Словообразовательные единицы – тип, способ, пара, цепь, звено, деривационный шаг, их характеристики и место в системе

Центральной понятие словообразования – словообразовательный тип. Это формально-семантическая схема построения производных слов, отвлеченная от их конкретных свойств. Производные слова, составляющие словообразовательный тип, характеризуются общностью трех основных признаков: имеют производящие, относящиеся к 1 части речи; обладают 1 и тем же формальным показателем; выражают одинаковые семан. отношения к своим производящим (баранина, осетрина).

Словообразовательный тип – важнейшая единица словообразовательной системы языка. Синхронная система словообразования представляет собой совокупность всех существующих в СРЯ словообразовательных типов в их взаимодействии.

Производные слова, созданные с помощью одного и того же основного средства словообразования, характеризуются одним и тем же способом словообразования.

Под словообразовательным гнездом понимается упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня.

В качестве min единицы в структуре словообразоват. гнезда выступает словообразовательная пара. Словообразовательную пару составляют производящее и производное (степь – степной).

Следующей, > крупной единицей словообразовательного гнезда на горизонтальной оси является словообразовательная цепь.

Словообразовательная цепь – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности. Исходное слово цепи является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производящие и производные. Слово, замыкающее цепь, является только производным.

Словообразовательное звено

Деривационный шаг

30. Гнездо как высшая (наи> сложная и многомерная) единица словообразования. Ступенчатый хар-р строения гнезда. «Словообразовательный словарь РЯ» Тихонова, значение.

Под словообразовательным гнездом понимается упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня. Общность однокоренных слов проявляется не только в плане выражения (в наличии у них одного и того же корня), но и в плане содержания (корень выражает общий для всех родственных слов элемент значения).

Существенное свойство словообразовательного гнезда – упорядоченный характер всей совокупности слов. Любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый его элемент занимает в нем предусмотренное системой языка и закрепленное в норме место. Все слова в гнезде находятся между собой в словообразовательных отношениях.

В основе строения гнезд лежит принцип иерархии, принцип последовательного подчинения одних единиц другим. Это нашло отражение в ступенчатом характере русского словообразования:

Кря

Кря-ка-ть

Кряк-ну-ть

Под-крякнуть

Подкряк-ива-ть

Подкрякива-ниj-е

Границы гнезда подвижны. Гнезда м. пополняться новыми словами, причем за сравн-но короткий промежуток времени (десятилетия) в него м. войти десятки и даже сотни новообразований. И, напротив, мн. слова в гнезде часто перемещаются из центра на периферию или выходят из него. Слова, утратившие смысловую общность, образуют раз. гнезда (белый и белье).

В простейших гнездах (микрогнездах), кроме исходного слова – только одно производное слово (ментор – меторский).

Чаще всего словообразов. гнездо представляет собой сложное структурное образование, состоящее из бол. числа производных.

Обязательным компонентом словообразовательного гнезда является исходное слово. В качестве исходных слов выступают непроизводные слова. Все остальные слова гнезда являются производными.

В качестве минимальной единицы в структуре словообразовательного гнезда выступает словообразовательная пара. Словообразовательную пару составляют производящее и производное (степь – степной).

Следующей, более крупной единицей словообразовательного гнезда на горизонтальной оси является словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности. Исходное слово цепи является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производящие и производные. Слово, замыкающее цепь, является только производным.

В составе гнезда на вертикальной оси языка в качестве основной единицы выступает словообразовательная парадигма – совокупность всех производных одного производящего.

СП имеют все слова, выступающие в качестве производящих. Поэтому в каждом гнезде столько парадигм, сколько слов является производящими.

Таким образом, структура словообразовательного гнезда определяется соотношением единиц двух планов - синтагматического и парадигматического. В синтагматическом плане словообразовательно гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепочек, а в парадигматическом – совокупность СП.

«Словообразовательный словарь РЯ» (М., 1985) Тихонова – первый в отечественной и мировом языкознании словообразовательный словарь РЯ.

Словарь имеет самый большой словник среди существующих в настоящее время словарей СРЯ (145000 слов). Основной единицей словаря являются семьи слов – словообразовательные гнезда. Под словообразовательным гнездом понимается совокупность однокоренных слов, упорядоченная отношениями словообразовательной производности в синхронном ее понимании. В словаре более 12 тысяч гнезд, за пределами которых остались одиночные слова, не образующие семьи. В словаре отражена словообразовательная структура всех производных слов. В каждом производном слове выделен формант, с помощью которого оно образовано. Таким образом, в словаре описана вся словообразовательная система РЯ на базе высшей ее единицы – словообразовательного гнезда, которое играет исключительно важную роль в системной организации словообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: