· 1921 — рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»
· 1922 — книга стихов «Голубая глубина»
· 1926 — рассказ «Антисексус», повесть «Епифанские шлюзы»
· 1927 — повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»
· 1928 — повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком)
· 1929 — роман «Чевенгур» (в первой редакции — «Строители страны», 1927)
· 1929 — рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
· 1930 — «Котлован», «Шарманка» (пьеса)
· 1931 — «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
· 1933 — 1936 — «Счастливая Москва» (роман не окончен)
· 1934 — повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»
· 1936 — рассказы «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер» (незаверш.)
· 1937 — рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург» (рукопись утеряна)
· 1938 — рассказ «Июльская гроза»
· 1939 — рассказ «Родина электричества»
· 1942 — «Под небесами родины» (сборник рассказов), вышел в Уфе
· 1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов)
· 1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
· 1943 — «Броня» (сборник рассказов)
Пьеса «Волшебное существо
· Дети ходили в школу к учительнице неисправно. Зимой, среди снежных буранов, перемешанных с колким»
· 1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
· 1946 — рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
· 1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
· 1948 — пьеса «Ученик лицея»
· 1950 — «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок)
· 1951 — «Ноев ковчег» (незавершённая пьеса-мистерия)
Платонов «Песчаная учительница» – краткое содержание
Мария Нарышкина, дочь учителя, родилась в Астраханской губернии. Ребёнком она с восторгом читала географические книжки отца. Пустыня была ее родиной, а география – поэзией. Шестнадцати лет Мария поступила на педагогические курсы в Астрахани, через четыре года закончила их и была назначена учительницей в русское село Хошутово, в Средней Азии, прямо на границе с песчаной пустыней.
Хошутово, селение в несколько десятков дворов, было почти совсем занесено песком, надутым с плоскогорий Памира. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. Но расчищенные места снова заваливались песком, который точил людское дыхание. Молодая учительница увидела, что жители Хошутова были сломлены этим бесплодным трудом и совсем пали духом.
Андрей Платонов, автор рассказа «Песчаная учительница»
, жалящим песком, наступила страшная нищета. Люди стали голодать. К Новому году из двадцати учеников двое умерли.
Учительница Мария Никифоровна догадалась: в школе надо обучать борьбе с песками, искусству превращать пустыню в живую землю. Она поехала в окружной отдел народного образования. Там ей не дали преподавателя по песчаной науке, но снабдили книгами и предложили, чтобы она учила этому делу сама.
По возвращении в Хошутово Мария Никифоровна убедила крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Уже через год они дали блестящие плоды. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах – шелюгу (кустарник вроде ивы). Он защитил деревню от ветров пустыни и позволил орошать огороды. Шелюга дала жителям топливо, из её прута они научились делать корзины и даже мебель. Жизнь стала спокойнее и сытее. Вся деревня благодарила «песчаную учительницу», которая начала рассаживать и сосны.
Но на третий год её жизни в Хошутове случилась беда. Раз в 15 лет через деревню по своему кочевому кольцу в пустыне проходили кочевники-скотоводы. В тот год в конце августа показались тысячи их коней и огромные стада. Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны – все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Их животные выпили всю воду из колодцев.
Песчаная учительница пошла к вождю кочевников. Тот принял её вежливо, но сказал, что их скоту нужна трава, поэтому ничего не поделаешь… Зачем пришли русские на нашу землю?
Мария Никифоровна уехала жаловаться советской власти в округ. Там её выслушали и сказали: в Хошутове население уже научилось бороться с песками. Песчаная учительница сейчас нужнее не там, а в Сафуте – селе, где селятся не русские переселенцы, а кочевники, переходящие на оседлость. Советская власть боялась, что они не усидят там и разбегутся, поэтому решила послать туда Марию Никифоровну: обучить кочевников культуре песков.
Учительнице жалко было хоронить молодость в песчаной пустыне среди диких кочевников. Но вспомнив о безысходной судьбе двух народов, зажатых в барханы, она согласилась, сказав, что постарается опять приехать в округ через пятьдесят лет старушкой – и не по песку, а по лесной дороге.
Билет