Внутриполитическое развитие СССР. Политика десталинизации. Успехи и трудности социально-экономического развития

Н.С. Хрущев: оценки его деятельности. 1953 год: поли­тическое развитие, борьба за власть. Смерть Сталина 5 марта 1953 года завершила целую эпоху в жизни страны: кончина вождя открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сра-

зу после окончания второй мировой войны. Комплекс по­литических проблем был связан с развитием репрессивной политики конца 40-х — начала 50-х годов, превратившей органы МВД-МГБ в особую систему тотального контроля, охватившую практически все слои общественной жизни и группы общества. Элементарный закон самосохранения тре­бовал от правящей элиты внести коррективы в эту систе­му, чтобы отвести от себя угрозу очередных кадровых чис­ток. Другим вопросом, требующим реформирования систе­мы карательных органов, был вопрос о системе ГУЛАГ, сохранение которой являлось экономически неэффективной, создавая также и угрозу политической стабильности (смерть Сталина привела к массовым восстаниям заключенных).

После смерти Сталина наиболее реальным претенден­том на власть оказался Л.П. Берия, в подчинении которо­го была вся система карательных органов — МВД и МГБ. Берия, одним из первых в руководстве страны, осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений командно-административной системы, предложив радикаль­ную программу перемен.

Прежде всего, Л.П. Берия выступил против пропаган­ды культа личности Сталина на страницах печати. В мар­те 1953 года по его инициативе был издан указ об амнис­тии, в апреле — прекращено «дело врачей». Он же пытался повлиять на развитие хозяйственного механизма. В своих выступлениях в президиуме ЦК КПСС Берия поставил под сомнение эффективность колхозного производства, призвав отказаться от практики колхозного строительства в стра­нах народной демократии. В области внешней политики Л. Берия являлся сторонником объединения ГДР и ФРГ, создания на их основе нейтрального демократического гер­манского государства, считал необходимым нормализовать отношения с Югославией. Имели место и попытки установ­ления контактов с приверженцами идеи «демократического социализма» на Западе. Все это было поставлено Берия в вину и дало основания для обвинения его в шпионской деятельности в интересах «мирового капитализма».

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берия, имеющего диктаторские амбиции, остальные руководители объединились и выступили против него, используя поддер-

жку армии. Берия был осужден и расстрелян. Устранение главы политической полиции сделало возможным ее реор­ганизацию, имеющую целью ослабить роль карательных институтов в системе государственной власти. В частности были устранены «тройки» — органы внесудебного рассмот­рения политических дел. У МВД также отобрали систему управления лагерями, передав его министерству юстиции. Политическая полиция была преобразована в самостоятель­ную организацию, получившую название Комитета государ­ственной безопасности (КГБ). Очень широкие права за ее деятельностью были предоставлены прокуратуре. Вслед за Берией арестам подверглись и другие организаторы после­военных репрессий (например, бывший глава МГБ Абаку­мов). Некоторые политические заключенные, в основном бывшие военнопленные, были амнистированы.

Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Наиболее реальными пре­тендентами оставались председатель Совета министров Г.М. Маленков и один из ближайших соратников Сталина Н.С. Хрущев, ставший в сентябре 1953 года первым сек­ретарем ЦК КПСС. Позиции Маленкова были ослаблены вследствие падения Берия, с которым он был связан как один из организаторов послевоенных репрессий (в частно­сти «ленинградского дела»), Хрущев, напротив, сумел ук­репить свои позиции: контролируя партийный аппарат, он начинает расставлять своих сторонников на всех веду­щих постах в партийных органах. В начале 1955 года Маленкова сняли с поста председателя Совета министров, возложив на него политическую ответственность за отста­вание сельского хозяйства.

Внутриполитическое развитие СССР в 1955—1959 гг. Эпоха Хрущева.После отстранения Маленкова с поста председателя Совмина, во главе государства фактически становится Хрущев, занявший в 1957 году эту долж­ность. С именем Хрущева связывается политика, полу­чившая название «оттепели», затронувшая обществен­но-политическую жизнь страны. Безусловно, «звездным часом» Хрущева стал XX съезд партии, на котором он выступил с,разоблачением культа личности, сталинских репрессий. Вслед за этим из тюрем и лагерей были воз­вращены сотни тысяч людей, арестованных по полити-

ческим мотивам. Предпринимаются некоторые шаги, ко­торые могут быть обозначены как меры по демократиза­ции политической системы: расширяются права Советов всех уровней в решении хозяйственных и социальных проблем. Увеличился объем полномочий общественных организаций, в частности профсоюзов.

Главным направлением политических преобразований хрущевского рукозодства являлось расширение самосто­ятельности местных государственных и экономических структур. Будучи глубоко уверенным в правильности и эффективности политической и экономической системы, Хрущев все проблемы и трудности хозяйственного разви­тия объяснял недостатком управления — сверхцентрали­зацией и бюрократизацией. Он считал, что существую­щий порядок согласования решений и ограниченные пол­номочия местных органов власти не отвечают потребнос­тям страны, тормозят ее социально-экономическое раз­витие. Еще в 1954 году по инициативе Хрущева произво­дится упрощение структуры министерств и сокращение численности аппарата государственных служащих. В пос­ледующие два года было упразднено около десяти тысяч главков, трестов и прочих организаций. Весной 1955 г. принимаются меры по расширению прав союзных рес­публик в финансово-экономической сфере.

Так были созданы предпосылки для осуществления глав­ной реорганизации хрущевского руководства — перестрой­ки системы управления народным хозяйством по террито­риальному принципу и создание совнархозов. Хрущев по­лагал, что данная реорганизация ограничит всевластие министерств и ведомств, будет способствовать развитию инициативы на местах. Согласно закону от 10 мая 1957 года промышленные министерства были заменены сотней совнархозов, управляющих предприятиями на региональ­ном уровне. Реформа в целом принесла мало положитель­ных результатов. Конечно, она облегчила развитие некото­рых отраслей местной промышленности, финансировавших­ся по остаточному принципу ранее, когда руководство осу­ществлялось из центра, но затруднило функционирование ряда секторов крупной промышленности. Главным резуль­татом реформы стало возбуждение недовольства десятков тысяч чиновников, вынужденных отправиться из столицы в регионы.

1960—1964 годы. Кризис политики Хрущева, нараста­ние недовольства партийного аппарата его реформами. Отставка Хрущева.Бесконечные нововведения Хрущева постепенно вызывали все растущее недовольство партийного аппарата. Понижению авторитета Хрущева способствовали сложности в экономическом развитии, обозначившиеся в начале 60-х годов. Ухудшилась ситуация в главном «дети­ще» вождя - сельском хозяйстве. Провальным в аграрном производстве оказался 1960 год. Сократился урожай зерна и других сельскохозяйственных культур, уменьшилось про­изводство мяса. Правительство было вынуждено повысить цены на продукты, что вызвало массу недовольства (в Ново­черкасске, например, произошел настоящий бунт, сопро­вождавшийся жертвами среди мирных граждан).

Пытаясь как-то отрегулировать ситуацию в стране, удер­жать растущий спад производства, Хрущев предпринимает ряд организационных мер: он лично выезжает в деревню, пытаясь наладить на месте управление сельским хозяйством, обрушивается на «спекулянтов». Способ решения экономи­ческих проблем Хрущев видит в очередной перестройке си­стемы управления — партийно-хозяйственного аппарата. Еще в 1961 году принимается новый устав партии, в котором подчеркивалась необходимость периодического обновления партийных кадров всех уровней — от сельских партячеек до ЦК. На каждых выборах замене подлежало определен­ное количество членов выборных органов, кроме того, до­полнительное правило запрещало избираться в одни и те же инстанции более определенного числа раз. Хрущев, бу­дучи непритязательным в быту человеком, начинает требо­вать чуть ли не аскетизма от своих приближенных. Он стал закрывать спецраспределители и переводить аппарат­чиков на обслуживание через обычную торговую сеть. В начале 60-х годов был резко сокращен перечень лиц, име­ющих право на пользование персональными государствен­ными автомобилями. Весной 1962 года Хрущев начал пе­рестройку административно-хозяйственного управления в сельских районах. Не закончив ее, он сразу взялся за ко­ренную реорганизацию партийного руководства по произ­водственному принципу. Областные и районные комитеты партии были разделены на промышленные и сельские, что

лишь привело к резкому увеличению численности функци­онеров. Затем, с осени 1962 года, началось укрупнение со­внархозов. Но все эти попытки административно-силового решения экономических проблем окончились крахом.

Действия Хрущева привели к дезорганизации эконо­мики и политической жизни. Организационные реформы Хрущева окончательно настроили против него номенкла­туру. В условиях безраздельного господства партийного аппарата, Хрущев фактически становится его заложни­ком. Аппарат стал сплачиваться для отпора вождю, что в итоге закончилось отставкой. 14 октября 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех госу­дарственных и партийных постов и отправлен на пенсию.

Причины провала хрущевских реформ. Вчем зак­лючаются причины неудач реформ Хрущева? Прежде все­го, необходимо отметить, что целью реформ ставилось лишь усовершенствование политической системы, а не ее коренное изменение. Ни вожди, ни общество не были го­товы к радикальным переменам. Руководители сталинс­кой плеяды (в том числе и Хрущев) не мыслили обще­ства вне командно-административной системы. Свою за­дачу они видели лишь в том, чтобы заменить неэффек­тивные, по их мнению, не оправдавшие себя компоненты и механизмы системы. Общество не мыслилось без жест­кого планирования и руководящей роли партийных ко­митетов во всех сферах жизни общества. Пути совершен­ствования системы определялись без должного представ­ления, за что следует браться в первую очередь, как и вкаких границах проводить преобразования (отсюда и тот «лихорадочный» характер, с которым проводились хру­щевские реформы). Хрущев исчерпал все организацион­ные варианты поиска путей эффективного развития со­циализма. Проводившиеся реформы не выходили за рам­ки командно-административной системы. Люди, прово­дившие преобразования, были людьми прошлого. Кри­зис реформаторской политики привел к возникновению консервативных тенденций в политическом руководстве. В результате произошел откат назад, выразившийся в восстановлении некоторых элементов тоталитаризма.

6.2.3. Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964гг.

Состояние экономики в послевоенный период.Эконо­мическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к мо­дели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ус­корение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхо­зам продуктообменом, снижая розничные цены, что обре­кало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение по­добной политики начало приводить к экономическим по­трясениям, резко ухудшившим, в 1951 — 1953 гг. все хо­зяйственные показатели. Перемены в руководстве стра­ной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества.

Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хру­щева.Новый курс во внутренней политике СССР был про­возглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впер­вые поставил вопрос оповороте экономики лицом кчело­веку, о подъеме производства продовольствия ипредметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два-три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными ипромышленными товарами. В об­ласти сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсифи­кацию производства) и включение фактора личной заин­тересованности колхозников. Для этого, по мнению Ма­ленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждо-

го колхозного двора и полностью снять оставшуюся недо­имку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Ре­организации подлежала и сфера торговли.

При казалось бы едином политическом курсе партий­но-государственного руководства, позиция Первого секре­таря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического за­мысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, зна­чительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных пло­щадей за счет целинных и залежных земель (что означа­ло, по сути, продолжение экстенсивного развития сельс­кого хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пле­нуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сель­ского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой про­мышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии — и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его кон­цепции экономического развития СССР.

Научно-технический прогресс и реформы. Всистеме экономических преобразований было отведено значитель­ное, но явно недостаточное место научно-техническому про­грессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необхо­димости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки итехники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по но­вой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования.

Своеобразным символом научно-технического прогрес­са СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запу­щен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г.Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.

Перестройка управления экономикой. Вкачестве глав­ного направления реформ, предпринятых руководством

Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного ме­ханизма, системы управления экономикой. Хрущев пола­гал, что одним из главных факторов, сдерживающих эко­номическое развитие страны, является неоправданно боль­шее количество чиновников: при общей численности рабо­чих и слулсащих в 1954 г. — 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат..

Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954г. было принято специальное постановление, резуль­татом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб.

В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, ис­ходившая из сочетания централизованного государствен­ного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в про­должение курса на децентрализацию управления ряд со­юзных министерств был преобразован в союзно-респуб­ликанские. Тогда же в ведение республик передается уп­равление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продол­жена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых ми­нистерств и создании территориальных органов управле­ния — советов народного хозяйства. Авторам этих реше­ний казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального исполь­зования ресурсов, имеющихся на местах.

Состояние промышленности, социальной сферы.Не­смотря на то, что правительство Хрущева увеличило фи­нансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на про­изводство средств производства (предприятия группы «А»), которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства.

Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пище­вая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако иих рост был двухкрат­ным. В целом среднегодовые темпы промышленного про­изводства превышали 10%. Столь высокие темпы позво-

ляют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. пост­роения в СССР индустриального общества.

Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные по­зитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служа­щих (за 1961—1965 гг. — на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здра­воохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в ско­ром построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по произ­водству промышленной и сельскохозяйственной продук­ции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «ны­нешнее поколение советских людей будет жить при ком­мунизме» уже к началу 80-х гг.

Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущев­ских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством су­ществовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономи­ке, субъективизм и волюнтаризм руководства, значитель­ное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.

Вновь нарушается принцип материальной заинтересо­ванности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения кре­стьянами подсобных хозяйств, что породило острую не­хватку продовольствия в 1962—1964 гг.. В промышлен­ном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования но­ваторов производства.

К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых куль­тур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем

расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении це­линных земель в 1962—1963 гг., связанным как с неблагоп­риятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.

Кризисные явления в развитии сельского хозяйства приве­ли к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за гра­ницей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огром­ные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьез­ными стали события 1 — 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвину­ты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса.

С целью снижения напряженности правительство при­няло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отмени­ло введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%.

Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улуч­шения материального положения населения.

Подводя итоги параграфу, можно заключить, что ре­зультаты преобразований были достаточно противоречи­выми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось матери­альное положение населения, с другой стороны, уже в на­чале 60-х годов наметились кризисные явления в соци­ально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до на­стоящего времени продолжаются споры относительно оце­нок характера и итогов хрущевских реформ.

Оценка экономических реформ.Несмотря на некото­рые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашед­шая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее разви­тых капиталистических стран Запада продолжало оставать­ся значительным. Построение в СССР индустриального об­щества современного типа требовало замены не только пре­жнего хозяйственного механизма, но и устаревшей поли­тической системы. Сломав репрессивную систему, рефор­мы не тронули ее основу — систему административно-ко­мандную. Поэтому уже через пять-шёсть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как са­мих реформаторов, так имощным административно-уп­равленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР по­стиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

80. Внешнеполитическая деятельность Хрущева была непоследовательной и противо­речивой. Началась она с попыток ослабить международную напряженность: благодаря усилиям СССР была прекращена война в Корее; удалось восстановить дипломатические отношения с Югославией и ФРГ; были выведены войска из Австрии; проведено сокраще­ние численности Советской Армии, приподнялся "железный занавес", налаживались ин­формационный обмен и сближение с Западом. В 1955 г. произошла встреча глав прави­тельств СССР, Англии, Франции и США по нормализации отношений в Европе. Хрущев дважды побывал в США.

И все же главная цель внешней политики состояла во всемерном укреплении и увеличении военной мощи и влияния социалистического лагеря. В мае 1955 г. 8 социали­стических стран подписывают оборонительный Варшавский договор (ОВД).

Однако после XX съезда мировое коммунистическое движение переживает кризис: происходят волнения в Польше, антисоветское восстание в Венгрии (1956), названное "кровавой венгерской драмой", разрыв отношений с Китаем, Албанией. Все это угрожало единству социалистической системы.

СССР поддерживал Египет против вооруженной агрессии Запада, предпринятой в ответ на национализацию Суэцкого канала (1956 г.). Вновь обострился берлинский во­прос, на границе Западного и Восточного Берлина по инициативе СССР была сооружена железобетонная стена, ставшая символом раскола Европы (1961 г.).

Усиливалось советско-американское противостояние, пиком которого стал Карибский ("ракетный") кризис (октябрь 1962 г.), когда США потребовали удалить с территории Кубы 42 советские ракеты средней дальности, установив военно-морскую блокаду "острова свободы". Мир висел на волоске от новой мировой войны. В этих сложных условиях Кеннеди и Хрущеву хватило государственной мудрости, сдержанности и ответственности, чтобы найти компро­миссное решение и не допустить этого. В Москве подписывается договор о запрете испытаний ядерного оружия в трех средах (кроме подземных) между СССР, США и Англией (1963 г.). В 1964 г. СССР заявил о готовности осуществить ряд мер по ослаблению гонки вооружений. В целом же амплитуду внешнеполитического курса СССР определяли: концепция неизбежности идеологической борьбы, стремление к победе социализма во всемирном масштабе, установка на ядерное противостояние с США.

Однако неудачи и ошибки Хрущева во внутренней и внешней политике все более накапливались, ситуацию накаляли его субъективизм и волюнтаризм в подходе к реше­нию многих вопросов, бесконечные малоэффективные административные экспромты и кадровая чехарда. Все это вызывало недовольство и раздражение правящей партийно-советской бюрократии, разочарование и усталость большинства населения.

Смирившись с необходимостью официального чествования и награждения Хруще­ва в связи с его 70-летием (апрель 1964 г.), политическая и военная элита вскоре органи­зовала против Хрущева "тихий", верхушечный заговор, и в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК избавилась от беспокойного лидера - заставила его уйти в отставку на "законных" ос­нованиях - в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Хрущев стал "персональным пенсионером союзного значения".

Н. С. Хрущев был коммунистическим реформатором - романтиком, идеалистом, "сталинистом, который взорвал сталинизм", последним в России искренним популистом у власти - по существу, а не по политическому расчету.

Государственную деятельность этого политика определили: недостаточный куль­турный и образовательный уровень, безапелляционность суждений, стремление форсиро­вать события, найти простые решения сложных вопросов, импульсивность и убежден­ность в пригодности любых средств для достижения великой цели.

Преобразования этого периода явились первой попыткой реформирования советского общества. Но, проводившиеся по инициативе сверху, они были непоследовательны и противо­речивы и не принесли ожидаемого эффекта, поскольку представляли собой различные комби­нации одних и тех же компонентов действующего управленческого механизма.

Начавшаяся же десталинизация не означала ликвидации административно-командной системы, поскольку общество в целом еще не было к этому готово. В резуль­тате - созданный при Сталине тоталитарный режим лишь дал трещину, но продолжал свое существование.

81. внешняя политика и международное положение СССР в конце 1960 начале 1980 гг

"Разрядка" международной напряженности. Конец 60-х - начало 70-х гг. стало временем разрядки международной напряженности, закрепленной рядом важнейших договоров:

о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях;

о нераспространении ядерного оружия (1968 г.);

о морском дне, запретившим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов, а также конвенций о бактериологическом оружии (1971 г.);

о четырехстороннем соглашении по Западному Берлину (1971 г.);

договор ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договор ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности.

Кроме того, решение мирной конференции по Вьетнаму (1978 г.) ликвидировало очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания (Декларация принципов взаимоотношений и сотрудничества стран) был призван сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты. Государства обязалась соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

СССР и страны Запада. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала советское руководство прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советском Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Документ запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блоком. В марте 1970 г. договор вступил в силу.

Происходили сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В 1966 г. в ходе визита президента Франции Ш. де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между СССР и Федеративной Республикой Германией (ФРГ). Развивались торговые отношения с Италией и другими странами Запада.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Так, важную роль в развитии международных отношений сыграл договор между СССР и США, известный как договор ОСВ-1.

Но процесс "разрядки" оказался недолговечным. Принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и т.д.) не позволили обеим сторонам продолжить процесс "разрядки". Вскоре в ведущих странах мира началась новая фаза гонки разоружения.

СССР и социалистические страны. Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал топливо, электроэнергию, руды, металлы, импортировал машины, оборудование, транспортные средства.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение.

Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран-членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по строительству каучука в Румынии.

Но стремление СССР распространить на страны ОВД советскую модель развития вызывала недовольство в станах Восточной Европы. В 1968 г. между СССР и странами Восточной Европы возник конфликт. Чехославацкие коммунисты предприняли попытку "обновления социализма" путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран ОВД в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании.

Стали осложняться отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого четко не была определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После конфликта на острове Даманском были предприняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа, была увеличена численность советских войск в Монголии.

СССР и развивающиеся страны. В 70-е гг. произошел крах колониальной системы, и на ее обломках возникли десятки новых развивающихся стран. Эти страны были объектом борьбы СССР и США.

Авторитет социализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Некоторые страны втянулись в длительную гражданскую войну, и нашей стране пришлось поставлять оружие и помогать военными специалистами.

Борьба арабских стран с Израилем пользовалась поддержкой СССР, а США поддерживали традиционно Израиль. Самой жгучей проблемой этих отношений являлась палестинская. Советский Союз всегда поддерживал право палестинцев на национальную государственность.

Международный кризис конца 70-х гг. К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане в результате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбой оказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Таким образом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткой конфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к "разрядке" международной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире с конца 70-х - начала 80-х гг.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Общество накануне "перестройки". Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызвали озабоченность руководства страны.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличенные во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако эти меры не привели к ощутимым результатам.

После смерти Ю.В. Андропова (февраль 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких-либо реформ.

82. попытка экономических реформ в СССР середины 60-х гг. 20 века

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству: установить твердый план закупок на 6 лет (1965 – 1970 гг.) повысить закупочные цены, ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию, увеличить капиталовложения в деревню, сократить налоги. Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства. Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующем: переход к отраслевому управлению, перевод предприятий на хозрасчет, сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9), создание поощрительных фондов на предприятиях. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.) объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»). Сельхозпроизводство выросло на 20%.

К началу 1970-х годов реформа перестала действовать. Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

83. общественно-политическое развитие СССР и внутренняя политика советского руководства в 1964-1985 гг.

Смена политического руководства. Период 1964-1985 гг. вошел в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя".

Первым секретарем ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарем стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин.

Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны еще тяготело к реформам.

Экономическая реформа 1965 г. Еще в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовали падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. К середине 60-х гг. необходимость экономической реформы стала очевидной. Тогда же крупными учеными-экономистами началось обсуждение экономической реформы. Спланировал экономическую реформу, активно способствовал проведению ее в жизнь Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин.

В 1965 г. сентябрьский Пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Вводились изменения в систему управления производством. Совнархозы - децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне - ликвидировались и восстанавливались министерства - отраслевое управление производством. Основные принципы советской экономики остались прежними: всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль за основными показателями развития. Суть реформы заключалась в том, что предприятия частично переходили на хозрасчет: отныне в распоряжении предприятий оставалась прибыль, получаемая от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

Таким образом, реформа повышала роль экономических методов управления. Предложенную реформу А.Н. Косыгин предлагал рассматривать как начало процесса дальнейших реформ.

Развитие промышленности. ХХIII съезд КПСС (март 1966 г.) провозгласил переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством.

Только в 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия. Переход предприятий на условия хозрасчета осуществился к концу восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.). Начало брежневского правления оказалось успешным для советской экономики. За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупных промышленных предприятий. Объем промышленного производства увеличился на 50%. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика - на 54%, машиностроение - на 74%, приборостроение - в 2,3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль - на 78%. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и добыча газа в стране резко возросла. Были построены самая крупная в мире Красноярская ГЭС и Славянская ГРЭС. На европейской территории страны было завершено создание единой энергосистемы, управляемой из единого центра. Были также построены Западно-Сибирский металлургический комбинат, Карагандинский комбинат. При участии итальянской фирмы "Фиат" за 3,5 года (к 1967 г.) был построен Волжский автомобильный завод в г. Тольятти, который стал выпускать народный автомобиль "жигули" 660 тыс. легковых автомобилей в год. Продолжалось создание единого народнохозяйственного комплекса страны. С этой целью развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджане основное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. Сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбульский комплексы. С их помощью предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В результате появились диспропорции в развитии республик. В наиболее промышленно развитых республиках появились сепаратистские тенденции. Они активизировались в 80-е гг.

В результате за годы восьмой пятилетки был создан мощный промышленный потенциал.

С начала 70-х гг. темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 гг. показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом (НТП). Западные страны осуществляли продвижение в таких сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства. В нашей стране при разработке научно-технической политики не были учтены все тенденции научно-технической революции. Основное внимание было обращено на автоматизацию производственных процессов, т.к. считалось, она содержит в себе возможность преобразования материального производства, управления и повышения производительности труда.

Экономика 70-х и первой половины 80-х гг. развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:

погоней за увеличением объемов. В 70-е гг. удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;

экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;

экономика страны была монополизированной, т.е. в ней не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);

наличие гигантомании, т.е. строительство огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых;

сверхцентрализацией экономики.

В стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Так, в 1971 г. в промышленности действовала 89 481 механизированная поточная линия, в 1985 - 161 601; соответственно автоматических линий - 10 917 в 1971 и 34 278 в 1985.

Ресурсы страны все больше истощались. Небольшую часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы.

В 70-е гг. активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономики покупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности она составляла 4-6 долл., в других отраслях гораздо ниже).

На рубеже 70-80-х гг. начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники достигло 60% всей выпускаемой продукции. В период 10-й пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Кроме того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство с послевоенных времен находилось в глубоком провале. Руководство решило предпринять срочные меры по поднятию сельского хозяйства.

На мартовском Пленуме ЦК КПСС (1965 г.) была принята программа ускоренного развития сельского хозяйства. Устанавливался твердый и неизменный план закупок зерна. На зерновые культуры, на продукцию животноводства были повышены закупочные цены. Наряду с плановым было предусмотрено сверхплановое, свободное приобретение продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметь излишки товарного хлеба. В целях поощрения продажи колхозами и совхозами продукции сверх плана была установлена надбавка в размере 50% к основной закупочной цене. Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплению материально-технической базы сельского хозяйства: предполагалось увеличить выпуск сельскохозяйственной техники, повысить ее качество, надежность и долговечность; разрабатывались программы электрификации, химизации аграрного производства, орошения и мелиорации полей. Резко увеличились капиталовложения в сельское хозяйство.

В 70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организации транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был создан Государственный агропромышленный комитет, на местах - районные агропромышленные объединения.

Тем не менее, объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В годы 9-й пятилетки (1971-1975 гг.) он составил 13% совокупного общественного продукта, а в годы 10-й пятилетки (1975-1980 гг.) - 6%.

Развитие народного образования. Большие успехи были достигнуты в области образования. С 1966-1967 учебного года в стране начинается переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией педагогических наук. Новые программы характеризовали: учет последних достижений науки и техники, преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса, освобождение программ от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоления перегрузки учащихся. Для углубленного изучения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с 7-о класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущих ученых страны и опытных учителей.

В результате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение 10 лет (к середине 70-х гг.), - ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объеме средней школы предоставили молодежи средние ПТУ и техникумы. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодежи с последующим поступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения.

По сравнению с предшествующим периодом в 70-80-е гг. удалось добиться высоких темпов роста образовательного уровня населения. Относительно 1959 г. удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, а приобретших полное среднее - в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количество людей с неполным средним образованием.

Развитие науки. Большое внимание уделялось развитию науки. На ее развитие выделялись все большие ассигнования. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны. На основании этих и ранее сделанных снимков были впервые составлены полная карта и глобус Луны. Выдающимся достижением советской науки явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. В Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова были сделаны открытия мирового уровня: пущена ядерная установка, с помощью которой осуществлялось преобразование тепловой энергии ядерного реактора в электрическую. Ученые этого Института под руководством академика Л.А. Арцимовича заняли ведущее место в изучении свойств плазмы. Выдающиеся открытия были сделаны в области квантовой физики. Советские физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров стали лауреатами Нобелевской премии. Деятельность Академии наук СССР была сосредоточена на разработке наиболее перспективных направлений в области естественных и гуманитарных наук, способствующих развитию науки и культуры. Большое внимание уделялось деятельности академий наук союзных республик. Для поощрения советских ученых за развитие советской науки в 1967 г. были учреждены Государственные премии.

Социальная политика. В правительственных документах определялась цель социалистического строительства: "Все во имя человека и для его блага!". Общество было переориентировано на решение проблем потребления. В течение 8-й пятилетки реальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная плата рабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 руб. Главным достижением социальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищное строительство. 55 млн. человек получили бесплатное или по льготным кредитам жилье. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней.

Конституция СССР 1977 г. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию. В новой Конституции отмечалось, что в "СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа..., в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ".

Политической основой государства оставались Советы. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие советы составляли единую систему органов государственной власти. Составные элементы политической системы - КПСС, советы, профсоюзы, комсомол, общественные организации. Ядром политической системы общества "развитого социализма" была КПСС. Статья шестая Конституции закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы советского общества.

Нарастание застойных явлений в экономике и социально-политической сфере. С середины 70-х гг. наблюдается появление застойных явлений в экономике. С 1970 по 1984 г. страна получила 174 млрд. долл. Аппарат смог наладить только распределение потока получаемых из-за границы средств и товаров. Дефицит товаров и услуг дополнялся угрозой дефицита продовольствия.

Причины замедления социального развития до сих пор не исследованы должным образом. Но одной из них является неэффективность политического руководства страны, его неспособность ответить на вызов времени.

Костяк политического руководства того времени составили аппаратчики "третьего поколения". Они выросли в недрах сталинской кадровой политики. Но в отличие от "сталинских кадров" (В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев и др.) среди них, за редким исключением (А.А. Громыко, Ю.В. Андропов), не было ярких личностей, они были лишены дара стратегического предвидения, способности ставить большие цели и принимать ответственность на себя. Когда в конце 80-х гг. общество оказалось в кризисе и настала пора ответить на зов времени, принять адекватные меры, они оказались не готовы к этому.

Значение первого лица в политическом руководстве страны по-прежнему было огромно. В 1964 г. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. На ХХIII съезде КПСС (1966 г.) он был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1977 г. он занимает пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Вначале Л.И. Брежнев рассматривался своими соратниками как фигура переходная, но очень скоро он стал устраивать всех. При И.В. Сталине политическая элита жила под постоянным страхом ареста, при нескончаемых хрущевских реорганизациях партийно-государственного аппарата она также чувствовала себя неспокойно. Когда не стало сильного И.В. Сталина, динамичного Н.С. Хрущева, политическая элита захотела оградить себя от различных перетряхиваний и кадровых перестановок.

Л.И. Брежнев был не склонен к реформам, его главными достоинствами были отсутствие злобы и жестокости. Политическая элита хотела спокойного пользования теми благами, которые давала ей власть.

Экономическая реформа А.Н. Косыгина требовала энергии партийно-государственного руководства, самопожертвования, повышенного внимания, кадровых перестановок. Политическая элита не хотела какой-либо угрозы своему положению. Ее интересы пришли в противоречие с требованиями времени.

Движение диссидентов. Наиболее видными представителями диссидентства были историк Р.А. Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту тех или иных лиц. Так, в 1966 г. 20 известных деятелей науки и культуры (А.Д. Сахаров, И.Е. Тамм, П.Л. Капица, писатели В.П. Некрасов, К.Г. Паустовский и др.) обратились с письмом к Л.И. Брежневу о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрацию протеста в связи с введением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е гг. усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране ("тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("самиздат"). В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнения хельсинкских соглашений. При материальной поддержке различных кругов на Западе деятельность советских диссидентов получила большой резонанс в мире. Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ Советского государства.

84. особенности развития советской культуры в 1950-1980-е гг. Достижения в науке и технике

Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30—40-х гг.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-»шестидесятники» Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60—70-х гг. стали Б.Ш. Окуждава, А. Галич, В.С. Высоцкий.

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-»шестидесятников»: Д.А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю.Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю.П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В.П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И.А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю.В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К.М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959—1971 гг.)

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А.Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н.С. Хрущева была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А.А. Вознесенского, Д.А. Гранина, В.Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни — роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя — Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, — писал Пастернак в письме к В.Т. Шаламову, — исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Б.Л. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б.Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя — 30 мая 1960 г. его не стало.

В 50-е гг. возник «самиздат» — так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы — время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д.Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В.Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.), Г.М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.) реальность предстает без обычной в 40—50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э.И. Неизвестный).

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963—1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О.Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю.П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В.С. Высоцкий).

В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М.К. Калатозов (по пьесе В.С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г.Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М.М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г.Н. Данелия 1964 г.).

Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на предприятиях снижала качество получаемых знаний, в то ж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: