Философия сознания

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ — область исследований, в рамкахкоторой осмысливаются ментальные свойства человека. В широком смысле их можно разделить на двегруппы. Во-первых, это свойства, подпадающие под общее понятие сознания, его содержания и его форм.Во-вторых, свойства, относящиеся к общему понятию человеческих способностей, куда включаются нетолько когнитивные способности, но, напр., и контроль над эмоциями

Сознание – наивысшая, интегрирующая форма развития психики человека. Результат общественно-исторического развития человека в трудовой деятельности. (В.В. Богословский)

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. (Немов)

Среди разнообразных подходов к проблеме происхождения и развития сознания человека доминировали два: «биологический» и «идеальный».

С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.

С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных.

Одна из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека, впоследствии стала называться культурно-историческая теория происхождения психики человека Л.С. Выготского.

Три составные части концепции:«человек и природа». Тезис №1 – при переходе от животных к человеку произошло изменение отношений субъекта со средой (человек действует на природу и видоизменяет ее). Тезис №2 – существование механизмов изменения природы со стороны человека (создание орудий труда).

1. «человек и природа».

1. Тезис №1 – при переходе от животных к человеку произошло изменение отношений субъекта со средой (человек действует на природу и видоизменяет ее).

2. Тезис №2 – существование механизмов изменения природы со стороны человека (создание орудий труда).

2. «человек и его собственная психика».

1. Тезис №1 – овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой (появились высшие психические функции (запоминание материала, обратить внимание на ч.-л., организовать умственную деятельность), выражающиеся в формах произвольной деятельности).

2. Тезис №2 – человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий – знаки («узелок на память», зарубка на дереве). Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

3. «генетические аспекты». В процессе совместного труда происходило общение между участниками с помощью социальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Происходит процесс интериоризации (превращение внешних средств-знаков во внутренние).

Вывод: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.

Характеристики сознания:

1. Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

2. Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).

3. Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.

4. Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.

5. Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.

6. Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.

Структура сознания:

1. В.В. Богословский:

1. знание об окружающем мире и о самом себе;

2. познавательные процессы, которые дают возможность узнать об окружающем мире;

3. самосознание, которое дает возможность выделить себя из окружающей среды, проанализировать свои действия и поступки;

4. отношение, дающее возможность определить отношение к природному и социальному миру, к другим людям и самому себе.

2. Леонтьев, Зинченко:

1. биодинамическая ткань;

2. чувственная ткань;

3. значение предмета (обозначающее словом);

4. личностный смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: