Психологические факторы, влияющие на процесс обучения

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Урок – немалое напряжение сил ребенка. Оно должно быть направлено на позитивную цель – развитие ученика, а не на преодоление стресса, страха перед учителем или отдельными видами учебной работы. Благоприятная эмоциональная атмосфера урока – условие его высокой эффективности без ущерба для состояния нервно-психического здоровья. Умение создать такую атмосферу – важная составляющая профессионального мастерства учителя.

Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку.

Управление учащимися на уроке – это управление познавательной деятельностью. Познавательная деятельность должна быть специально организована с учетом закономерностей тех психических процессов, которые лежат в ее основе.

Важно отметить ряд принципов организации познавательной деятельности на уроке:

- активизация познавательных процессов;

- развитие умения ребенка управлять собственными познавательными процессами;

- развитие познавательных способностей.

Качество урока во многом зависит от того, насколько выражены на уроке эти тенденции.

Кроме того, необходимо учитывать особенности психических процессов учащихся и управление этими процессами.

Важным условием того, чтобы информация была воспринята, является действие достаточно интенсивных, четких, не искаженных сигналов на органы чувств, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям восприятия.

Для управления восприятием необходимо прежде всего четко определить цель восприятия и его объект, выделить объект их общего фона (предметов, текста).

Восприятие - сложный психический процесс, который сводится не только к чувственному познанию, но и связан с памятью, мышлением, речью.

В процессе восприятия ярко проявляются индивидуальные особенности учащихся: аудиальный, визуальный, кинестетический типы восприятия. В классе могут присутствовать представители всех трех типов, поэтому методики обучения конкретным предметам должны учитывать требование «трехканальности» подачи материала.

Управление восприятием учащихся на уроке должно опираться на знание возрастных особенностей этого процесса. Так например, восприятие младших школьников слитное, нерасчлененное. Младший школьник видит общий вид объекта, но не видит его структуры. Для развития восприятия важную роль играет сравнение воспринимаемых объектов в каком-либо отношении, определение сходства и различия.

К примеру, величина букв на доске играет немаловажную роль. Так, эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии 3 метров, величина букв должна быть не менее 2 см. Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания, затем идут левый верхний угол доски – 28%, правый нижний – 23% и левый нижний углы 16%.

При подборе цвета необходимо помнить, что цвет оказывает влияние на психику и восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим цветам относятся три пары: красный – зеленый; желтый – фиолетовый; синий – оранжевый. При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит взаимное повышение насыщенности и яркости. Красный и оранжевый действуют возбуждающе на все типы нервной системы.

Комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации дает наилучшие результаты. Так, исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме, 25 % - в зрительной, если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринимать до 65% содержания этой информации. Б.Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха. 20% поступающей информации может потеряться, т.к. мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители). К тому же через каждые 5-10 секунд мозг «отключается» на доли секунд от приема информации. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами.

Разные учащиеся могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет учащийся, каков его вероятностный прогноз. Если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся может просмотреть изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показывал данный рисунок.

Состояние внимания учащихся на уроке – важнейшее условие продуктивности познавательной деятельности. Учителю необходимо уметь распределять внимание между излагаемым материалом и наблюдением за учениками.

Введение в поле внимания значимых объектов осуществляется с помощью словесных указаний, жестов, интонаций.

Для управления вниманием учащихся необходимо:

-уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточения отдельных учащихся и класса в целом;

- устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;

- поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;

- формировать внимание учащихся.

Наряду с общими закономерностями внимания учителю важно знать возрастные особенности внимания школьников. Внимание младших школьников неустойчивое, объем его невелик, распределение и переключаемость ниже, чем у старших школьников. Детям трудно управлять вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Младшим школьникам легче сосредоточится на деятельности имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Следовательно, на уроке рекомендуется использовать чередование умственной деятельности и практической (выполнение рисунка, схемы и т.д.).

Внимание подростков преимущественно произвольное, они способны сосредоточится на неинтересной и трудной работе ради ее будущего результата. Однако лучше вести урок, используя приемы, снижающие степень волевых усилий. Внимание подростков может быть устойчивым до 40 минут, если они сами делают некоторые волевые усилия. Желательно вести урок в быстром темпе, вовлекая учащихся в продуктивную деятельность, применяя организованные и уместные паузы для отдыха.

У старших школьников внимание интеллектуализируется, становится более управляемым, формируются его индивидуальные свойства.

Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.

Одна из важнейших задач школы – развитие мышления учащихся. У младших школьников преобладает образное мышление, он может мыслить логически, но отсутствие наглядных представлений объекта затрудняет оперирование понятиями.

У подростков способность к абстрактному мышлению возрастает. При этом наглядные компоненты мышления не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Формирование абстрактных понятий происходит более успешно тогда, когда оно опирается на методически правильно подобранные наглядные образы. У подростков наблюдается способность к самостоятельности суждений, критичности, к творческому мышлению. Наиболее полно эти особенности развиваются в старших классах.

Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала):

- содержание учебного материала;

- форма учебного материала;

- трудность учебного материала;

- значение, важность учебного материала;

- осмысленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: