Характер и деятельность

В зависимости от действий и поступков человека при одних и тех же социальных условиях и наследственных особенностях возникают разные свойства характера. С наибольшей очевидностью это обнаруживается при изучении развития и формирования характера у гомозиготных близнецов, воспитывающихся в родной семье.

Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков. У взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании характера.

Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер. Но для того чтобы примененные человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами. Автоматизм способов действия – необходимое следствие физиологической основы характера – условнорефлекторного функционального состояния, связанного с образованием определенного динамического стереотипа. Благодаря этому в критических условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возникают без предварительного размышления и без колебаний. Человек бросается в воду, чтобы спасти утопающего, подвергает себя смертельному риску, чтобы предотвратить аварию.

Как образуются такие автоматизмы способов действия? Можно наблюдать несколько различных психологических механизмов таких автоматизмов. Одни из них – привычки. Трудолюбие как черта характера невозможно без привычки к труду. Чистоплотность невозможна без соответствующих привычек поведения. Привычки образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важнейших условий формирования свойства характера – это повторное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках.

Однако привычки только тогда становятся основой определенных свойств характера, если они образуются и проявляются при соответствующем сознательном отношении личности. Так, систематически заставляя ребенка работать, наказывая его каждый раз, когда он не выполнит работы, можно воспитать у него привычку к труду. Но если труд для ребенка тягостен, если труд не доставляет ребенку радости, если он не видит смысла в труде, то, несмотря на привычку к труду, мы не сможем воспитать у ребенка трудолюбия как черты характера.

Таким образом:

Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждый общественно-исторический период характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Установить обратную связь. Задать несколько вопросов, ответы на которые отразят степень усвоения материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: