт, создаваемый инноватором);

7. педагогическое произведение (рефлексированный процесс и продукт инновационной педагогической деятельности, оформленный литературно).

Виды педагогических инноваций:

- по направлению деятельности: педагогические (дидактические, воспитательные) и организационно-управленческие;

- по характеру операций и видам деятельности: личностные, эмпирические, модернистские, технологические, концептуальные

- по объему дидактического нововведения: мотивационные, целевые, содержательные, процессуальные и целостные;

- по Кларину: соответствующие репродуктивной ориентации (инновации-модернизации; репродуктивная ориентация образовательного процесса) и соответствующие проблемной ориентации (инновации-трансформации; проблемная ориентация образовательного процесса).

Критерии педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: