Государство как политико-правовая форма существования общественных отношений

ЛЕКЦИЯ 1

1. Теории происхождения государства.

2. Сущность государства, его признаки и функции.

3. Механизм государства, его органы и их характеристика.

4. Форма государства.

1. С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и пот­ребностей общества.

Теории происхождения государства отличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана че­ловечеству свыше. Религиозные обоснования этого чудесного преобразо­вания рода человеческого содержатся еще в библейских текстах. Теологи­ческая теория настаивает на божественном происхождении не только госу­дарства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в XIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. Из более близких к нам представителей этой теории можно от­метить сторонника королевского абсолютизма во Франции Жозефа де Местра, который отстаивал ее вплоть до середины XIX в. В современном об­ществе политиков, социологов и юристов, поддерживающих подобные взгляды на государство, почти не встречается. Убежденность в божествен­ном происхождении государства (как и всего того, что существует на Зем­ле) есть только у религиозных, искренне верующих людей. С ними можно не соглашаться, но нельзя не уважать их точку зрения.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Со­гласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в госу­дарство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой - отец - становится главой государства. Отличие патриар­хальной теории от теологической в том, что она видела истоки власти монарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патри­арха. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Ми­хайловский. Как бы ни была привлекательна патриархальная теория, но нет ни одного исторического свидетельства подобного пути возникнове­ния государства. Патриархальная семья возникла вместе с государством, поэтому она никак не может быть причиной его возникновения. Хотя, безусловно, образование больших династических семей сыграло важную роль в переходе к новым организационно-управленческим способам жиз­недеятельности общества. Недостаток патриархальной теории в том, что она преувеличивала роль семьи, придавала ей универсальное значение.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, что то же самое, теория общест­венного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А.Н. Ради­щев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспе­чения порядка и организации общественной жизни. Получалось, что го­сударство представляло собой сознательное объединение людей на осно­ве договора между ними, в силу которого они передают часть своей сво­боды и своей власти особым органам управления. Значимость этой тео­рии в том, что в ней процесс возникновения государства впервые ставится в зависимость от проявления воли людей. Но в этом же состоит ее субъ­ективизм, поэтому люди могут захотеть, а могут и не захотеть объеди­ниться. Теория общественного договора не давала ответа на вопрос о причинах, побуждающих людей добровольно объединяться. Кроме того, считается, что эта теория слишком идиллическая. Сомнительно, чтобы большие сообщества людей по своей воле сознательно лишали себя воз­можности самостоятельно решать свою судьбу, отдаваясь во власть еди­ноличного правителя.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилии, со­гласно которой все государства возникли в результате завоевания и пора­бощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными Подобных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими. Но по этой же причине многие государства распада­лись и исчезали, народ-завоеватель как бы растворялся (ассимилировал) в порабощенном. Таким образом, теория насилия не раскрывает сущност­ных причин происхождения государства, так как, хотя завоевания и от­ражались на социально-этнической структуре вновь созданного общест­ва, но это были уже вторичные процессы.

Поиски ответа на вопрос о происхождении государства не были умо­зрительными. Большинство юристов, философов, социологов опирались на данные современной им науки. Так, например, появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные про­цессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс. Соглас­но этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объе­динению людей в государство, которое представляет собой живой орга­низм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои обще­ства - составные части организма. Идея эта не нова. Еще Платон в IV в. до н. э. сравнивал государство с разумным живым существом, а законы государства - с процессами человеческой психики. Однако также как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно напрямую применять биологические законы на развитие человеческого общества. Хотя определенное рацио­нальное зерно в этой теории есть. Например, некоторые современные политологи считают, что органическая теория указывает на важные гео­политические факторы, способствовавшие организации отдельно сущест­вующих групп людей в государство.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государ­ства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории - французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполага­лось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека. Понятно, что все общественные явления решаются на основе психических актов людей, однако абсолю­тизировать их роль нельзя. Кроме того, сама человеческая психика фор­мируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий.

Немецкий социолог К. А. Витгофель в работе "Восточный деспотизм" обосновал так называемую ирригационную теорию происхождения госу­дарства, обосновавшую образование государства необходимостью строи­тельства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т. п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чи­новников, или менеджериально-бюрократического класса, как его назы­вает К. Витгофель. Грандиозные земельные работы диктовали необходи­мость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Даже если абст­рагироваться от ее слабых мест, данная теория может служить объяс­нением причин возникновения государства лишь для наиболее засушли­вых территорий. Поэтому большинство политологов не берут в расчет эту теорию и вместо этого говорят об экологических факторах происхожде­ния государства.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографи­ческий фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории.

Выделяют также психологический фактор, связанный с образом жизни того или иного народа. Так, например, кочевой образ жизни цыган в соче­тании со свободолюбием объясняет отсутствие у них государственных структур. Это обстоятельство можно назвать этнографическим фактором.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не мо­жет претендовать на истину в последней инстанции. Это касается и тео­рии, которая до недавнего времени в официальной советской науке счи­талась единственно верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. В настоящее время ее чаще называ­ют социально-экономической. Справедливости ради следует отметить, что эта теория является наиболее аргументированной и доказательной. Она связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. Параллельно с ними мате­риалистическое понимание истории обосновал американский этнограф и историк Льюис Генри Морган, выделивший в истории первобытного общества три периода - дикость, варварство и цивилизацию. Эту схему использовал и развил Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, част­ной собственности и государства". Согласно данной теории, процесс об­разования государства есть не что иное, как процесс вхождения в циви­лизацию. Главная движущая сила этого процесса - развитие производи­тельных сил. В результате совершенствования орудий труда и способов организации труда происходят крупные общественные разделения труда (земледелие отделяется от скотоводства, ремесло - от земледелия, торгов­ля выделяется в самостоятельную сферу экономики), образуются излиш­ки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственнос­ти и имущественному расслоению общества. Вследствие этого возникает необходимость наличия специальных групп людей, основным -занятием которых является охрана сложившихся отношений. Но главное в том, что появляется возможность содержания подобных групп людей, которые не участвуют в процессе производства материальных благ, а призваны регулировать и защищать интересы общества, олицетворяя собой госу­дарство. Ф. Энгельс отмечает три формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Историко-материалистическая теория происхождения государства включает в себя два подхода. Один из них связывает появление государства с возникновением классов и клас­совой борьбы. Второй исходит из того, что в результате социально-эко­номического развития усложняются структура общества, его производи­тельная и распределительная сферы. Необходимость совершенствования управления общественными процессами приводит к возникновению го­сударства. И один, и другой подход не является неуязвимым для критики. Первый трактует государство как орудие насилия, подавления одного класса другим, а второй пытается представить государство в качестве не­коего судьи, задающего правила игры и контролирующего их выполнение.

Множественность теорий происхождения государства является следстви­ем того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности государства.

2. Сущность государства. Раскрыть сущность государства - значит уяс­нить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политическая организация власти. В первобытном обществе на стадии дикости и вар­варства не было необходимости регулировать общественные отношения с помощью особого аппарата политической власти. Не было и самой поли­тики (так как политика - это сфера деятельности, связанная с отноше­ниями между классами и другими социальными группами), но была ре­альная власть. Это власть авторитета вождя племени. Кроме того, многие вопросы общественного устройства решались на основе принятых в дан­ном племени обычаев, традиций, обрядов и т. д. Иначе говоря, сущест­вовала стихийная система саморегуляции общественной жизни.

Но впоследствии стал происходить процесс слияния родов, образова­ния союзов племен, что привело к смешению обрядов и обычаев. Руши­лась система межличностных отношений. Возникла необходимость раз­работать новые всеобщие регулятивы взаимоотношений между людьми, объединенными в одно общество, но имеющими различные интересы и приоритеты. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета посте­пенно, с жестокой неизбежностью занимала власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Исходя из этого, можно дать одно из определений государства: госу­дарство - это единственно возможная, всеобщая, универсальная политичес­кая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечиваю­щая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

"Единственно возможная" - означает, что пока никто не нашел другой формы существования цивилизованного общества, кроме государства. "Всеобщая" - это значит, что такая политическая организация власти, как государство, присуща всем народам независимо от территории прожива­ния. "Универсальная" - значит, что, сколько бы ни существовало госу­дарств в различные исторические эпохи (или в один и тот же историчес­кий период), ни одно из них никогда абсолютно не повторяло черты дру­гого. Характер государств определялся особенностью их исторического развития и спецификой общественных отношений.

Признаки государства:

1.Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2.Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т. е. государства.

3.Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

4.Обладание суверенитетом (состояние независимости государствен­ной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5.Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполне­ние функций государства.

6.Единая денежная система, единое экономическое и правовое прост­ранство.

7.Существование системы взимания налогов.

8.Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внеш­ние; по продолжительности действия - на постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1) принятие законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) определение общих программ экономического развития, формиро­вание государственного бюджета и контроль за его расходованием (адми­нистративно-хозяйственная функция);

4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и тамо­женной политики (функция финансового контроля);

5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция ох­раны правопорядка);

6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общест­ва (социальная функция);

7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и вос­становление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

3. Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структу­рированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоя­щих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры явля­ются государственные органы.

Государственный орган - это специально созданная организация, имею­щая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему орга­ны государства образуют аппарат государства, который еще называют ме­ханизмом государства.

Механизм государства - это система государственных органов, взаи­мосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных ин­тересов.

Обычно система государственных органов устанавливается конститу­цией государства. По характеру выполняемых задач, государственные ор­ганы подразделяются на три группы:

1) представительные законодательные органы;

2) органы исполнительной власти;

3) органы судебной власти.

Представительным законодательным органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание - двухпалатный парламент (Совет Феде­рации и Государственная Дума). "Парламент" - это общее название госу­дарственного органа, который формируется путем выдвижения и избра­ния народом своих представителей с наделением их властными полномо­чиями для выработки решений по наиболее важным вопросам общест­венной жизни. Он может называться по-разному: в США - это конгресс, в Польше - сейм, в Дании - фолькетинг и т. п. Но суть от этого не меня­ется: он обладает исключительным правом принятия законов, которые общеобязательны для всего населения государства.

Органы исполнительной власти:

а) правительство - высший государственный орган исполнительной власти. Он непосредственно осуществляет управление страной. В Рос­сийской Федерации Правительство состоит из Председателя Правитель­ства, его заместителей и федеральных министров;

б) министерства и ведомства - исполнительные органы государства, которые формируются Правительством, исходя из конкретных задач в отдельных сферах общественной жизни (экономика, социальное строи­тельство, обеспечение безопасности граждан и государства, развитие куль­туры, науки и т. д.).

На все органы исполнительной власти возлагается обязанность орга­низовывать и обеспечивать реализацию принятых законов.

Правоохранительные органы - это органы государства, разрешающие различные имущественные и иные споры, а также контролирующие ис­полнение законов и определяющие меру взыскания (наказания) за неис­полнение законов.

Система судебных органов Российской Федерации:

а) Конституционный Суд Российской Федерации (не имеет звеньев);

б) суды общей юрисдикции (имеют три звена);

в) арбитражные суды (имеют два звена).

Первым звеном судов общей юрисдикции являются городские (рай­онные) народные суды. Вторым звеном судов общей юрисдикции являются областные (краевые) суды, а также верховные суды республик в составе РФ.

Третьим звеном является Верховный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ имеет право осуществлять проверку законности и обоснованности реше­ния нижестоящими судами конкретных дел. Верховный Суд РФ может давать разъяснения по вопросам применения законодательства в судеб­ной практике.

Первым звеном арбитражных судов являются арбитражные суды кра­ев, областей и городов федерального значения, а также высшие арбит­ражные суды республик в составе РФ. Вторым звеном является Высший Арбитражный Суд РФ. Это высший судебный орган по разрешению эко­номических споров, возникающих между предприятиями, организациями по вопросам хозяйственной и производственной деятельности.

Все органы, составляющие механизм (аппарат) государства, должны действовать как единый слаженный организм. Для этого в большинстве государств вводится институт президентства. Президент Российской Феде­рации является главой государства. Он обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года (в ред. от 10 февраля 1996 года)).

Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

От механизма государства следует отличать механизм функционирова­ния государства. Под механизмом функционирования государства пони­мается совокупность внутренних факторов и средств, обеспечивающих действие составных частей аппарата государства (т. е. всех его органов) в их взаимозависимости. Рассмотрение механизма функционирования го­сударства позволяет выявить, что приводит в действие механизм государ­ства, что объединяет органы государства, какие факторы способствуют или, напротив, тормозят реальное выполнение функций тем или иным ор­ганом государства.

4. Форма государства - это совокупность. его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма госу­дарства включает в себя три элемента: форму правления, форму государст­венного устройства, форму государственного (политического) режима.

Форма правления характеризует состав нынешних органов государствен­ной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимо­отношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия - такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсо­лютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистичес­кую), конституционную (парламентарную).

Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но сущест­вует и посей день, например в Саудовской Аравии и Омане. Король Сау­довской Аравии или султан Омана создают при себе, лишь совещательный орган - совет (ашура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.

Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Ев­ропе в XVII в. как выражение определенного компромисса между буржуа­зией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Ев­ропе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иор­дании, Марокко, Княжестве Бутан.

Основные черты дуалистической монархии:

1) власть монарха передается по наследству;

2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Ис­пания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд и др. Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально под­писываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;

5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном це­ремониальную роль (например, в Японии);

7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.

Некоторые политологи и теоретики права считают, что современная фор­ма ограниченной монархии - это парламентарная монархия. Все же следует считать ограниченной монархией сословно-представительную (дуалистичес­кую) монархию. Парламентарную монархию скорее всего можно охарактери­зовать как символическую. В реальной политической жизни парламентарные и конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Республика - форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на оп­ределенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Авст­рия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Фран­ция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латин­ской Америки).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, кото­рые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллек­тивную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парла­ментской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется под­держкой парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства (на­пример, в США).

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламен­та, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент избирается населением и назначает правительство (при­знак президентской республики).

2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (при­знак парламентской республики).

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.

2. Власть президента ничем не ограничена и иском гролируема.

3. Президент без утверждения парламентом назначает членов прави­тельства, Которые ему подотчетны и которых он беч согласования с пар­ламентом может отправить в отставку.

4. Президент без согласования с парламапом может по своей ини­циативе объявить о проведении референдум;).

5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстране­ния президента от должности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: