Право в системе социального регулирования

ЛЕКЦИЯ 2

1. Понятие социальной нормы.

2. Право, его признаки и функции

3. Нормы права, их структура и виды

4. Понятие и виды форм (источников) права

5. Нормативно – правовые акты, их виды

1. Слово «норма» происходит от латинского «norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимо­отношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в обще­ственном месте, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют правила наиболее рационально­го обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т. е. таких правил, вы­полнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественны­ми (природными) и искусственными объектами. Примерами техни­ческих норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. п.

Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образ­цы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятель­ности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.

Система социальных норм отражает достигнутую общест­вом ступень экономического, социально-политического и духовного развития. В ней находят отражение образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.

Существуют различные классификации со­циальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Первые обычаи начали складываться еще в эпоху родового строя. Их формирование чаще всего было обусловлено конкрет­ной потребностью людей. Например, появление обычая кровной мести было вызвано необходимостью мстить за вред, нанесен­ный роду. Обычаи регулировали наиболее устойчивые обществен­ные отношения, складывавшиеся на протяжении длительного пери­ода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений. В процессе исторического развития общества одни обычаи отми­рали, другие рождались.

Разновидностью обычаев являются традиции - элементы социального и культурного на­следия человечества, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социаль­ных группах в течение длительного времени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории своего народа и государства.

Нормами морали называют правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хо­рошем и плохом. Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии с этими представлениями, они формируются и воспроизводятся в рамках человеческого общежития практически ежедневно. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирова­ние в человеке способности относительно самостоятельно вырабатывать и оценивать свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинст­ва. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в основном осуществляются посредством духовно­го воздействия: через чувство долга, через оценку и самооценку поступков человека. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных мо­ральных норм возможно и осуждение человека со стороны обще­ства.

Нормы этикета представляют собой правила поведения, в которых так или иначе проявляется отношение челове­ка к другим людям. Как правило, нормы этикета призваны показать другому человеку благожелательное, располагающее к нему отношение. Различают речевой этикет, этикет письма, повседнев­ный этикет, деловой этикет, гостевой этикет, воинский этикет и т. д. В современном международном сообществе большую регулятив­ную роль играют нормы дипломатического этикета, представляющие собой правила поведения в международных отношениях, неукосни­тельное соблюдение которых подчеркивает уважение к другой стране. Например, строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа на письмо, ноту или поз­дравление, необходимость присутствия в официальной переписке вступительного (в начале) и заключительного (в конце) компли­мента и т. п.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Корпоративные нормы представляют собой особую разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся в общест­венных организациях, предпринимательских союзах, ассоциациях. Эти нормы содержатся прежде всего в уставах соответствующих организаций. Например, деятельность Московского политех­никума регулируется его Уставом. Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общест­венных организаций, а также права, обязанности, ответствен­ность членов этих организаций. Исполнение корпоративных норм обеспечивается самими организациями: их нарушение влечет за собой организационное наказание - исключение из организации, общественное порицание и т. д.

Под религиозными нормами понимаются правила пове­дения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и др.) либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплета­ясь с обычаями, моралью и правом. В современных светских государствах религиозные нормы регулируют частную жизнь и внутренний мир верующего человека. Правовые нормы - это правила поведения, установлен­ные или санкционированные государством, а иногда и непосред­ственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

2. Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. Сово­купность существующих в государстве правовых норм называется правом.

.Право характеризуется следующими при­знаками:

1) нормативностью. Право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуа­цию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адре­сатов правовых норм может быть различен: например, норма Кон­ституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатст­вам, касается всех, находящихся на территории России, а конститу­ционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей;

2) общеобязательностью. Правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости оттого, как те к ним относятся, нравят­ся они им или нет;

3) формальной определенностью. Правовые нормы вы­ражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и, в силу этого, отличаются большой степенью определенности и ясности. Нормы права четко, в деталях фикси­руют требования, предъявляемые к поведению людей, а сами субъекты права знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, а также вид юридической ответственности, к которой они могут быть привлечены в случае нарушения требований правовых норм;

4) системностью. Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они выте­кают друг из друга, образуя целостную систему, называемую сис­темой законодательства;

5) многократностью применения. Нормы права рассчи­таны на регулирование не единичного отношения, а, напротив, неограниченного количества случаев, возникающих в типичных жизненных ситуациях;

6) гарантированностью государством. Реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и воз­можностью применения государственного принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их испол­нения.

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соот­ветствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воз­действовать на поведение членов общества правовыми средствами;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

г) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастаю­щего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

д ) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необ­ходимых и желательных принципах и правилах поведения.

3 Право состоит из норм, представля­ющих собой своего рода «кирпичики», из которых построено все здание права.

Право и правовая норма соотносятся между собой как целое и его часть.

Нормой права называется общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкциони­рованное государством, обеспечиваемое возможностью государ­ственного принуждения и являющееся регулятором обществен­ных отношений.

Каждая норма права характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, что правовая норма может эффективно регулировать общественные отношения только в том случае, если в ней определяется и правило поведения, установленное государством в качестве общеобязательного, и условия воплоще­ния данного правила в жизнь, и меры принуждения, применяемые за несоблюдение этого правила. Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определя­ются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начи­нает действовать.

Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на те неблагоприятные последствия, которые могут быть применены к нарушителю, не выполнившему требований диспозиции. Санк­ция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Санк­ции - это не просто общие порицания нарушителей: как правило, они имеют форму мер ответственности (наказания, взыскания, возмещение ущерба и пр.).

Возьмем простейшую норму права и рассмотрим ее по эле­ментам: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уничтожение (разо­рение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания живот­ных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Гипотезой является слово «каждый», т. е. данная норма рас­пространяет свое действие абсолютно на всех. Диспозицией явля­ется часть, в которой устанавливается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в том числе не уничтожать различные места обитания животных. Наконец, последняя часть нормы - санкция - предусма­тривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установ­ленное нормой правило поведения: он будет предупрежден или оштрафован на указанную в законе сумму.

Зачастую кажется, что во многих правовых нормах наличе­ствуют только два элемента - гипотеза и диспозиция или же гипо­теза и санкция. Так происходит потому, что норма права и статья закона часто не совпадают. Например, гипотеза и диспозиция рассмотренной выше нормы содержатся в Конституции РФ, а санкция - в Кодексе Российской Федерации об административ­ных правонарушениях.

Все правовые нормы по различным кри­териям и основаниям могут быть разде­лены на определенные группы и виды:

1. В зависимости от вида регулируемых общественных отно­шений нормы делятся на конституционно-правовые, админи­стративно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейно-правовые и т. п. Правовые нормы сущест­вуют в рамках определенных отраслей права, связаны со сходны­ми нормами и в совокупности регулируют однородные обществен­ные отношения.

2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юриди­ческая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы Конституции (их иногда выделяют в отдельную группу).

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавлива­ют обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных продолжительных действий). Примером обязывающей нормы является норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». К запрещающим нормам относятся все нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонару­шениях и Особенной части Уголовного кодекса Российской Феде­рации. Управомочивающей нормой является норма, согласно которой «каждый имеет право на образование» (ст. 43 Конститу­ции РФ).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), времен­ные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в пе­риод чрезвычайных ситуаций). Большинство правовых норм является нормами неопределенно-длительного времени действия. Временные нормы содержатся, в частности, в бюджете Российской Федерации, который принимается сроком на один год. Примером чрезвычайных норм являются нормы, устанавливающие комендантский час в той или иной местности на период действия там чрезвычайного поло­жения.

5. По кругу субъектов права нормы делятся на общие (рас­пространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права). Общей является норма, содержа­щаяся в ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност­ных лиц». На определенный круг субъектов права - военнослужа­щих - распространяет свое действие норма права, содержащаяся в ч. 1 ст. 337 Уголовного кодекса РФ: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжитель­ностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - на­казываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года». Исклю­чительную норму содержит в себе ст. 113 Конституции РФ, глася­щая: «Председатель Правительства Российской Федерации в со­ответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу». Под действие данной нор­мы попадает только один субъект права - Председатель Прави­тельства РФ.

6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей тер­ритории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим норма­тивно-правовым актом). Нормами общего действия являются все нормы Конституции РФ, нормами местного действия - например, нормы, содержащиеся в Уставе г. Москвы.

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов права) и диспозитивные (предоставляют субъектам права возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей). Императивной является норма, закрепленная в ст. 1 Федерального конституционного за­кона «О судебной системе Российской Федерации»: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». Диспозитивную норму содержит ст. 32 Семейного кодекса РФ: «Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в каче­стве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга».

8. По функциональному назначению правовые нормы под­разделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, в них закрепляются права и обязанности участников правоотношений) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государствен­ных органов по осуществлению и защите материальных норм). Часть 2 ст. 47 Конституции РФ, в которой обвиняемому в совер­шении преступления предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, устанавливает материальную норму. К процессуальным же нормам относится правило, содержащееся в ч. 4 ст. 217 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать: 1) о рассмотрении уголовного дела судом с уча­стием присяжных заседателей - в случаях предусмотренных пунк­том 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса. При этом сле­дователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участие присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделить дело в отдельное производство уголов­ное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей».

4. Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования, называемые источниками (формами) права.

Источники (формы) права - это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Все источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государ­ства. Эта деятельность может выражаться в разработке и издании государством юридических норм, выражающих его волю (право­творчество), и придании юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование).

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, ре­лигиозные тексты и нормативно-правовой акт.

Исторически первым источником права явля­ется правовой обычай. Правовой обычай — это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого га­рантируется государственным принуждением. Как правило, госу­дарство санкционирует только прогрессивные обычаи, которые отвечают его интересам, и запрещает обычаи реакционные (например, обычай кровной мести, умыкание невесты и т. д.).

На ранних этапах человеческой истории обычай играл важ­ную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существовавшие в первобытном обществе обычаи не только вы­ражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой. Очевидно, что при том уровне развития человечества обычаи нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей. Однако устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании факта его существования (например, в суде). Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям государство стало придавать письменную форму. При формировании правовых систем европейских стран обычаи часто записывались в юридические документы под названием «Правда» — Русская Правда, Саллическая Правда, Саксонская Правда и др.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначи­тельное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако существуют страны, в которых роль обычаев все еще велика: это развивающиеся страны Азии, не относящиеся к мусульманской, китайской или японской правовой системе (на­пример, Непал), а также немусульманские страны Африки и Оке­ании. Недооценивать значение обычая как источника (формы) права не стоит, особенно когда речь идет об обычаях, действую­щих в масштабе крупных регионов и даже целых стран, например, обычаи морских портов.

В Российской Федерации правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. Обычаем делового оборота называется сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет. В последнем случае существование такого обычая подлежит доказыванию с помощью экс­пертов, знакомых со сферой его применения.

Правовые обычаи существуют и в сфере управленческой деятельности. Они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами, их оформлением. Такие обычаи называются деловыми обычаями, или деловым обыкновением. Зачас­тую они оформляются инструкцией по делопроизводству, стано­вясь нормативно-правовым актом.

Судебный прецедент — это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен еще со времен Древнего Рима. Он также широко использовался в качестве источника права и в Средние века. Прецедентное пра­во первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была традиционно высокой, и впоследствии распространилось на боль­шинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент явля­ется одним из основных источников права в Австралии, Канаде, США и многих других странах.

Формирование прецедента в качестве источника права свя­зано с тем, что законы и иные нормативно-правовые акты регули­руют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Однако жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных правил. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нор­мы для решения конкретного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому он своим решением фактически создает новую правовую норму, которая, получая обязательную силу, применяется впоследствии другими судами. Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф определенного размера, то в случае рассмотрения судом дела о краже точно такого компьютера и при условии, что обстоя­тельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначит преступнику точно такое же наказание. Таким образом, рассматривая дело, судья той страны, где прецедент является источником права, сначала должен признать обстоятельства решаемого дела сходными с каким-либо делом, по которому уже было вынесено решение. От этого зависит приме­нение или неприменение им прецедентной нормы. Если обстоя­тельства признаются аналогичными, действует прецедент. Если нет — судья сам создает новую правовую норму, т. е. становится законодателем.

В российской системе права судебный прецедент источни­ком права не признается, и при рассмотрении уголовных или гражданских дел российские суды на него опираться не могут.

Нормативным договором называют соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобяза­тельный характер. Нормативный договорявляется компромиссом договаривающихся сторон. В норма­тивных договорах может быть выражена согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или несколь­ких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры). К последним относятся так называемые типовые до­говоры, которые представляют собой форму участия государст­ва в регулировании различного рода отношений (в основном гражданско-правовых и семейных). В типовом договоре, имею­щем обязательную юридическую силу и поэтому выступающем в качестве формы права, устанавливаются непременные основ­ные условия тех или иных соглашений.

Правовая доктрина. Этот источник права представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого при­влечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм. Еще в Древнем Риме формулы и суждения известных юристов Ульпиана, Гая, Павла, Модестина, Папиниана и других по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нормативно-право­вых актов. Впоследствии в Восточной Римской империи (Византии) сочинения римских юристов легли в основу знаменитого Кодекса императора Юстиниана. Этот Кодекс в свою очередь лег в основу Гражданского кодекса Наполеона Бонапарта 1804 г., а последний послужил образцом гражданских кодексов большинства совре­менных европейских стран, в том числе и Гражданского кодекса РФ. Сегодня правовая доктрина как источник права широко исполь­зуется в мусульманских странах, где она служит основой для разре­шения имущественных, брачно-семейных споров. Мнения мусуль­манских юристов (улемов) по поводу толкования положений священных мусульманских книг - Корана и Сунны - признаются в странах мусульманской правовой системы источником права. Нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых английские судьи.

В российской правовой системе правовая доктрина источ­ником права не признается.

Религиозные тексты. Священные книги как источник права преж­де всего имеют широкое распространение в мусульманских странах, многие из которых представляют собой теократические государства. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.

Коран - священная книга ислама. По мусульманским пове­рьям считается, что Коран - это речь самого бога, с которой он об­ратился к пророку Мухаммеду на чистейшем арабском языке. Сунна -сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммада. В случае, если предписания Корана или Сунны оказываются слишком общими или в них существует пробел относительно правил пове­дения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осу­ществляется с помощью толкования Корана или Сунны. Такое толкование имеют право давать только специальные мусульман­ские правоведы. Как и мнения ученых-юристов религиозные текс­ты в российской правовой системе источником права не являются.

Нормативно-правовой акт - это издан­ный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. Нормативно-правовые акты издаются только компе­тентными органами с соблюдением в установленном законом по­рядке и обладают определенной юридической силой. Под юриди­ческой силой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актам. Юридическая сила показывает место нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.

5. Виды нормативно-правовых актов. В зависимости от юридической силы норма­тивно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти (монархом или парламентом) или всеми гражданами на референдуме. Они обладают высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов государства. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не могут им противоречить.

Законы бывают основными и текущими. К основным зако­нам относятся, прежде всего, Конституция РФ и федеральные конституционные законы.

Конституция РФ занимает ведущее место в системе законодательства России. Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. В отличие от остальных законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты, в том числе и законодательные, не должны противоречить конституцион­ным положениям, а сами законы принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы - это те зако­ны, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке. Например, ст. 70 Конституции РФ гласит, что государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавли­ваются федеральным конституционным законом. В соответствии с положениями данной статьи 29 декабря 2000 г. были приняты и в настоящей момент действуют три федеральных конституци­онных закона: «О Государственном гербе Российской Федера­ции», «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации».

Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов выделяются кодексы - законы, с помощью кото­рых систематизируются юридические нормы в какой-либо опреде­ленной отрасли права (например, с помощью Уголовного кодекса РФ систематизированы нормы уголовного права).

Совокупность всех действующих законов называют зако­нодательством Российской Федерации.

.Законы характеризуются следующими при­знаками:

1) принимаются только высшими представительными органами государственной власти - Федеральным Собранием Российской Федерации или парламентами субъектов Российской федерации, в особом порядке, предусмотренном Кон­ституцией РФ, конституцией или уставом субъекта РФ и регламен­том соответствующего парламента. Действующая Конституция РФ была принята на референдуме;

2) регулируют наиболее значимые сферы общественных отно­шений;

3) обладают высшей юридической силой: любой иной право­вой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;

4) имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Основными реквизитами законодательного акта являются:

· название органа, принявшего закон;

· название закона;

· номер и дата принятия закона;

· преамбула, т. е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;

· нормативно-правовое содержание закона;

· указание на вступление закона в юридическую силу и от­мену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения;

· подпись соответствующего должностного лица (для зако­нов Российской Федерации - Президента РФ).

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называе­мых статьями. В статье могут содержаться либо одна, либо не­сколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядко­вый номер.

Статья может быть разделена на части, а части иногда де­лятся на пункты и абзацы. В большинстве вновь принимаемых кодексов, ФКЗ и ФЗ части статьи обозначаются порядковым но­мерам, а пункты - буквами. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта, части или статьи. Для удобства пользо­вания законом его статьи объединяют в главы, главы в параграфы, а параграфы - в разделы.

Законы регулируют только важнейшие, основополагающие общественные отношения. Однако в обществе постоянно возни­кает множество других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации. Да и сами законы носят наиболее об­щий характер, требуют своего развития и конкретизации. Этими обстоятельствами обусловлена потребность в издании другого вида нормативно-правовых актов - подзаконных.

Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов Российской Федера­ции стоят указы Президента РФ. Президент РФ является главой российского государства, однако и он, как гражданин и как долж­ностное лицо, обязан соблюдать Конституцию и законы Россий­ской Федерации.

Указам Президента РФ не должны противоречить постанов­ления Правительства России, ведомственные акты (приказы и ин­струкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти.

Наряду с перечисленными выше существуют и подзаконные акты, издаваемые внутри отдельных организаций.

Действие нормативно-правовых актов во времени. Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно опреде­лить действие нормативно-правового акта, содержащего эти нормы, во вре­мени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления норматив­но-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступ­ления его в силу: определяется точная календарная дата, с кото­рой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступил в силу с 1 июля 2002 года, что было указано в федеральном законе о введении в действие данного акта.

Если в нормативно-правовом акте момент начала его дейст­вия не определен, то он вступает в силу по истечении определен­ного срока после опубликования. Официальным опубликованием считается публикация текста закона (или иного акта) в четко опре­деленном издании, называющимся официальным. Например, для федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ - это журнал «Собрание законодательства Российской Фе­дерации», выходящий в свет еженедельно, а также ежедневная га­зета «Российская газета». Любые нормативно-правовые акты, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Акты, не подлежащие опубликованию и рассыла­емые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативно-правовых актов прекращается в сле­дующих случаях:

1) по истечении срока действия акта (самоотмена);

2) в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);

3) в случае принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена).

Утрата юридической силы нормативно-правовым актом может быть временной. Временная утрата имеет место в случае приостановления действия нормативно-правового акта на некото­рый срок, после которого нормативно-правовой акт снова начина­ет действовать.

Таким образом, по общему правилу должен применяться тот нормативно-правовой акт, который вступил в юридическую силу и не утратил ее. Однако из этого правила есть два исключения:

1) в отдельных случаях может иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действующего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия;

2) иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распро­страняет свое действие на правоотношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не имеет. В частности, согласно ст. 57 Конституции РФ обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые нало­ги или ухудшающие права налогоплательщика. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания.

Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части стра­ны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт.

Так, территория Российской Федерации включает в себя территорию всех ее субъектов, внутренние воды (реки, озера, вну­треннее море) и территориальное море, воздушное пространство над ними. Нормативно-правовые акты РФ также действуют на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежная полоса), которые, однако, в соот­ветствии с нормами международного права в состав территории государства не входят.

Действие нормативно - правового акта по кругу лиц. Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, т. е. действо­вать в отношении всех граждан и юри­дических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и т. п.). Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действу­ют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальнос­тью. Наиболее часто под действие принципа экстерриториально­сти попадают главы иностранных государств и правительств, члены иностранных государственных делегаций, дипломатические и кон­сульские представители иностранных государств и члены их семей. На них не распространяются уголовно-правовые нормы и нормы законодательства об административных правонарушениях.

Вопрос об ответственности этих лиц за совершенные ими право­нарушения решается дипломатическим путем: чаще всего они объявляются персоной нон грата, т. е. нежелательной персоной, и высылаются за пределы страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: