Система диалектики как учения о развитии включает три элемента.
Диалектика как методология учения о развитии. Диалектики формирует познавательный инструментарий для исследователя. Диалектика является полной противоположностью метафизики, изучающей природу как нечто неподвижное и застывшее. Диалектика как методология формулирует наиболее общие исследовательские позиции, сам его подход к онтологии бытия природы. В этом смысле диалектика является методом познания и можно употреблять понятие диалектический метод познания. Диалектика воплощает в себе саму идею развития, движения вперед по пути познания.
Диалектическая логика, исследующая развитие бытие природы и ее высшего первоначала. Диалектическая логика исследует несоциальные процессы в природе, исходя из того, что Бог создав этот мир, наблюдает за ним. Диалектическая логика оперирует понятиями законов в отличие от диалектической социальной логики, в которой употребляются понятие закономерностей.
Диалектическая социальная логика является самостоятельной дисциплиной. Диалектическая социальная логика является социально-философской наукой, изучающей процессы развития общества через разрешение конфликтных противоречий, ведущих к более высокой социальной интеграции. Предметом является механизм, система развития общества через разрешение противоречий, ведущих к более высокой степени социальной интеграции. Представлением человека о данном механизме является социальная концепция, которая носит конкретно-исторический характер, так как создается интеллектуальной элитой в конкретный исторический период и несет на себе отпечаток уровня развития знаний своего времени. Диалектическая социальная логика очень сильно зависит от исторического времени и крайне трудна для создания, означая высокий уровень развития философской мысли в обществе. Объектом являются социальные процессы во всех сферах жизни общества. Принципиальное многообразие социальных объектов очень затрудняет создание диалектической социальной логики.
Основные законы диалектики: Гегель сформировал три всеобщих диалектических закона. Их действие распространяется на природу, общество и человеческое мышление. Закон – это устойчивая, необходимая связь между предметами и явлениями окружающего мира.
1. Закон единства и борьбы противоположений. Этот закон является ядром Диалектики. В его рамках исследуются источники развития материального мира. В нем подчеркивается особая роль противоречия как движущей силы развития. Суть: развитие объективной реальности осуществляется путем раздвоения единого на противоположности и их взаимодействия. В ходе взаимодействия противоположности меняются. В итоге происходит развитие. Верх берет та сторона, которая оказывается больше жизнеспособной и прогрессивной.
2. Закон взаимного перехода. Он раскрывает механизм развития. Диалективизм характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, количества и качества. Каждый предмет есть протеворечивое единство качества (устойчивое в предмете) и количество (неустойчивое в предмете). Это единство сопротивления, но лишь в рамках определенного интервала, который называют в философии мерой. Суть: диалективизм утверждает, что на определенной степени существования предмета наступает скачек как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние количества (вода лед).
3. Закон отрицания. Он раскрывает общую напряженность процесса развития. В этом законе особую роль играет понятие отрицание – преодоление вытеснения старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Без отрицания нет развития. Развитие возможно если конструктивно, то есть сохраняет все ценное из прошлого. Форма процесса развития – спираль.
Эти законы дают общую схему развития мира.