Общая характеристика психологии как науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

П С И Х О Л О Г И Я И П Е Д А Г О Г И К А

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Иркутского государственного технического университета

Рецензент – канд. психол. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ИГПУ С.Ф. Сударчикова

Психология и педагогика: Учеб. пособие Составители: Т.П. Линчук, С.А. Бышляго – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006 – 96 с.

Содержит краткое изложение основных разделов курса «Психология и педагогика», введенного в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по всем направлениям подготовки студентов в вузах. Целью пособия является формирование у студентов системного представления о современной психологии и педагогике, что имеет практическое значение, поскольку знание данных дисциплин способствует построению эффективных межличностных отношений, развитию самопознания и самоактуализации будущих профессионалов. Предназначено для студентов технических, экономических и других специальностей.

Библиогр. 16

© Линчук Т.П., 2006

© Бышляго С.А., 2006

© Иркутский государственный

технический университет, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общая характеристика психологии как науки…………………………….. 4

1.1. Психология как наука, ее объект, предмет, задачи…………………………… 4

1.2. Психология в системе наук. Отрасли психологии …………………………… 7

1.3. Методы психологии (краткий обзор)………………………………………….. 10

1.4. Возникновение и развитие психики в филогенезе………………………….… 11

1.5. Сознание как высшая форма психики человека…………………………….… 14

1.6. Природа человеческой деятельности…………………………………………... 16

Контрольные задания…………………………………………………………………. 18

2. Основы психологии личности……………………………………….................. 19

2.1. Сущностные характеристики личности (по данным отечественных

психологов)………………………………………………………………………….... 19

2.2. Эмоционально-волевая сфера личности……………………………………..… 22

2.3. Психологическая структура личности……………………………………….… 24

2.4. Теории личности………………………………………………………………... 29

Контрольные задания………………………………………………………………... 35

3. Психические познавательные процессы……………………………………... 37

3.1. Сенсорно-перцептивный уровень……………………………………………… 37

3.2. Уровень представлений……………………………………………………….… 40

3.3. Речемыслительный уровень …………………………………………….…… 43

3.4. Внимание…………………………………………………………………….…… 46

3.5. Интеллект……………………………………………………………………….... 47

Контрольные задания………………………………………………………………... 48

4. Личность в группе………………………………………………………………. 50

4.1. Психология малых групп и внутригруппового взаимодействия…………..… 50

4.2. Общение как социально-психологическое явление………………………….. 53

4.3. Межличностные конфликты и их преодоление…………………………….… 60

Контрольные задания………………………………………………………………... 63

5. Общее представление о педагогике как науке…………………….………… 65

5.1. Предмет педагогики, ее задачи и методы исследования, основные

категории……………………………………………………………………………... 65

5.2. Основные идеи зарубежной (европейской) педагогики………………………. 66

5.3. Развитие педагогики в России…………………………………………………. 69

Контрольные задания……………………………………………………………….. 71

6. Педагогика как теория обучения……………………………………………... 73

6.1. Парадигма образования в современной педагогике…………………………. 73

6.2. Дидактика: бытовые понятия, современное понимание

сущности и структуры обучения …………………………………………….….. 75

6.3. Законы, закономерности и система принципов обучения…………………… 78

6.4. Формы организации учебного процесса в школе и в вузе…………………... 80

Контрольные задания……………………………………………..……………….... 86

7. Педагогика как теория воспитания…………………………………………... 88

7.1. Сущность, содержание, закономерности, принципы и методы

воспитания……………………………………………………………………………. 88

7.2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная

среда воспитания и развития личности……………………………………………. 90

Контрольные задания…………………………………………………………….…. 93

Библиографический список………………………………………………………… 96

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: