Глава 1. Общая характеристика политики занятости
- унитарная, проводимая на национальном (общероссийском) рынке труда;- активная по отношению к условиям занятости (рабочим и учебным местам), высвобождаемым работникам и незанятому населению;- пассивная по отношению к открытому рынку труда и движению рабочей силы;- самодостаточная по отношению к социально-трудовой сфере;- финансируемая за счет внебюджетных фондов занятости, формируемых на принципах «социального налога» на занятость и перераспределяемых в соответствии с приоритетами государственной политики занятости;- регулируемая законом о занятости населения РФ как частью социального законодательства, который является законом прямого действия; осуществляемая под контролем службы;- региональная на уровне субъекта РФ, учитывающая особенности локальных рынков труда;- активная по отношению к структурам рынков труда и системе экономической активности населения;- избирательная по отношению к условиям занятости;- интегрированная с социально-трудовыми отношениями;- финансируемая за счет системы социального страхования от безработицы и инвестиционных программ, реализуемых па региональном уровне;- регулируемая основами законодательства РФ о труде и занятости, законами прямого действия, принимаемыми на уровне субъекта Федерации;- осуществляемая на принципах социального партнерства и в пределах компетенции региональных органов труда и занятости;- занятости как части системы органов исполнительной власти РФ;- соответствующая этапу становления цивилизованного рынка труда с системой гарантий при безработице;- соответствующая этапу федерализации социально-экономических отношений и формированию автономных рынков труда в регион.Цели, задачи и виды политики занятости
|
|
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
|
|
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.