Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в терминологии И. Канта – «вещь в себе»). Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности.
Цель и результат познания – знания. Знания – это осмысленная информация.
Успешность познания во многом зависит от средств познания. Средства познания – это познавательные способности, данные человеку от природы (интеллект, талант, интуиция, воображение и т.п.), а также технические средства, созданные человеком (приборы, инструменты и т.п.).
Процесс познания зависит от социокультурных факторов, то есть общество и эпоха влияют на выбор объектов и методов познания. Например, достаточное количество рабов делало ненужным в эпоху античности научное развитие техники, кроме военной. В средневековье на познание решающим образом влияла религия, препятствуя развитию науки и техники. Буржуазное общество, напротив, дало мощный стимул их развитию.
|
|
Существуют различные виды познания:
Обыденное (изучает только явления, не проникает в суть; использует язык обыденной речи; не использует специальных методов и приборов; не выходит за рамки обыденного опыта; соответствует здравому смыслу; субъект – все люди; передается устно; не систематизировано и не специализировано)
Художественное (осуществляется в форме художественных образов; в центре человек, его духовный мир; воздействие художественных образов на эмоции и чувства человека; важно авторство)
Научное (Рационализированное, логически непротиворечивое, выраженное в общих понятиях; аргументированное; применяются методы и приборы; проникает в сущность объекта, открывает законы; язык научного познания не совпадает с языком обыденной речи; результаты могут противоречить здравому смыслу; стремится к объективности)
Концептуальное ( мифологическое, религиозное, философское)
Уровни познания:
Чувственное познание
Рациональное познание
Формы познания:
Формы чувственного познания:
Ощущение - отражение в мозгу человека отдельных свойств предметов при помощи органов чувств при непосредственном контакте с объектом (обоняние, зрение, вкус, звук и т.д.)
Восприятие – совокупность свойств при непосредственном контакте с предметом..
Представление – целостный образ вне контакта с объектом.
Формы рационального познания:
Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие существенные свойства, относящиеся к определенному классу предметов (выражается в слове).
Суждение – форма мысли, в которой отражается связь с понятиями и выражается в предложении.
Умозаключение – форма мысли, в которой идея выводится на основе предыдущих идей.