Перечень методов социологии

Ученые делят методы социологии на две группы. Первая – это общенаучные, другая – специальные (так же их называют собственные, специфические).
К первой группе относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и другие методы.

Анализ – это расчленение целого предмета на составляющие его части.
Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в одно целое.
Индукция – это познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией подразумевается наоборот движение мысли от общих утверждений к менее общим.
Само слово «индукция» произошло от латинского слова «индукцио» — наведение. В ином понятии слово дедукция от латинского «дедукцио» — выведение.
Ко второй группе:

· опрос, в виде анкетирования и интервью,

· социометрический опрос,

· эксперимент, наблюдение,

· контент-анализ,

· анализ документов.

Рассмотрим более детально каждый метод.

1. Наблюдение – сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Для метода наблюдения характерна систематичность и планомерность. Преимущественная особенность этого метода – это то, что происходит непосредственная связь с объектом.

2. Социальный эксперимент – способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Иное определение – сбор информации путем введения в социальную среду определенного индикатора и наблюдения за показаниями его изменения.

3. Биографический метод в социологии – мультиметодологический подход, направленный на исследование индивидуальной «истории» жизни человека, учитывая его субъективную интерпретацию о своей жизни и социальной реальности. В биографическом исследовании в качестве материалов используют следующие виды данных:

· официальные документы и семейно-исторические артефакты (субъект как предмет, герой рассказа);

· устные жизненно-исторические свидетельства (субъект – рассказчик истории);

· результаты опросов (субъект в качестве интервьюируемого);

· данные наблюдений;

Это предпринимается для надежности и объективности исследования, поскольку всегда есть риск, что информант может перекрутить факты, налгать, приукрасить действительность, забыть или предпринять иные способы, чтобы произвести впечатление.

4) Метод обобщения характеристик – совокупность приемов получения информации об изучаемом лице. Этот метод ретроспективного исследования личности базируется на сборе разных представлений и мнений о конкретном субъекте – что думает о личных качествах подопытного его привычное окружение. В итоге, изучают, анализируют и обобщают субъективные мнения, но в результате получаются достаточно объективные выводы о достоинствах и недостатках конкретного человека.
5) Метод парных сравнений – метод выявления предпочтений, предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах. То есть, составляют экспериментальную группу, для каждого испытуемого подбирают пару, а опрашиваемые выбирают самый предпочтительный для них вариант/ответ/субъект в зависимости от заданного критерия.
Социологи считают, что проще сделать качественное сравнение двух объектов, чем выражать свои предпочтения с помощью анкет, опросов и применения балльной или ранговой шкалы.
6) Метод идеальных типов – этим инструментом пользовался в социологических исследованиях М. Вебер, он его и разработал. Согласно теории Вебера идеальный тип – это нечто утопии, что-то такое, «каким оно должно быть в идеале». Исходя из этих принципов, была создана теория о социологических классах. Был задан идеальный портрет типичного представителя класса, и надо ему соответсвовать.
Поэтому в рамках метода идеальных типов не существует гипотез, требующих эмпирической проверки, следовательно, отсутствуют результаты исследовательского процесса Метод идеального типа – это условие для проведения исследования конкретного исторического или социального феномена.

7) Метод опроса.

Данный метод характеризируется накоплением информации до 90%. Опрос – метод сбора информации об объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога и респондента с помощью регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на два вида: интервью и анкетный опрос.

· Интервью – метод сбора информации в реальном режиме.

· Анкетирование – сбор количественных данных.

8) Одним из интересных методов выделяют фокусированное групповое интервью или как еще называют фокус-группа. По данной методике ограничивается количество лиц и предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы.
В социологии нет идеального метода, с помощью которого можно предоставить достоверную информация для 100 % результата, только с помощью всех методов их можно достичь. Каждый метод своеобразен и предоставляет полезную информацию для изучения.

При изучении социальных процессов социология опирается на ряд принципов:
- Принцип идеологической нейтральности, беспристрастности исследователя, независимости результатов исследования от его социальной позиции;
- Принцип объективности, требующий изучения всех объективных закономерностей, которыми определяются процессы (положительные и отрицательные), опирающейся на доказательность и научность аргументации;
- Принцип историзма, который предбачае изучения проблем, процессов в их развитии, что позволяет получить уроки из прошлого;
- Принцип системности, который требует изучения отдельных явлений в неразрывной связи с целым. Системный подход исходит из того, что любая система находится в определенной среде и необходимо учитывать ее связи и отношения с окружающей действительностью. Отсюда второе требование системного принципа - учитывать, что каждая система выступает как подсистема другой, более крупной системы. А это, в свою очередь, предполагает выяснение иерархии элементов системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга;
- Принцип верификации, то есть установление истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки;
- Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков.

Особенностью социологии является использование разнообразного эмпирического материала. При изучении общественного сознания, общественного мнения, различных социальных общностей используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: