ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Психология человека как наука. Современные представления о предмете психологии человека. Житейская и научная психология о человеке..Представление о человеке в основных направлениях психологии: бихевиоризм как наука о поведении, психоанализ как учение о бессознательной психике, гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений.
2. Представление о человеке в основных направлениях психологии: самоактуализирующаяся личность в гуманистической психологии, человек познающий в когнитивной психологии, общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в отечественной психологии.
3. Взаимосвязь методологии, методов и методик. Методологические принципы исследования человека.
4. Требования, предъявляемые к организации психологического исследования. Этапы психологического исследования. Классификация методов психологического познания человека.
5. Методы психологического познания человека: наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности.
|
|
6. Понятие психики. Специфика психического отражения. Основные формы проявления психики. Общественно-историческая природа психики человека. Стадии развития психики. Становление низших форм поведения и психики. Развитие психического отражения у животных. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Ориентировочно-исследовательская фаза в деятельности животных.
7. Отличие человеческой психики от психики животных. Способность отражения абстрактных признаков, обобщения, инстинктивного познания, воображения, планирования и прогноза, сознательного управления и целенаправленного формирования психики и поведения. Знаковый, опосредованный, социальный характер человеческой психики.
8. Понятие о человеке. Материальность телесной организации и идеальность психической организации человека. Объектные и субъектные признаки человека.
9. Понятие о человеке-индивиде. Телесно-психическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков человека-индивида. Социально-биологические признаки человека-индивида: пол, возраст, этничность.
10. Понятие о человеке-личности. Социально-психологическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков человека-личности. Ролевые функции и социальный статус личности.
11. Понятие о человеке-индивидуальности. Основные признаки индивидуальности человека: единичность, неповторимость, оригинальность, уникальность, тождественность себе и самоидентичность.
12. Соматические свойства человека. Биохимические, физиологические и анатомические свойства организма и их влияние на психическую деятельность человека.
|
|
13. Психические свойства человека. Психическое взаимодействие с физическими объектами внешнего мира как источник психофизических свойств. Психика как субъективное отражение объективной действительности. Уровни и формы психического отражения. Характеристика психических процессов.
14. Психическое взаимодействие с организмом как источник психофизиологических свойств. Характеристика психических состояний.
15. Психологические свойства человека: социально-психологические, рефлексивные, деятельностно-психологические свойства. Трансформация психических свойств человека в психологические и духовные качества личности.
16. Самоотражение психической деятельности как источник рефлексивных свойств. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Сущность, структура, условия возникновения сознания. Сознание, язык, значение и смысл.
17. Сознание и самосознание. Психологические подходы к проблеме самосознания. Подходы к выделению критериев самосознания.
18. Картина мира и Я-концепция как базовые компоненты индивидуального сознания. Самопознание как компонент самосознания. Понятие о механизмах психологической защиты.
19. Осознаваемые и неосознаваемые явления в психике. Сознание и бессознательное. Измененные состояния сознания.
20. Предметно-практическое взаимодействие с миром вещей как источник деятельносто-психологических свойств. Категория деятельности, ее содержание и значение для психологии. Единство деятельности, сознания и личности. Активность и деятельность. Психологическая структура деятельности.
21. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Освоение деятельности. Умения, навыки и привычки.
22. Социальное взаимодействие с людьми как источник социально-психологических свойств. Психологическая характеристика общения. Содержание, цели и средства общения. Роль общения в психическом развитии человека.
23. Структура и функции общения. Виды общения. Подходы к пониманию общения в психологии. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения.
24. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение как познание и взаимопонимание.
25. Имплицитные функции психики: гностические, аффективные и регуляторные.
26. Эксплицитные функции психики. Виды трансформации эксплицитных функций.
27. Характеристика и трансформация коммуникативных эксплицитных функций психики.
28. Характеристика и трансформация информационных эксплицитных функций психики.
29. Характеристика и трансформация когнитивных эксплицитных функций психики.
30. Характеристика и трансформация эмотивных эксплицитных функций психики.
31. Характеристика и трансформация конативных эксплицитных функций психики.
32. Характеристика и трансформация креативных эксплицитных функций психики.
33. Аффективные психические образования. Формы проявления аффективных психических образований: эмоциональные реакции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация.
34. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические как результат общественного развития.
35. Мотивационные психические образования. Психологические компоненты мотивации: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения.
36. Темпераментные психические образования. Жизненное предназначение темперамента. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Психологическая характеристика свойств темперамента Основные типы темперамента.
37. Воля как особенное регуляторное образование. Психологическая структура волевого акта. Волевые качества человека и их развитие.
|
|
38. Внимание как особенное регуляторное образование. Основные функции внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Формирование и развитие внимания.
39. Ощущение как особенное сенсорно-перцептивное образование. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений. Свойства ощущений. Изменение и измерение ощущений. Закономерности ощущений.
40. Восприятие как особенное сенсорно-перцептивное образование. Физиологическая основа восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия. Закономерности восприятия. Предмет и фон восприятия.
41. Мнемические психические образования. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти.
42. Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти. Формирование и развитие памяти.
43. Интеллектуальные психические образования. Мышление как базовый компонент интеллекта. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи.
44. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления. Качества мышления.
45. Интеллектуальные психические образования. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Функции воображения. Механизмы воображения.
46. Виды воображения. Репродуктивное и творческое воображение. Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Воображение и творчество.
47. Креативные психические образования. Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Способности и задатки. Общие и специальные способности. Одаренность. Талант и гениальность.
48. Коммуникативно-речевые психические образования. Общая характеристика речи. Речь и язык. Свойства, функции, виды речи. Развитие речи.
49. Характер как индивидуально-психологическая особенность личности. Структура характера. Характер и темперамент. Формирование характера.
50. Психологическая компетентность и психологическая культура как психические образования человека
|
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.
3. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. - М.: Владос, 2010, 687 с.
4. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. - СПб.: Речь, 2009, 432 с.
б) дополнительная литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.
- Большой психологический словарь. Под ред. Мещеряков Б. Г.; Зинченко В. П. – М.: АСТ, 2009, 811 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Мир, 2009, 376 с.
- Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2009, 743 с.
- Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2009, 512 с.
- Психология внимания: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 704 с.
- Психология индивидуальных различий: Хрестоматия.Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 720 с.
- Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - М,: АСТ, 2009, 618 с.
- Психология мотиваций и эмоций: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.Ф. - М,: АСТ, 2009, 705 с.
- Психология мышления: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.Ф., Петухов В.В. - М,: АСТ, 2008, 672 с.
- Психология ощущений и восприятия: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Любимовой Г.Ю. - М,: АСТ, 2009, 688 с.
- Психология памяти: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 656 с.
- Психология. Учебник для вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2009, 656 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008.
- Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с.
в) программное обеспечение
При преподавании данной дисциплины используются:
· электронный учебник (лаборатория компьютерной диагностики):
1.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
2. Панферов В.Н. Психология человека. — СПб., 2000.
· таблицы, схемы,
· психологические задачи и упражнения,
· Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1998)
· КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 20 ноября 1989 г
· Этические принципы психологов и кодекс поведения (редакция 1992 г.)
· Конституция Российской Федерации www.constitution.ru
· Журналы по психологии: