Формирование общественно-политической оппозиции в России в первой четверти 19 в

Преобладание консервативных тенденций во внутренней политике Александра I ускорило процесс формирования политической оппозиции в лице определенной части дворянства.

В 1816-1825 гг. в дворянской среде возникли тайные организации, поставившие своей целью провести социально-экономические и политические преобразования.

Первое тайное общество – Союз спасения – возникло в 1816 г. и объединило всего 30 человек, в основном офицеров. Союз определил главные задачи движения: уничтожение крепостного права и изменение абсолютистской формы правления с помощью заговора.

В 1818г. было образовано новое общество – Союз благоденствия, который ставил задачу не захвата и удержания власти, а воспитания прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, приведет к смене правительства.

Союз благоденствия распался в 1821-1822 гг. на Северное (Петербург, Москва) и Южное(Украина) общества. Вскоре появились первые проекты программных документов этих организаций: на юге - «Русская правда» П.И. Пестеля, на севере – Конституция Н.М. Муравьева. Муравьев был сторонником конституционной монархии, Пестель – республики.

Н.М. Муравьев выступал за сохранение помещичьего землевладения и наделение крестьянских хозяйств небольшим количеством земли.

«Русскую правду» П.И. Пестеля следует рассматривать в первую очередь не как конституцию, а как наказ Временному верховному правлению, которое предполагалось создать на переходный период от самодержавия к республике. По проекту, Временное правление наделялось диктаторскими полномочиями, так как «начала представительного верховного порядка в России еще не существует». Переходный период Пестель определял в 10-15 лет. Главная задача Временного верховного правления – обеспечить условия для утверждения новых социально-политических отношений.

Несмотря на незавершенность проектов Пестеля и Муравьева, декабристы ясно представляли цели восстания: низложение самодержавия, созыв Учредительного собрания для определения формы государственного правления – республики или конституционной монархии, уничтожение сословного строя, введение гражданских свобод, освобождение крестьян, значительное облегчение солдатской службы. Все эти положения содержались в «Манифесте к русскому народу», который подлежал опубликованию в случае победы восставших.

Достичь своей цели декабристы предполагали путем революции, осуществленной под руководством тайных обществ. Оба общества, действовавшие как автономные части новой революционной организации, после долгих переговоров согласовали дату выступления – лето 1826 г.

Однако Александр I, путешествуя по югу России, заболел и неожиданно для всех умер в середине ноября 1825 г. в Таганроге. Александр I не имел детей мужского пола, поэтому престол должен был перейти к следующему по возрасту брату Константину. Но Константин заранее отказался от престола в пользу младшего брата Николая; при этом отречение хранилось в тайне, так что народ и войско не знали истинного наследника престола. В 1823 г. Александр I подписал указ, объявлявший наследником Николая, однако указ не был обнародован; он хранился в Государственном совете.

Когда весть о смерти Александра I достигла столицы, на пути Николая к трону встали генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович и командир гвардейского корпуса Бистром, которые организовали присягу Константину. После очередного письменного отречения Константина, нужно было проводить переприсягу в пользу Николая. На переговоры между братьями ушел почти месяц. Это дало декабристам время для того, чтобы подготовить восстание в Петербурге и на Украине. Восстание Черниговского полка на Украине с самого начала было обречено на неудачу из-за огромного неравенства сил. Случайность момента выступления и разногласия между декабристами сыграли свою отрицательную роль и в Петербурге.

Короткое междуцарствие, ставшее следствием отречения Константина, было использовано декабристами для исполнения их замыслов. Они распространили между солдатами слух, будто Константин не думал отказываться от престола. Поэтому 14 декабря 1825 г., когда войска должны были присягнуть Николаю, часть гвардии отказалась дать присягу и с оружием в руках собралась на Сенатской площади. Однако гвардейцы не имели предводителя и остановились в нерешительности. Одни из восставших вышли на Сенатскую площадь, чтобы совершить революцию, другие, чтобы продемонстрировать свои силы и склонить Николая к переговорам, третьи не надеялись на успех и желали лишь показать пример будущим поколениям.

Согласно плану «диктатора» С.П. Трубецкого, три отряда восставших должны были захватить Зимний дворец, арестовать нового императора, овладеть Петропавловской крепостью, заставить сенаторов подписать манифест к русскому народу о состоявшемся перевороте.

Однако план восставших оказался неосуществимым. Сенаторы присягнули Николаю I рано утром и разъехались по домам. Якубович отказался вести Морской гвардейский экипаж на захват Зимнего дворца, опасаясь, что дело не обойдется без крови. Каховский отказался совершить покушение на жизнь Николая I. Восставшие смогли собрать на Сенатской площади 3,5 тыс. человек, которым противостояло 12 тыс. солдат, оставшихся верными Николаю I.

Увещания о покорности оказались бесполезными, генерал-губернатор Петербурга Милорадович был смертельно ранен. Николай I приказал атаковать восставших и стрелять по «мятежникам» картечью. Восстание потерпело поражение.

Назначенная императором Верховная следственная комиссия допросила сотни обвиняемых. Многие были сосланы в сибирские рудники, пятеро главных заговорщиков подверглись смертной казни – К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский. Солдаты, принимавшие участие в мятеже, были посланы на Кавказ, чтобы в битвах с горцами заслужить прощение.

В ответ на идеологию декабристов Николай I выдвинул консервативную идеологию, то есть идеологию самодержавия. Её разработкой в начале 1830-х гг. занимался министр народного просвещения С.С. Уваров, который в теории «официальной народности» выделил три основания российской государственности - «самодержавие», «православие», «народность». Смысл данной теории состоял в обосновании необходимости для России самодержавной формы правления и незыблемости крепостничества. «Народность наша состоит в беспредельной преданности и повиновении самодержавию», - следовало из теории С.С. Уварова.

В 30-е гг. XIX века начался новый этап в общественном движении в России. Русскую интеллигенцию привлекла классическая немецкая философия Г. Гегеля, а также идеи французского утопического социализма. Выразителем демократических идей стал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. Члены кружка, собравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа, являлись последователями Ш. Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы, в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский.

Постепенно среди петрашевцев выделилось радикальное крыло во главе с Н.А. Спешневым, строившее фантастические планы восстания рабочих уральских заводов, которое должно было увлечь за собой массы крестьянства. Ничего конкретного члены этого крыла совершить не успели, но дали повод полиции разгромить кружок в начале 1849 г. Руководители петрашевцев были приговорены к смертной казни, которую после инсценировки расстрела заменили каторжными работами или отдачей в солдаты.

Таким образом, можно выделить несколько направлений в общественном движении в России в первой половине XIX века: идеологию дворян-революционеров, консервативную мысль и демократические кружки. Все они потерпели поражение в борьбе с абсолютной монархией, но заложили основы оппозиции в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: